решение по иску о признании незаконным и отмене в части постановления территориальной избирательной комиссии г. Пскова, о возложении обязанности перераспределить депутатские мандаты,



Дело № 2 – 1312/12

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

5 мая 2012 года г. Псков

Псковский городской суд

В составе:

председательствующего Синиловой Т.П.

при секретаре Васильевой Т.Г.

с участием прокурора Никитиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Псковского регионального отделения политической партии «Российская объединённая демократическая партия «ЯБОЛКО» о признании незаконным и отмене в части постановления территориальной избирательной комиссии г. Пскова, о возложении обязанности перераспределить депутатские мандаты, принять постановление в новой редакции, с последующим извещением заинтересованных лиц,

У С Т А Н О В И Л:

4 марта 2012 года состоялись выборы депутатов Псковской городской Думы пятого созыва.

Постановлением территориальной избирательной комиссии города Пскова от 07.03.2012 года № 33/199 выборы депутатов Псковской городской Думы пятого созыва по единому избирательному округу признаны состоявшимися и действительными; утверждён протокол о результатах выборов по единому избирательному округу; количество мандатов распределено следующим образом:

- Псковское областное отделение КПРФ - 3 мандата;

- Псковское региональное отделение ЛДПР – 1 мандат;

- Псковское городское местное отделение партии «Единая Россия» - 7 мандатов;

-Псковское региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – 1 мандат;

- Псковское региональное отделение Российской объединённой демократической партии «ЯБЛОКО» - 1 мандат.

Псковское региональное отделение политической партии «Российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО» (далее партия «ЯБЛОКО») обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления ТИК в части, ссылаясь на введение комиссией в Государственную автоматизированную систему «Выборы» алгоритма последовательного деления, не соответствующего пункту 3 статьи 110 Избирательного кодекса Псковской области, а именно деления с постоянным делимым, не являющегося по существу алгебраического действия последовательным делением, что привело к неправильному в количественном выражении распределению депутатских мандатов среди избирательных объединений.

При выполнении же последовательного деления, когда каждый полученный результат деления на число из ряда возрастающих натуральных чисел (делителей), начиная с двух, то есть частное становится делимым при следующем действии деления, политические партии, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов по итогам голосования по единому избирательному округу на выборах депутатов Псковской городской Думы пятого созыва, с учётом полученного одного мандата каждым в первом распределении, должны были получить: Псковское областное отделение КПРФ – 3 мандата, Псковское региональное отделение ЛДПР – 2 мандата, Псковское городское местное отделение партии «Единая Россия» - 4 мандата, Псковское региональное отделение Политической партии Справедливая Россия - 2 мандата, Псковское региональное отделение Российской объединённой демократической партии «ЯБЛОКО» - 2 мандата.

Заявитель считает, что произведённым ТИК распределением депутатских мандатов нарушено право избирателей, а также партии на избрание большего количества депутатов и тем самым её иное представительство в органе местного самоуправления. Увеличение количества мандатов предоставит другие, более широкие, возможности работать в комитетах и в целом влиять на принимаемые решения.

В связи с этим партия «ЯБЛОКО» просит признать незаконным и отменить п.3 постановления территориальной избирательной комиссии г. Пскова от 07.03.2012 года № 33/199 «О результатах выборов депутатов Псковской городской Думы пятого созыва по единому избирательному округу и об установлении итогов голосования на выборах депутатов Псковской городской Думы пятого созыва по единому избирательному округу».

Распределить количество мандатов между избирательными объединениями, допущенными к участию в их распределении по итогам голосования, по указанному выше варианту, обязав ТИК г. Пскова внести соответствующие изменения в оспариваемое постановление, приняв его в новой редакции, о чём известить заинтересованных лиц.

В судебном заседании представитель партии «ЯБЛОКО» Шлосберг Л.М. уточнил заявленные требования в части перераспределения судом мандатов между партиями и просил возложить эту обязанность на ТИК города Пскова.

Представитель ТИК г. Пскова Кротов В.М. с заявлением не согласился. Считает произведённое комиссией распределение депутатских мандатов правильным, а толкование закона представителем партии «ЯБЛОКО» ошибочным.

Представители Псковского городского местного отделения партии «Единая Россия» (далее партия «Единая Россия») Кирсенко Н.Ф., Псковской городской Думы и Главы города Пскова – Федьков И.Н. заявленные требования также не поддержали, считая решение ТИК в части количества распределённых мандатов между избирательными объединениями соответствующим закону.

Представитель Псковского регионального отделения ЛДПР - Иванов И.Е. просил удовлетворить заявление партии «ЯБЛОКО», полагая, что норма закона Псковской области, определяющая порядок распределения мандатов, в имеющейся редакции должна толковаться однозначно так, как это сделано представителем заявителя.

Представители Псковского областного отделения КПРФ и Псковского регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в суд не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Привлечённые судом в качестве заинтересованных лиц – Самуйлов А.Б. и Аленичев А.А. полностью поддержали позицию представителя ТИК г.Пскова, против удовлетворения заявления возражали. Кроме того, Самуйлов А.Б. считает субъективным толкование спорной нормы закона области представителем партии «ЯБЛОКО» Шлосбергом Л.М.

