решение по иску об изменении даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании внести изменения в сводный список граждан-участников программы `Жилище`



Дело № 2-394/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

**.**. 2012 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Семёновой Т.А.,

при секретаре Ивановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лыковой В.А., Лыкова А.Ю., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Л.Е. и Л.П., к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова, Администрации города Пскова, УФМС России по Псковской области по Псковской области, Государственному комитету Псковской области по делам строительства, ЖКХ, государственного строительного и жилищного надзора о признании права стоять на учете, исходя из даты постановки на жилищный учет в территориальном органом Федеральной миграционной службы, и внесении изменений в список граждан-участников подпрограммы получателей ГЖС,

У С Т А Н О В И Л :

Лыкова В.А., Лыков А.Ю., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Л.Е. и Л.П., обратились в суд с иском к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова об изменении даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и внесении изменений в список граждан-участников подпрограммы получателей ГЖС.

В обоснование иска указано, что Лыкова В.А. и Лыков А.Ю. имеют статус вынужденных переселенцев. 19 мая 1999 года они поставлены на учет для получения жилья в Управлении ФМС по Псковской области.

В январе 2000 года семья истцов была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в администрации г. Пскова.

В 2003 году Лыков А.Ю. вступил в брак, и у него родились дети – Л.Е., 2004 года рождения и Л.П., 2010 года рождения, которые также включены в состав семьи и в сводный список для получения постоянного жилья, как несовершеннолетние дети вынужденных переселенцев.

В настоящее время семья истцов составом семьи 4 человека состоит в сводном списке на получение жилищного сертификата.

Имея статус вынужденных переселенцев, истцы обратились в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова с просьбой об изменении в учетном деле даты постановки на жилищный учет, полагая, что их очередность на получение жилья должна исчисляться по дате постановки на учет в УФМС по Псковской области, а также просили внести соответствующие изменения в списки вынужденных переселенцев, признанных участниками подпрограммы, однако, получили отказ.

Истцы считают, что при включении членов их семьи в списки граждан – участников подпрограммы с учетом более поздней дате не были соблюдены требования действующего законодательства. Поэтому просят изменить дату постановки их семьи на жилищный учет согласно дате постановки на учет нуждающихся в получении жилья в миграционной службе по Псковской области, то есть с 19 мая 1999 года. А также внести соответствующие изменения в сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2012 годы, изъявивших желание получить сертификат в 2012 году по категории вынужденные переселенцы.

Решением суда от **.**. 2011 года решение истцов было удовлетворено в полном объеме заявленных требований.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от **.**. 2011 года решение суда в части признания датой постановки Лыковой В.А. и Лыкова А.Ю. на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений в категории вынужденных переселенцев составом семьи 4 человека в Управлении по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова 19 мая 1999 года отменено и в этой части постановлено новое решение об отказе Лыковой В.А. и Лыкову А.Ю. в удовлетворении указанного искового требования. В остальной части решение суда отменено и направлено на новое рассмотрение.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрации г Пскова, УФМС России по Псковской области, Государственный комитет Псковской области по делам строительства, ЖКХ, государственного строительного и жилищного надзора.

В судебном заседании Лыкова В.А. и Лыков А.Ю. изменили исковые требования и просили признать за ними право составом семьи 4 человека на участие в 2012 году и последующие годы (до получение сертификата) в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы исходя из даты постановки на учет в органах ФМС по Псковской области с 19 мая 1999 года и обязать Администрацию г. Пскова внести изменения в городской список, а Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора внести изменения в сводный областной список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить сертификат в 2012 году в категории вынужденные переселенцы, исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 19 мая 1999 года. В обоснование привели доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика - Администрации г. Пскова и Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова Хмелев С.Н. с иском не согласился и указал, что требование об изменении даты постановки на учет истцов было предметом рассмотрения в суде, и определением кассационной инстанции в данном требовании истцам было отказано. Требование о внесении изменения в списки вынужденных переселенцев, признанных участниками подпрограммы, вытекает из первого требования. При этом при формировании списка учитывалась дата постановки на учет в Управлении по учету и распределению жилой площади Администрация г. Пскова в хронологическом порядке, поэтому полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Представители ответчика – УФМС России по Псковской области Васильева Е.В. и Шеломанова Р.А. решение по иску оставили на усмотрение суда, пояснив, что в соответствии с приказом ФМС России № 21 от 20 мая 1994 года и инструкцией к нему была создана комиссия по распределению жилья вынужденным переселенцам. Списки состоящих на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилья подготавливались и велись территориальным органом миграционной службы, и на момент постановки на учет Лыковой В.А. не было обязанности передавать эти списки в Администрацию г. Пскова. В 2000 году был сформирован сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилья по более ранней дате их постановки на учет, а в 2006 году список был передан в орган местного самоуправления на основании Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года.

