Дело № 2-458/2012 Р Е Ш Е Н И Е г. Псков ** ***** 2012 года Псковский городской суд Псковской области в составе председательствующего судьи Зайцевой Е.К., при секретаре Мирончук Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Согомоняна С.Ф. о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, У С Т А Н О В И Л: Согомонян С.Ф. обратился в суд с заявлением об отмене распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) от 14 февраля 2011 года №** о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина, подлежащего освобождению из мест лишения свободы. В обоснование заявленных требований указал, что приговором мирового судьи судебного участка № 22 г.Острова и Островского района Псковской области от ** ***** 2008 года за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст. 313 УК РФ он приговорен к окончательному наказанию в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы. 14 февраля 2011 года заместителем Министра юстиции России Лихачевым В.Н. вынесено распоряжение №**, согласно которому его пребывание (проживание) в Российской Федерации признано нежелательным сроком до 02 октября 2014 года, на него возложена обязанность покинуть территорию Российской Федерации. Вместе с тем, в период отбытия наказания ** июля 2011 года он заключил брак с гражданкой Российской Федерации – Х.А. После освобождения из мест лишения свободы, с октября 2011 года, он проживает вместе со своей супругой и ее несовершеннолетним ребенком – Х.А.А. по адресу: г.Псков, ул. О., д.**. Его родители – Б.А. и С.Ф. являются гражданами Российской Федерации и имеют постоянное место жительства по адресу: Псковская область, П. район, Е. волость, д.З. Кроме того они имеют в собственности на территории Российской Федерации квартиру и земельный участок с домом. Полагает, что в настоящее время его пребывание на территории Российской Федерации не создает реальной угрозы общественному порядку, правам и интересам граждан Российской Федерации, поскольку он в полном объеме отбыл назначенное ему наказание, полностью осознал свою вину, в настоящее время ведет добропорядочный образ жизни. В Республике Армения родственников у него не осталось, ехать ему некуда. ** ***** 2012 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной миграционной службы по Псковской области (далее – УФМС России по Псковской области) (л.д.30). ** ***** 2012 года заявитель Согомонян С.Ф. уточнил ранее заявленные требования, просил признать незаконным обжалуемое распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации, и отменить указанное распоряжение. Заявитель Согомонян С.Ф. заявленные требования полностью поддержал и просил их удовлетворить. Кроме того, пояснил, что он действительно совершил преступление на территории Российской Федерации. Вместе с тем, он осознал свою вину, раскаялся в содеянном и полностью отбыл назначенное ему судом наказание. В настоящее время у него есть семья, жилье, работа. Он является законопослушным гражданином, от правоохранительных органов не скрывается. Прибыв на территорию Российской Федерации в 2002 году, он пытался зарегистрироваться по месту жительства. Однако в регистрации ему было отказано в связи наличием в отношении него федерального розыска, объявленного в Республике А., за его уклонение от службы в армии. В 2006 году ему было отказано в регистрации по месту жительства по тем же основаниям, хотя на тот момент он уже имел на руках военный билет. Утверждает, что в настоящее время он не представляет угрозы для общества. Представитель заявителя Чечеткина Г.А. требования, заявленные ее доверителем, полностью поддержала и просила их удовлетворить. Кроме того, пояснила, что обжалуемое распоряжение не основано на законе, поскольку пребывание (проживание) Согомоняна С.Ф. в Российской Федерации не создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения. Преступления, за совершение которых он был осужден, не связаны с причинением вреда жизни и здоровью граждан. Наказание, за совершенные заявителем преступления, им полностью отбыто. Сведений, достоверно свидетельствующих о том, что Согомонян С.Ф. находится на территории Российской Федерации незаконно, не имеется. Просила признать обжалуемое распоряжение незаконным и отменить его. Представитель заинтересованного лица Минюста России - Жидок Н.С. заявленные требования не признала и пояснила, что, находясь на территории Российской Федерации, Согомонян С.Ф. совершил несколько преступлений, был осужден к лишению свободы. В период отбывания наказания он вновь совершил преступление. По месту отбывания наказания заявитель зарекомендовал себя с отрицательной стороны. В связи с этим 14 февраля 2011 года заместителем Министра юстиции Лихачевым В.Н. было вынесено обжалуемое распоряжение №** в отношении Согомоняна С.Ф., который был ознакомлен с распоряжением в марте 2011 года. Указанное распоряжение вынесено в строгом соответствии с законом. Поскольку Согомонян С.Ф. обжаловал данное распоряжение только в декабре 2011, то заявила о пропуске заявителем установленного законом срока на обжалование, в связи с чем просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Представитель заинтересованного лица УФМС России по Псковской области - Диаковская Э.