Заинтересованное лицо: Шеменев И.В. в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие; в письменном заявлении указал на поддержку позиции территориальной избирательной комиссии г. Пскова.

Выслушав мнение представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц и самих заинтересованных лиц, заключение прокурора Никитиной Е.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, исследовав материалы дела, суд находит заявление необоснованным, не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктом «н» статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ с последующими изменениями, муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные его уставом.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, в силу п.3 указанной нормы закона, а также порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. Законом субъекта устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта РФ видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов – допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри них.

Приведённая норма закона в части, касающейся правомочия субъекта Российской Федерации устанавливать виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов и порядок их применения, а также правомочия муниципального образования определять в своём уставе ту избирательную систему, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании, проверена Конституционным Судом РФ и постановлением от 7 июля 2011 года № 15-П признана не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Таким образом, установление вида избирательных систем, применяемых при проведении муниципальных выборов, и порядка распределения депутатских мандатов законом отнесено к полномочиям субъекта РФ.

В свете этих полномочий разделом 5 (статьи 100 – 115) Закона Псковской области от 01.08.2003 года № 295-оз (с последующими изменениями) Избирательный кодекс Псковской области установлены особенности проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, в том числе и методика распределения депутатских мандатов.

Согласно п.2 ст. 22 Устава муниципального образования «Город Псков» в редакции постановления Псковской городской Думы от 15.12.2005 года № 529 с последующими изменениями, из 25 депутатов, избираемых в Псковскую городскую Думу, 12 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 13 депутатов - по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за единые списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в порядке, определяемом федеральным законом и законом Псковской области.

Судом установлено, что 4 марта 2012 года состоялись выборы депутатов Псковской городской Думы пятого созыва, назначенные решением Псковской городской Думы от 9 декабря 2011 года № 2015.

По единому избирательному округу были зарегистрированы списки кандидатов в депутаты пяти избирательных объединений: Псковского областного отделения КПРФ, Псковского регионального отделения ЛДПР, Псковского городского местного отделения партии «Единая Россия», Псковского регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, Псковского регионального отделения Российской объединённой демократической партии «ЯБЛОКО», которые приняли участие в указанных выборах.

По итогам голосования, как следует из копии протокола № 2 ТИК об определении результатов выборов по единому избирательному округу, все партии преодолели установленный п.10 ст. 109 Избирательного кодекса Псковской области барьер и были допущены к распределению депутатских мандатов /л.д. 97/.

В соответствии с п.13 той же статьи закона ПО, единые списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии с методикой, предусмотренной статьёй 110 ИК Псковской области.

По принятой Законом Псковской области от 03.06.2011 года № 1080 –ОЗ Методике пропорционального распределения депутатских мандатов, избирательная комиссия муниципального образования подсчитывает сумму голосов, поданных по единому избирательному округу за единые списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов в соответствии с правилами, предусмотренными пунктами 10-12 статьи 109 ИК ПО. Каждый единый список кандидатов получает по одному мандату, а затем проводится распределение оставшихся депутатских мандатов в порядке, предусмотренном пунктами 3 -5 настоящей статьи.

Согласно пункту 3 сумма голосов избирателей, полученных каждым единым списком кандидатов, последовательно делится на числа из ряда возрастающих натуральных чисел (делителей), начиная с двух, до числа оставшихся нераспределённых по единому избирательному округу депутатских мандатов.

Полученные по всем единым спискам кандидатов частные, определённые с точностью до шестого знака после запятой, располагаются по убывающей.

Частное, порядковый номер которого равен числу распределяемых мандатов, является избирательной квотой, а число равных ей или превышающих её частных, которое имеет каждый единый список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, есть число депутатских мандатов, получаемых соответствующим единым списком кандидатов.

Исходя из установленной Уставом муниципального образования «Город Псков» численности депутатов, избираемой по единому избирательному округу, в количестве 13 человек, а также обязательной передаче каждому избирательному объединению, допущенному к распределению депутатских мандатов, по одному мандату, с учётом допуска пяти объединений, к последующему распределению подлежали 8 депутатских мандатов (13 - 5 =8).

Судом установлено и не оспаривается представителем заявителя, а также заинтересованными лицами, что по результатам голосования в Псковскую городскую Думу пятого созыва по единому избирательному округу голоса избирателей распределились следующим образом:

Псковское областное отделение КПРФ - 24 419 голосов избирателей (24,23%), Псковское региональное отделение ЛДПР – 8 024 голоса избирателей (7,96%), Псковское городское местное отделение партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 46 694 голоса избирателей (46,33%), Псковское региональное отделение политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» - 9 148 голосов избирателей (9,08%), Псковское региональное отделение Российской объединённой демократической партии «ЯБЛОКО» - 9229 голосов избирателей (9. 16%) /л.д. 97/.

С применением методики, предусмотренной ст. 110 Избирательного кодекса Псковской области в редакции Закона ПО от 03.06.2011 года № 1080 –ОЗ, избирательные объединения, допущенные к распределению мандатов, получили соответственно: КПРФ – 3 мандата, ЛДПР -1 мандат, «Единая Россия» - 7 мандатов, «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» -1 мандат, «ЯБЛОКО» - 1 мандат.