Представитель ответчика - Государственный комитет Псковской области по делам строительства, ЖКХ, государственного строительного и жилищного надзора Рыбина Е.А. исковые требования оставила на усмотрение суда, полагает, что право Лыковых нарушено. Также пояснила, что государственный комитет формирует сводный список на основании списка, составленного Администрацией г. Пскова. В случае, если в список Администрацией г. Пскова будут внесены изменения очередности, то соответствующие изменения Комитетом будут внесены в сводный список. Считают себя ненадлежащим ответчиком.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ч. 1. ст. 6 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец вправе самостоятельно выбрать место жительства.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 7 вышеуказанного закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством РФ в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.

Пунктом 4 ч. 1 названной статьи указанные органы предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья. Указанные социальные выплаты предоставляются за счёт средств федерального бюджета.

В судебном заседании установлено, что Лыкова В.А. имеет статус вынужденного переселенца с 11 мая 1999 года, а Лыков А. Ю. с 23 июля 2001 года, что подтверждается удостоверениями вынужденных переселенцев № *** и № *** (л.д. 29, 39).

Решением комиссии по распределению жилья беженцам и вынужденным переселенцам миграционной службы Псковской области от 19 мая 1999 года Лыкова В.А. и Лыков А.Ю. были поставлены на очередь на получение жилья (л.д. 7).

18 января 2000 года Лыкова В.А. обратилась с заявлением в комитет по жилищным вопросам Администрации г. Пскова о принятии на учёт для получения жилой площади составом семьи 2 человека, полагая при этом, что данное заявление не отразится на дате постановке её семьи на учёт нуждающихся в получении жилых помещений при формировании сводных списков.

Распоряжением Администрации г. Пскова от 31 января 2000 года № *** семья Лыковых в составе двух человек принята на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, учётный № *** с включением в льготный список под № *** (л.д. 8).

В 2003 году Лыков А.Ю. вступил в брак, и в 2004 году у него родилась дочь Е., а в 2010 году сын П., которые включены в сводный список для получения жилья.

В августе 2011 года истцы обратились с заявлением в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова с просьбой об изменении даты постановки на учет, исходя из даты постановки на учет в УФМС России по Псковской области с 19 мая 1999 года, но получили отказ. Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что семья Лыковых на основании заявления принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении распоряжением Администрации г. Пскова от 31 января 2000 года (л.д. 9).

Полагая, что их право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан», должно учитываться исходя из даты постановки на жилищный учет территориальным органом Федеральной миграционной службы, истцы обратились с указанным иском в суд.

Судом установлено, что приказом Федеральной миграционной службы от 26 мая 1994 года № 21 утверждена временная инструкция о порядке предоставления в пользование вынужденным переселенцам и беженцам жилья, постоянного или приобретенного за счет средств федерального бюджета РФ.

Названным приказом была создана комиссия по распределению жилья вынужденным переселенцам и беженцам.

Приказом Федеральной миграционной службы от 19 января 1995 года № 18 Комиссия ФМС России по распределению жилья беженцам и вынужденным переселенцам была реорганизована в Рабочую группу ФМС России и утверждено Положение о Рабочей группе и временное типовое Положение, которым предусмотрено ведение книги учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилья. Кроме того, территориальный орган миграционной службы на основании льготного и основного списка ежеквартально должен был направлять в ФМС России сведения о фактическом наличии вынужденных переселенцев, состоящих на учете для предоставления жилья, а также данные о наличии жилья и его заселения (п. 2.1, п. 4).

Таким образом, проанализировав названные приказы, Инструкцию и Положение судом установлено, что на момент постановки на жилищный учёт истцов в подразделении ФМС, законодательство не содержало обязательных указаний о постановке вынужденных переселенцев на жилищный учёт и в органах местного самоуправления. Истцы в органе местного самоуправления и в органах ФМС состояли на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий постоянно, с учёта не снимались.

В соответствии с абзацем 15 второго раздела подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011- 2015 года», право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 2 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

Согласно подпункт «ж» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

Пункт 24 Правил предусматривает, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получение жилых помещений).

