Дело №2-530/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *** 2012 года город Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Емельяновой Л.В. при секретаре Недюрмагомедовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карева Ю.В. к Центру социального обеспечения военного комиссариата Псковской области об обязании произвести перерасчет выслуги лет как один месяц за три за время выполнения служебно-боевых задач в Чеченской Республике, УСТАНОВИЛ: Карев Ю.В. обратился в суд с иском к Центру социального обеспечения военного комиссариата Псковской области об обязании произвести перерасчет выслуги лет как один месяц за три за время выполнения служебно-боевых задач в Чеченской Республике. В обоснование заявленных требований указал, что с 23.07.2011г. является военным пенсионером, ветераном боевых действий. Выполнял служебно-боевые задачи в зоне боевых действий в Чеченской Республике населенный пункт Энгеной в/ч 07264-А с 16.04.01г. по 12.10.01г. и с 18.02.04г. по 01.12.04г., в звании прапорщика, в должности старшины роты. Полагает, что период службы с 16.04.01г. по 18.10.01г. и с 18.02.04г. по 01.12.04г. должен быть засчитан ему в выслугу лет при выходе на пенсию как один месяц за три в соответствии с Законом РФ №4328-1 от 21.01.1993 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах». С целью перерасчета выслуги лет он обратился с заявлением в Центр социального обеспечения военного комиссариата по Псковской области. Ответом № *** от 29.08.2011 г. в перерасчете выслуги лет как один месяц службы за три месяца отказано. Решение считает незаконным, поскольку в послужном списке указано, что он выполнял задачи по проведению контртеррористической операции на территории Северо-кавказского региона по обеспечению государственной безопасности и территориальной целостности РФ, разоружения бандформирований на территории Чеченской Республики в связи с чем, выслуга лет за время выполнения служебно-боевых задач в Чеченской Республике с 16.04.01 г. по 12.10.01 г. и с 18.02.04 г. по 01.12.04 г. подлежит включению в стаж как один месяц службы за три. Уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленные требования, просил суд обязать ответчика произвести перерасчет выслуги лет как один месяц за три за время выполнения служебно-боевых задач в Чеченской Республике с 16.04.2001 года по 12.10.2001 года и с 18.02.2004 года по 01.12.2004 года, произвести перерасчет пенсии с 23.07.2011 г. Истец Карев Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержал. Представитель ответчика - Военного комиссариата Псковской области Тарасова Т.П. (старший помощник отделения назначения пенсий и пособий центра социального обеспечения) в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что пенсионное обеспечение заявителя осуществляется по условиям и нормам, установленным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Статьями 13 и 18 Закона определено, что пенсия за выслугу лет назначается при наличии соответствующей выслуги лет, исчисленной в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Названный порядок определен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации». Исчисление выслуги лет на пенсию военнослужащим, представляемым к увольнению с военной службы, производится в порядке, предусмотренном пунктами 1-7 Постановления и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Расчет выслуги лет на пенсию старшему прапорщику Кареву Ю.В. составлен финансово-экономическим управлением Ленинградского военного округа. При составлении расчета выслуги лет Кареву Ю.В. засчитаны периоды воинской службы один месяц службы за три согласно выпискам из приказов командиров войсковых частей 07264-А и 74268-1V «О льготном исчислении выслуги лет и дополнительной денежной выплате военнослужащим, принимающим участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ и зачете выслуги лет, в льготном исчислении», подтверждающих непосредственное участие Карева Ю.В. в контртеррористической операции. Выписки из приказов, указанные заявителем, свидетельствуют лишь о прибытии на территорию Чеченской Республики и убытии с указанной территории. Следовательно финансово-экономическим управлением Лен ВО произведен зачет выслуги лет - один месяц службы за три за 2001 год в количестве 29 дней и за 2004 год в количестве 61 дней (срок, зачисляемый в выслугу лет-180 дней). Представитель третьего лица Управления финансового обеспечения по г. Санкт - Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия в судебном заседании иск не признал. Указал, что имеющимися в личном деле Карева Ю.В. выписками из приказов командира войсковой части 07264-А за 2001 год и командира войсковой части 74268-IV за 2004 г. подтверждено непосредственное участие заявителя в контеррористических операциях в общей сложности только за 90 дней, которые учтены при соответствующем льготном исчислении (один день за 3 дня). Остальные периоды службы Карева Ю.В. в 2001 и 2004 г. в подразделениях, включенных в состав группировки сил и средств для проведения конртеррористической операции засчитаны в льготном исчислении как один день службы за полтора дня, что соответствует пп. «ж» п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. №941. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца. Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца. В соответствии со статьей 7 вышеуказанного Закона право определять порядок установления факта выполнения задач при вооруженных конфликтах, а, следовательно, и зоны вооруженных конфликтов предоставлено только Правительству Российской Федерации. Следовательно, период службы подлежит зачету на льготных условиях только в том случае, если такой период проходил в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Постановлением Правительства РФ №1360 от 09.12.1994 года «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа» установлено, что вся территория Чеченской Республики относится к зоне вооруженного конфликта. 