решение по иску о признании незаконным постановления Администрации города Пскова в части снятия истца с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-801/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

** *** 2012 года гор. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Теселкиной С.М.

при секретаре Федоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богданова С.В. к Администрации города Пскова о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, признании незаконным постановления Администрации города Пскова в части снятия с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и восстановлении в очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Богданов С.В. обратился в суд с иском к Администрации города Пскова о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, признании незаконным постановления Администрации города Пскова № ** от ** ***2011 года в части снятии истца и членов его семьи с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении Богданова С.В. и членов его семьи Богдановой Л.А. и Богдановой В.С. в списках граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005 года.

В обоснование иска истец и его представитель Мучицин О.А. указали, что на основании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации города Пскова от ** ***1991 года истец был поставлен на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, как офицер, уволенный в запас в связи с сокращением штатов.

Постановлением Администрации г. Пскова от ** *** 2011 года № ** он был снят с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 2.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», то есть в связи с отсутствием оснований для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

С данным решением Богданов С.В. не согласен, полагает его незаконным, нарушающим его права.

Поэтому он просит признать за ним право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, признать незаконным постановление Администрации города Пскова № ** от ** ***2011 года в части снятия его с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановить его и членов семьи Богданову Л.А. и Богданову В.С. в списках граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005 года с ** *** 1990 года

Представитель ответчика Администрации города Пскова Николаева И.В. иск не признала, сославшись на то, что истец был снят с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 2.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», то есть в связи с отсутствием оснований для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета, а именно в связи с тем, что он проходил военную службу менее 10 лет.

Третьи лица Богданова В.С. и Богданова Л.А. требования поддержали.

Выслушав истца Богданова С.В., его представителя Мучицина О.А., представителя ответчика Администрации города Пскова Николаеву И.В., третьих лиц Богданову В.С. и Богданову Л.А., исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными по следующим основаниям.

Статьей 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилого помещения или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ.

Судом установлено, что Богданов С.В. ** *** 1990 года был уволен с действительной военной службы по сокращению штатов (ст.46 Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 02.10.1985г. № 934) (л.д.7).

На день увольнения он имел общую продолжительность военной службы 9 лет 2 месяца 2 дня. После увольнения истец продолжил службу в органах внутренних дел и был уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Выслуга лет, в том числе в Министерстве обороны РФ по состоянию на ** ***2006 года составила 25 лет 03 дня.

** *** 1990 года на основании личного заявления (л.д. 14) истец составом семьи 3 человека, в том числе супруги Богдановой Л.А. и дочери Богдановой В.С., был принят на учет на получение жилой площади как военнослужащий сверхсрочной службы, уволенный в запас.

Постановлением Администрации города Пскова от ** ***2011 года № ** Богданов С.В. был снят с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием оснований для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Оценивая законность и обоснованность принятого Администрацией города Пскова решения, суд исходит из положений ст. 40 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ст. 11 ЖК РФ нарушенные жилищные права подлежат судебной защите.

Согласно п. 2.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

По мнению Администрации города Пскова, истец право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета не имеет, поскольку продолжительность военной службы составляет менее 10 лет.

Данную позицию суд находит ошибочной и нарушающей права истца по следующим основаниям.

Согласно пункту 14 «Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512, военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете: до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.

Так как жилое помещение Богданову С.В. до настоящего времени не предоставлено, данный пункт Правил, по мнению суда, применению в отношении него не подлежит.

Кроме того, приведенными пунктами статьи 56 ЖК РФ основание, принятое при вынесении решения Администрацией города Пскова о снятии истца с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не предусмотрено.

По мнению суда, содержащийся в указанной норме перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию он не подлежит.

Следует также учитывать, что в силу ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Суд полагает, что значимым обстоятельством является тот факт, что истец уволен с военной службы в 1990 году, то есть до введения в действие Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В соответствии с ранее действующим законодательством он имел право на льготы, предусмотренные постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 марта 1989 года N 237-74, от 20 января 1960 года N 74 и постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193, в частности, право на обеспечение жилплощадью.

Это обстоятельство подтверждается и выданным ему удостоверением (л.д. 9).

Требования относительно продолжительности военной службы 10 лет действующее на момент увольнения истца и принятия его на учет законодательство не содержало.

Поэтому суд полагает, что на момент увольнения и принятия истца на учет граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, он имел право на обеспечение жилым помещением.

Изменение законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не может и не должно ухудшать его положение.

Оценивая доводы сторон, суд принимает во внимание, что жилых помещений в собственности ни истец, ни члены его семьи не имеют, что подтверждается уведомлениями об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Суд полагает, что для разрешения настоящего спора необходимо учитывать и то обстоятельство, что Богданов С.В. состоял на учете граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 1990 года, то есть более 20 лет, однако до настоящего времени органами муниципальной власти жилым помещением он не был обеспечен.

Ему было предоставлено лишь служебное жилое помещение в закрытом военном городке, что подтверждается копией ордера (л.д. 29) и справкой филиала «П.» ОАО «С.».

Более того, состоя на учете в органах муниципальной власти, истец был фактически лишен возможности быть принятым на соответствующий учет по месту службы.

С учетом изложенного суд считает, что Администрацией города Пскова нарушены жилищные права истца, которые подлежат судебной защите.

Поэтому суд находит требования Богданова С.В. о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, признании незаконным постановления Администрации города Пскова в части снятия с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении в списках граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий обоснованными и удовлетворяет их в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Богданова С.В. к Администрации города Пскова удовлетворить.

Признать за Богдановым С.В. право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Признать постановление Администрации города Пскова № ** от ** ***2011 года в части снятия Богданова С.В. и членов его семьи с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным.

Обязать Администрацию города Пскова восстановить Богданова С.В. и членов его семьи Богданову Л.А. и Богданову В.С. в списках граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005 года с ** *** 1990 года.

Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ** ***2012г.

Судья С.М. Теселкина

Решение в апелляционном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.