Дело № 2-369/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации **.**. 2012 года город Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Семёновой Т.А., при секретаре Ивановой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аврамчук О.П., к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова, Администрации города Пскова, УФМС России по Псковской области, Государственному комитету Псковской области по делам строительства, ЖКХ, государственного строительного и жилищного надзора о признании права на внесение изменений в список, исходя из даты постановки на жилищный учет в ФМС, и внесении изменений в список граждан-участников подпрограммы получателей ГЖС, У С Т А Н О В И Л : Аврамчук О.П. обратилась в суд с иском к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова о признании права постановки на учет на получение жилой площади. В обоснование иска указано, что Аврамчук О.П. имеет статус вынужденного переселенца. 02 июля 1999 года она была поставлена на учет для получения жилья в Управлении ФМС по Псковской области. В сентябре 2000 года Аврамчук О.П. обратилась в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Имея статус вынужденного переселенца, истец обратилась в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова с просьбой об изменении в учетном деле даты постановки на жилищный учет, полагая, что ее очередность на получение жилья должна исчисляться по дате постановки на учет в УФМС по Псковской области, а также просила внести соответствующие изменения в списки вынужденных переселенцев, признанных участниками подпрограммы, однако, получила отказ. Истец считает, что при включении ее в списки граждан – участников подпрограммы по более поздней дате не были соблюдены требования действующего законодательства. Поэтому Аврамчук О.П. просит суд обязать Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова изменить дату постановки ее на жилищный учет согласно дате постановки на учет нуждающихся в получении жилья в миграционной службе по Псковской области, то есть с 02 июля 1999 года. Решением суда от **.**. 2011 года требования Аврамчук О.П. были удовлетворены в полном объеме. Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от **.**. 2011 года решение суда в части признания датой постановки Аврамчук О.П. на учет нуждающихся в получении жилых помещений в категории вынужденных переселенцев составом семьи 1 человек в Управлении по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова 02 июля 1999 года отменено и в этой части постановлено новое решение об отказе Аврамчук О.П. в удовлетворении указанного требования. В остальной части решение суда отменено и направлено на новое рассмотрение. Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация г. Пскова, УФМС России по Псковской области, Государственный комитет Псковской области по делам строительства, ЖКХ, государственного строительного и жилищного надзора. В судебном заседании Аврамчук О.П. уточнила исковые требования и просила суд признать за ней право на внесение в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, исходя из даты постановки на учет в Управлении ФМС России по Псковской области 02 июля 1999 года и обязать Администрацию г. Пскова внести изменения в список, граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить сертификат в 2012 году в категории вынужденные переселенцы, исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях – 02 июля 1999 года. В обоснование привела доводы, изложенные в заявлении. Представитель ответчика - Администрации г. Пскова и Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова Хмелев С.Н. с иском не согласился и указал, что при формировании списка учитывалась дата постановки на учет в Управлении по учету и распределению жилой площади Администрация г. Пскова, а поэтому полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Представители ответчика – УФМС России по Псковской области Павлова Н.А. и Шеломанова Р.А. решение по иску оставили на усмотрение суда, пояснив, что в соответствии с приказом ФМС России № 21 от 20 мая 1994 года и инструкцией к нему была создана комиссия по распределению жилья вынужденным переселенцам. Списки состоящих на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилья подготавливались и велись территориальным органом миграционной службы, и на момент постановки на учет Аврамчук О.П. не было обязанности передавать эти списки в Администрацию г. Пскова. В 2000 году был сформирован сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилья по более ранней дате их постановки на учет, а в 2006 году список был передан в орган местного самоуправления на основании Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года. Представитель ответчика - Государственного комитета Псковской области по делам строительства, ЖКХ, государственного строительного и жилищного надзора в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени разбирательства дела, просил о рассмотрении дела без участия представителя. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ч. 1. ст. 6 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец вправе самостоятельно выбрать место жительства. В силу п. 2 ч. 1 ст. 7 вышеуказанного закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством РФ в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности. Пунктом 4 ч. 1 названной статьи указанные органы предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья. Указанные социальные выплаты предоставляются за счёт средств федерального бюджета. В судебном заседании установлено, что Аврамчук О.П. имеет статус вынужденного переселенца с 04 декабря 1996 года, что подтверждается удостоверением № *** (л.д. 7). Решением комиссии по распределению жилья беженцам и вынужденным переселенцам миграционной службы Псковской области от 02 июля 1999 года Аврамчук О.П. была поставлена на очередь на получение жилья (л.д. 6). 28 сентября 2000 года Аврамчук О.П. обратилась с заявлением в комитет по жилищным вопросам Администрации г. Пскова о принятии на учёт для получения жилой площади составом семьи 2 человека (л.д. 13), полагая при этом, что данное заявление не отразится на дате постановке её на учёт нуждающихся в получении жилых помещений при формировании сводных списков. Распоряжением Администрации г. Пскова от 06 октября 2000 года № *** Аврамчук О.П. составом семьи 2 человека, включая сына, принята на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, с присвоением учетного № *** (л.д. 14-15). 17 мая 2006 года Аврамчук О.П. обратилась в Администрацию г. Пскова с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории вынужденные переселенцы (л.д. 16-17). В сентябре 2011 года истец обратилась с заявлением в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова с просьбой об изменении даты постановки на учет, исходя из даты постановки в УФМС России по Псковской области с 02 июля 1999 года, но получила отказ. Основанием отказа явилось то, что положениями Правил выпуска и реализации ГЖС установлено, что список граждан, изъявивших желание получить сертификат, формируется в той хронологической последовательности, в какой они были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом указано, что для Аврамчук О.П. датой постановки на учет является 06 октября 2000 года (л.