Б. вопрос о законности оспариваемого распоряжения Минюста России от 14 февраля 2011 года №** оставила на усмотрение суда, при этом пояснила, что в базе данных ФМС России не имеется сведений о пересечении Согомоняном С.Ф. границы Российской Федерации, то есть его пребывание на территории России после освобождения из мест лишения свободы является незаконным. Заслушав заявителя Согомоняна С.Ф. и его представителя Чечеткину Г.А., представителей заинтересованных лиц – Минюста России Жидок Н.С. и УФМС России по Псковской области Диаковскую Э.Б., допросив свидетеля С.Ф., исследовав материалы дела, а также материалы уголовного дела № 1-169/07, суд не находит оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч.1 ст.17), а также гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч.1 ст.27). В силу ст.55 Конституции Российской Федерации вышеуказанные права могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно ч.3 ст.62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется как общим, так и специальным законодательством. Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан», согласно ст.2 которого законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Как следует из пояснений гражданина Республики А. Согомоняна С.Ф., с 1992 года он неоднократно въезжал на территорию Российской Федерации, где проживали его родственники. Доказательств законности въезда на территорию Российской Федерации и дальнейшего пребывания в РФ, а также сведения о датах въезда Согомонян С.Ф. суду не представил. Согласно заключению УФМС России по Псковской области от 09.06.2008г. по сведениям отдела адресно-справочной работы Согомонян С.Ф. зарегистрированным по месту жительства (пребывания), либо снятым с регистрационного учета по Псковской области не значится. По учетам архива отделения по вопросам гражданства УФМС России по Псковской области заявитель по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации в миграционную службу в установленном законом порядке не обращался. На миграционный учет заявитель был поставлен органами Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН России) только на период отбытия им наказания в местах лишения свободы. В соответствии с положениями ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. №114-ФЗ (в ред. от 06.12.2011 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы определен соответствующей Инструкцией, утвержденной Приказом Минюста РФ от 20.08.2007г. №171. При этом пункт 3 указанной инструкции предусматривает те же основания для принятия такого решения, что и положения статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" Судом установлено, что прибыв в очередной раз на территорию Российской Федерации в 2004 году Согомонян С.Ф. в период с 17 апреля 2004 года по 01 ноября 2006 года совершил три преступления, предусмотренные ст. 159 ч.2 УК РФ и одно преступление, предусмотренное ст. 163 ч.1 УК РФ, за которые был осужден приговором Псковского городского суда от ** ***** 2007 года к окончательному наказанию в виде 4 лет лишения свободы. В период отбывания наказания Согомонян С.Ф. вновь совершил преступление, предусмотренное ст. 313 ч.1 УК РФ (побег из мест лишения свободы лицом, отбывающим наказание), за которое приговором мирового судьи судебного участка №22 г.Острова и Островского района Псковской области от ** ***** 2008 года по совокупности приговоров осужден к наказанию в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. 31 октября 2008 года в период отбывания Согомоняном С.Ф. наказания по приговору суда, начальником Исправительной колонии №3 УФСИН России по Псковской области в отношении заявителя составлено заключение о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы. На основании указанного заключения и документов, представленных УФСИН России по Псковской области, ФСИН России 21 ноября 2008 года в отношении Согомоняна С.Ф. вынесено представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, как иностранного гражданина, подлежащего освобождению из мест лишения свободы. 14 февраля 2011 года, рассмотрев документы о нежелательности пребывания (проживания) Согомоняна С.Ф. в Российской Федерации, заместитель Министра юстиции РФ вынес распоряжение №**, которым признал пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина Республики Армения, Согомоняна С.Ф., нежелательным сроком до 02.10.2014 г. и обязал последнего покинуть территорию Российской Федерации (л.д.15). Принятие указанного решения мотивировано тем, что до осуждения Согомонян С.Ф. на территории Российской Федерации находился незаконно, его пребывание создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. Из пояснений Согомоняна С.Ф. следует, что указанное распоряжение фактически было им получено в марте 2011 года, в период нахождения в местах лишения свободы. ** июля 2011 года в период отбывания наказания Согомонян С.Ф. вступил в брак с Х.А. В силу положений ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. №114-ФЗ (в ред. от 06.12.2011 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации. 30 сентября Согомонян С.