По пояснениям председателя ТИК города Пскова Кротова В.М., расчёт по указанной методике, именуемой метод «Империалли», применяемой во многих регионах России, производился с использованием системы ГАС «Выборы».

Правильность определения результатов математических действий при неизменном делимом (суммы голосов избирателей, полученных каждым списком) представителем заявителя не оспаривалась.

Приведённый выше по тексту решения анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что математическая модель подсчёта мандатов, а также критерии выбора такой модели федеральным законом не определены.

Пункт 3.1 статьи 23 ФЗ «О общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п. 18 ст. 35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержат лишь общие и единые требования к порядку распределения мандатов между списками кандидатов, выдвинутыми политическим партиями: пропорциональность числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

Таким образом, федеральный законодатель предоставляет законодателям регионов самостоятельность в выборе модели распределения мандатов.

Принимая во внимание изложенное, и, учитывая, что методика распределения депутатских мандатов принята Псковским областным Собранием депутатов в пределах своих полномочий, при этом законодательным органом субъекта РФ избрана та методика, которую он посчитал более приемлемой и аналогичная методика, как следует из судебной практики Верховного Суда РФ, используется в ряде регионов России, суд признаёт правильным распределение депутатских мандатов, в их количественном выражении, между партиями, допущенными к их распределению.

Доводы представителя партии «ЯБЛОКО» Шлосберга Л.М. об ошибочном толковании территориальной комиссией абз 1. пункта 3 статьи 110 Избирательного кодекса Псковской области; о необходимости, по его мнению, со ссылкой на алгоритм Евклида, использования последовательного деления, применяемого в алгебре, когда каждый полученный результат деления на число из ряда возрастающих натуральных чисел (делителей), начиная с двух (2,3,4,5 и т.д.), то есть частное, само становится делимым при следующем действии деления, являются несостоятельными.

Как следует из буквального толкования указанной нормы закона Псковской области, сумма голосов избирателей, полученных каждым единым списком кандидатов по единому избирательному округу, которая делится на числа из ряда возрастающих натуральных чисел, является неизменной.

Применение алгоритма Евклида при определении количества мандатов в саму норму, при её принятии законодательным органом субъекта РФ, как видно из текста закона, не заложено.

Ссылка на использование в законе выражения «последовательно делится», означающего, по мнению Шлосберга Л.М., в контексте правовой нормы непрерывность деления (то есть деления с изменяемым делимым), не может быть принята во внимание, поскольку сам Избирательный кодекс Псковской области, в частности статья 3, расшифровки этого понятия не даёт; в соответствии же со Словарём русских синонимов и сходных по смыслу выражений (под редакцией Абрамова Н.) синонимом слова «последовательно» является слово «по порядку».

В связи с этим суд соглашается с трактовкой п.3 ст. 110 ИК ПО, данной избирательной комиссией и применённой при распределении депутатских мандатов на выборах в представительный орган местного самоуправления.

Кроме того, предложенное представителем заявителя толкование закона не согласуется и прямо противоречит закреплённому федеральным законодателем, в частности п.18 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67 – ФЗ с последующими изменениями, критерию пропорциональности распределения мандатов числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

На необходимость формирования выборных органов и замещение мандатов на основании подлинной воли избирателей при соблюдении принципа равного избирательного права, в силу которого голоса избирателей имеют равный вес, то есть одинаково влияют на результат выборов, указал в своих правовых позициях и Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 июля 2011 года № 15-П.

Так, с учётом позиции Шлосберга Л.М., на 1 мандат ЛДПР будет приходиться 4012 голосов избирателей, 1 мандат партии «ЯБЛОКО» - 4614 голосов, 1 мандат партии «Справедливая Россия» - 4574 голоса, 1 мандат КПРФ – 8139 голосов, 1 мандат партии «Единая Россия» - 11673 голоса.

По мнению суда, такое распределение мандатов грубо нарушает принцип пропорционального представительства, является несправедливым, не отражает истинную волю избирателей, поскольку граждане, реализуя своё активное избирательное право, с учётом количества голосов, отдали своё предпочтение партии «Единая Россия», её политическому курсу и предвыборной программе.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявления Псковского регионального отделения политической партии «Российская объединённая демократическая партия «Яблоко».

С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197 -198, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Псковского регионального отделения политической партии «Российская объединённая демократическая партия «Яблоко» о признании незаконным и отмене п.3 постановления территориальной избирательной комиссии г. Пскова от 07.03.2012 года № 33/199 «О результатах выборов депутатов Псковской городской Думы пятого созыва по единому избирательному округу и об установлении итогов голосования на выборах депутатов Псковской городской Думы пятого созыва по единому избирательному округу»; о возложении на ТИК города Пскова обязанности перераспределить депутатские мандаты, вынести новое постановление, с последующим извещением заинтересованных лиц, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в Псковский областной суд через Псковский городской суд.

Судья: Т.П. Синилова

Решение не вступило в законную силу.