Согласно п. 26 Правил сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте «ж» п. 5 названных Правил (вынужденных переселенцев), до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 данных Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Администрации города Пскова от 01.08.2011 года № 1667 «Об утверждении списков граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», изъявивших желание получить сертификат в 2012 году», Лыковы включены в указанный список под № *** с учетом даты их постановки на учет 31 января 2000 года на основании заявления от 18 января 2000 года (л.д. 73-74).

В сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год по Псковской области, утвержденный 19 августа 2011 года и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по делам строительства, ЖКХ, государственного строительного и жилищного надзора по согласованию с Управлением федеральной миграционной службы по Псковской области, Лыковы включены в раздел граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, под № *** с учетом даты постановки на учет 18 января 2000 года (л.д. 75-91).

Проанализировав вышеназванные нормы права и оценив в совокупности все обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилья, миграционная службы вела до принятия Постановления, утвердившего Правила предоставления жилищных сертификатов, на основании Приказа № 18 от 19.01.1995 года ФМС РФ и приказа Министерства по делам Федерации, национальной политике и миграционной политике РФ № 66 от 16.06.2001 года.

Как следует из содержания Постановления, указанные сводные списки и являлись основанием для органов местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий вынужденных переселенцев. Иного порядка признания вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилье, не требуется. Помимо этого, миграционная служба, устанавливая ежегодно статус вынужденного переселенца, проверяет для этого вопрос нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Одновременно с этим, вынужденные переселенцы могли, но не были обязаны в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 845 от 08.11.2000 года «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ» состоять в органах местного самоуправления на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании поданного личного заявления.

Списки же, ведущиеся ранее миграционной службой, органами местного самоуправления не учитывались, хотя они по своему смыслу должны учитываться в первую очередь, так как относятся только к вынужденным переселенцам, и само участие данных лиц в программе получения жилищных сертификатов возможно только при наличии статуса вынужденного переселенца и состояние на учете в миграционной службе в качестве нуждающихся в получении жилья.

При этом, п.п. «ж» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» не отменяет действие приказа Минфедерации РФ от 10.04.2001 № 31, определяющего специальные правила исчисления даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для вынужденных переселенцев.

Принимая во внимание, что истцы состояли на учёте нуждающихся в предоставлении жилья в территориальном органе Федеральной миграционной службе с 19 мая 1999 года, право Лыковых на получение жилья возникло именно с этой даты, следовательно, требования истцов суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В связи с тем, что формирование и утверждение сводного списка получателя государственных жилищных сертификатов на 2011-2015 годы было завершено, суд считает, что в соответствии с п. 24 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, истцы могут быть включены в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов по дате постановки на учёт в территориальном органе федеральной миграционной службы на 2012 год и последующие годы.

Таким образом, суд возлагает на Администрацию г. Пскова обязанность внести изменения в список граждан - участников подпрограммы «Выполнения государственных обязательство по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить сертификат в 2012 году, исходя из даты постановки на учет с 19 мая 1999 года.

Доводы представителя ответчика – Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова и Администрации г. Пскова о том, что требование истцов о признании права на участие в подпрограмме, исходя из даты постановки на учет в УФМС по Псковской области с 19 мая 1999 года уже были предметом рассмотрения и в этой части истцам было отказано, судом признаны несостоятельными, поскольку первоначально истцами было заявлено иное требование - об изменении даты постановки на учет в Управлении по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова.

Вместе с тем, требование истцов о возложении обязанности на Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора внести изменения в сводный областной список граждан-участников подпрограммы суд находит необоснованным, поскольку как было указано выше, в случае изменения даты постановки на учет в списке, сформированном Администрацией г. Пскова, Государственный комитет на основании представленного списка внесет соответствующее изменение в сводный список.

Таким образом, надлежащим ответчиком по данному спору является Администрация г. Пскова.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Лыковых удовлетворить частично.

Признать за Лыковой В.А., Лыковым А.Ю. составом семьи 4 человека в категории вынужденные переселенцы право на участие в подпрограмме «Выполнения государственных обязательство по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, с даты постановки на учет в территориальном органе Федеральной миграционной службе с 19 мая 1999 года.

Обязать Администрацию г. Пскова внести изменения в список граждан участников подпрограммы «Выполнения государственных обязательство по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить сертификат в 2012 году в категории вынужденные переселенцы, в соответствии с датой постановки Лыковой В.А., Лыкова А.Ю., Л.Е., **.**.2004 года рождения, Л.П., **.**.2010 года на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в территориальном органе Федеральной миграционной службе с 19 мая 1999 года.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено **.**. 2012 года.

Судья Т.А. Семёнова

Решение в апелляционном порядке обжаловано. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда решение оставлено без изменения. Вступило в законную силу.