Ф. освободился из мест лишения свободы по отбытию наказания, что подтверждается справкой об освобождении №083296, но, не смотря на наличие указанного распоряжения от 14.02.2011г. №**, территорию Российской Федерации он не покинул. Допрошенный в качестве свидетеля отец заявителя – С.Ф. показал, что по приезду в Российскую Федерацию его сын зарегистрироваться в установленном законом порядке не смог, поскольку попал в ДТП. После освобождения из мест лишения свободы они обращались в УФМС России по Псковской области по вопросу регистрации Согомоняна С.Ф. по месту жительства. Точно сказать в каком году Согомонян С.Ф. последний раз приехал в Российскую Федерацию не смог, возможно, это было в 2007 году. В Республике А. у Согомоняна С.Ф. родственников почти не осталось, кроме бабушки и дедушки. Кроме того, пояснил, что в А. у Согомоняна С.Ф. могут возникнуть трудности с трудоустройством. Согласно данных, представленных суду УФМС России по Псковской области, сведений подтверждающих законность пребывания Согомоняна С.Ф. на территории Российской Федерации до заключения под стражу (в частности, данных о пересечении границы, о постановке на миграционный учет) не имеется. Заявителем указанные сведения суду также не представлены, в национальном паспорте Согомоняна С.Ф., выданном **** года (л.д. 19-21), указанных сведений не имеется. Таким образом, исходя из положений ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан», каких- либо документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в частности документов, подтверждающих въезд на территорию Российской Федерации с соблюдением установленных правил, у заявителя Согомоняна С.Ф. не имеется. При таких обстоятельствах суд находит установленным тот факт, что законных оснований на пребывание (проживание) в Российской Федерации у заявителя не имеется, что в силу ст.25.10 вышеуказанного закона является самостоятельным основанием для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации. Судом также установлено, что, находясь на территории РФ в период с 2004 года по 2008 год, заявителем неоднократно совершались преступные посягательства на имущественные права граждан (мошенничество и вымогательство), а также им было совершено преступление против правосудия (побег из мест лишения свободы). Из материалов уголовного дела №1-169/07 в отношении Согомоняна С.Ф., в частности из показаний, данных им при допросе в качестве обвиняемого 21.12.2006г. в присутствии защитника (л.д. 191-194), следует, что с 1999 года по 2002 год заявитель также отбывал наказание Республике Б. за совершенные там преступления. Согласно Заключения УФСИН России по Псковской области от 11.11.2008 года, на основании которого ФСИН России 21.11.2008 года в адрес Минюста России было направлено представление о необходимости принятия решения в отношении Согомоняна С.Ф. о его нежелательности пребывания в РФ, заявитель по месту отбытия наказания характеризуется отрицательно. Из пояснений Согомоняна С.Ф., данных им в судебном заседании, следует, что все его ходатайства об условно-досрочном освобождении из мест лишения свободы оставлены без удовлетворения. Оценив указанные обстоятельства суд приходит к выводу о том, что на момент вынесения обжалуемого распоряжения у должностных лиц Минюста России имелись основания полагать, что дальнейшее пребывание Согомоняна С.Ф. на территории Российской Федерации без законных на то оснований также создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. С учетом изложенного доводы Согомоняна С.Ф. о том, что в настоящее время он является законопослушным гражданином, трудоустроен, имеет семью, жилье и не намерен скрываться от правоохранительных органов, не могут служить основанием для признания обжалуемого распоряжения незаконным. Кроме того, суд учитывает, что Согомоняну С.Ф. на момент регистрации брака было известно о наличии распоряжения о нежелательности его пребывания на территории РФ. Таким образом, суд не находит оснований для отмены обжалуемого постановления по причине его незаконности. Кроме того, судом установлено, что о наличии обжалуемого распоряжения заявителю стало известно 14 февраля 2011 года (л.д.15). Не смотря на это, заявитель своим правом на обжалование указанного распоряжения в установленный ст. 236 ГПК РФ трехмесячный срок не воспользовался. Каких-либо доказательств, объективно подтверждающих невозможность обращения в суд за защитой нарушенного права в установленный законом срок, заявитель суду не представил. При таких обстоятельствах суд полагает, что заявителем пропущен срок на обжалование оспариваемого распоряжения, что в силу ст. 256 ГПК РФ также является основанием для отказа в удовлетворении заявления. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 197-199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Согомоняна С.Ф. о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 14 февраля 2011 года №** о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, отказать. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Псковский городской суд. Мотивированное решение изготовлено ** ***** 2012 года. Председательствующий Е.К. Зайцева Решение в апелляционном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.