д. 5). Полагая, что ее право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан», должно учитываться исходя из даты постановки на жилищный учет территориальным органом Федеральной миграционной службы, истец обратилась с указанным иском в суд. Судом установлено, что приказом Федеральной миграционной службы от 26 мая 1994 года № 21 утверждена временная инструкция о порядке предоставления в пользование вынужденным переселенцам и беженцам жилья, постоянного или приобретенного за счет средств федерального бюджета РФ. Названным приказом была создана комиссия по распределению жилья вынужденным переселенцам и беженцам. Приказом Федеральной миграционной службы от 19 января 1995 года № 18 Комиссия ФМС России по распределению жилья беженцам и вынужденным переселенцам была реорганизована в Рабочую группу ФМС России и утверждено Положение о Рабочей группе и временное типовое Положение, которым предусмотрено ведение книги учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилья. Кроме того, территориальный орган миграционной службы на основании льготного и основного списка ежеквартально должен был направлять в ФМС России сведения о фактическом наличии вынужденных переселенцев, состоящих на учете для предоставления жилья, а также данные о наличии жилья и его заселения (п. 2.1, п. 4). Таким образом, проанализировав названные приказы, Инструкцию и Положение судом установлено, что на момент постановки на жилищный учёт Аврамчук О.П. в подразделении ФМС, действовавшее на тот период времени законодательство не содержало обязательных указаний о постановке вынужденных переселенцев на жилищный учёт и в органах местного самоуправления. Истец в органе местного самоуправления и в органах ФМС состояла на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий постоянно, с учёта не снималась. В соответствии с абзацем 15 второго раздела подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011- 2015 года», право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Пунктом 2 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Согласно подпункт «ж» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Пункт 24 Правил предусматривает, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получение жилых помещений). Согласно п. 26 Правил сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте «ж» п. 5 названных Правил (вынужденных переселенцев), до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 данных Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением Администрации города Пскова от 01.08.2011 года № 1667 «Об утверждении списков граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», изъявивших желание получить сертификат в 2012 году», Аврамчук О.П. включена в указанный список под № *** с учетом даты ее постановки на учет в органе местного самоуправления – 06 октября 2000 года (л.д. 20-21). В сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год по Псковской области, утвержденный 19 августа 2011 года и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по делам строительства, ЖКХ, государственного строительного и жилищного надзора по согласованию с Управлением федеральной миграционной службы по Псковской области, Аврамчук О.П. включена в раздел граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, под № *** с учетом даты постановки на учет 28 сентября 2000 года (л.д. 9). Проанализировав вышеназванные нормы права и оценив в совокупности все обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилья, миграционная службы вела до принятия Постановления, утвердившего Правила предоставления жилищных сертификатов, на основании Приказа № 18 от 19.01.1995 года ФМС РФ и приказа Министерства по делам Федерации, национальной политике и миграционной политике РФ № 66 от 16.06.2001 года. Как следует из содержания Постановления, указанные сводные списки и являлись основанием для органов местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий вынужденных переселенцев. Иного порядка признания вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилье, не требуется. Помимо этого, миграционная служба, устанавливая ежегодно статус вынужденного переселенца, проверяет для этого вопрос нуждаемости в улучшении жилищных условий. Одновременно с этим, вынужденные переселенцы могли, но не были обязаны в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 845 от 08.11.2000 года «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ» состоять в органах местного самоуправления на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании поданного личного заявления. Списки же, ведущиеся ранее миграционной службой, органами местного самоуправления не учитывались, хотя они по своему смыслу должны учитываться в первую очередь, так как относятся только к вынужденным переселенцам, и само участие данных лиц в программе получения жилищных сертификатов возможно только при наличии статуса вынужденного переселенца и состояние на учете в миграционной службе в качестве нуждающихся в получении жилья. При этом, п.п. «ж» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» не отменяет действие приказа Минфедерации РФ от 10.04.2001 № 31, определяющего специальные правила исчисления даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для вынужденных переселенцев. Следовательно, доводы представителя ответчика Хмелева С.Н. о том, что при формировании списка учитывалась дата постановки на учет в Управлении по учету и распределению жилой площади Администрация г. Пскова не основаны на законе. Принимая во внимание, что истец состояла на учёте нуждающихся в предоставлении жилья в территориальном органе Федеральной миграционной службе с 02 июля 1999 года, право Аврамчук О.П. на получение жилья возникло именно с этой даты, следовательно, требования истца суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. В связи с тем, что формирование и утверждение сводного списка получателя государственных жилищных сертификатов на 2011-2015 годы было завершено, суд полагает, что в соответствии с п. 24 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, Аврамчук О.П. может быть включена в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов по дате постановки на учёт в территориальном органе федеральной миграционной службы на 2012 год и последующие годы. Таким образом, суд возлагает на Администрацию г. Пскова обязанность внести изменения в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить сертификат в 2012 году, исходя из даты постановки на учет с 02 июля 1999 года. С учетом изложенного, надлежащим ответчиком по данному спору является Администрация г. Пскова. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Аврамчук О.П. удовлетворить. Признать за Аврамчук О.П. право на внесение изменений в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, исходя из даты постановки на учет в Управлении ФМС России по Псковской области с 02 июля 1999 года. Обязать Администрацию г. Пскова внести изменения в список граждан-участников подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить сертификат в 2012 году в категории вынужденные переселенцы, в соответствии с датой постановки Аврамчук О.П. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в Управлении ФМС России по Псковской области с 02 июля 1999 года. В иске к остальным ответчикам отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено **.**. 2012 года. Судья Т.А. Семёнова Решение в апелляционном порядке обжаловано. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда решение оставлено без изменения. Вступило в законную силу.