11 декабря 1995 года было издано Постановление Правительства РФ № 1210 «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике», в котором было вновь подтверждено отнесение всей территории Чеченской Республики к зоне вооруженного конфликта, и, кроме того, предоставлено право Министерству обороны и другим федеральным органам исполнительной власти принимать совместные решения об отнесении отдельных местностей, прилегающих к территории Чеченской Республики, к зоне вооруженного конфликта. Однако указанных совместных решений об отнесении местностей к зоне вооруженного конфликта не издавалось. Основанием для льготного исчисления выслуги лет является документально подтвержденный факт выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций». В обоснование заявленных требований истец указывает, что факт участия в зоне вооруженного конфликта и соответственно наличие у него права на соответствующие льготы подтвержден выписками из приказов командира войсковой части 74268 №203 от 24 октября 2001 года и №237 от 10.12.2004 года, в соответствии с которыми выслуга лет на пенсию за период нахождения в служебной командировке подлежит зачету на льготных условиях из расчета один месяц за три месяца. Судом установлено, что в период с 09 апреля по 24 октября 2001 года, с 11 февраля по 10 декабря 2004 года истец находился в командировке на территории республики Чечня, что подтверждается выписками из приказов командира войсковой части 74268 (л.д. 6, 7,9). Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 г. № 280 и пункту 2 приказа Министра обороны РФ от 4 января 1996 г. № 9, периоды фактического выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров соответствующих воинских частей. Вместе с тем, указанные выписки из приказов о нахождении истца в служебной командировке в Чеченской Республике, не могут являться достаточным доказательством для подтверждения выполнения специальных задач в зоне военного конфликта на территории Чеченской Республики, ввиду отсутствия документов, на основании которых они выданы и которые в силу вышеприведенных нормативных актов являются основаниями для исчисления периодов военной службы в льготном исчислении. Постановлением № 896 от 26.12.2001 года «О зонах вооруженных конфликтов» определено, что вся территория Чеченской Республики относилась к зоне вооруженного конфликта лишь с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. Таким образом, сам факт отнесения территории Чеченской Республики к зоне вооруженного конфликта в период нахождения истца в командировке опровергнут Постановлением № 896 от 26.12.2001 года «О зонах вооруженных конфликтов». С учетом изложенного, истец не может быть отнесен к категории военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, соответственно на него не могут распространяться дополнительные гарантии, предусмотренные для указанной категории лиц. Кроме того, суд считает, что истцом в обоснование своих требований не представлено бесспорных доказательств и относительно его участия в контртеррористических операциях в течение всего периода нахождения в служебных командировках с 09 апреля 2001 года по 24 октября 2001 года и с 11 февраля 2004 года по 10 декабря 2004 года, помимо тех дней, которые зачтены истцу в льготном исчислении как один день за три дня. Материалами дела не подтверждается ежедневное фактическое участие истца в специальных мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона РФ в вышеуказанные периоды командировки. Так, из объяснений свидетеля З.А. следует, что в период с апреля по октябрь 2001 года он совместно с Каревым Ю.В. принимал участие в контртеррористических операциях в составе батальона войсковой части 74268 на территории Чеченской Республики. Истец принимал участие в разведывательно-поисковых операциях, охране базового лагеря, охране спецподразделений, обеспечение безопасности при проведении выборов, участвовал в разоружении бандформирований. Пояснил, что участие в боевых операциях фиксировали в журнале боевых действий, издавались приказы. Ему были засчитаны периоды участия в боевых действиях на основании приказов. Свиедетель К.А. пояснил, что с февраля 2004 года по ноябрь 2004 года он совместно с Каревым Ю.В. проходил военную службу в войсковой части 74268-А с местом дислокации войсковой части в населенном пункте Энгеной Чеченской Республики. Карев Ю.В. в указанный период выполнял разведывательно-поисковые действия, охрану боевого лагеря, принимал участие в выставлении блокпостов для охраны, выполнял задачи по захвату бандформирований. Все оперативные мероприятия проводились на основании ежедневных приказов. Оценивая показания свидетелей, суд приходит к выводу, что свидетельскими показаниями подтверждено нахождение истца в служебной командировке в Чеченской Республике. Вместе с тем, данные лица не подтвердили факта участия Карева Ю.В. в проведении контртеррористических операций на территории Чеченской Республики в течение всего периода нахождения в служебной командировке. Само по себе нахождение истца в служебной командировке в Чеченской Республике не может расцениваться как участие в контртеррористических операциях, если они не связаны с непосредственным участием истца в специальных мероприятиях по пресечению террористической акции, обеспечению безопасности физических лиц, обезвреживанию террористов, минимизации последствий террористической акции. Кроме того, показания свидетелей, при отсутствии единственного правового основания для доказательства участия в проведении контртеррористических операций -приказа руководителя Регионального оперативного штаба, о привлечении истца к участию в контртеррористических операциях, не могут быть признаны достаточным доказательством по делу, поскольку противоречат действующему законодательству. Также суд считает несостоятельной ссылку истца и на то, что в послужном списке имеются отметки о том, что периоды службы на территории Чеченской Республики подлежат льготному исчислению из расчета один месяц службы за три, поскольку данные отметки также противоречат нормам действующего законодательства. Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона №130-ФЗ от 25.07.1998 года «О борьбе с терроризмом» (который действовал в период спорных правоотношений) контртеррористическая операция - это специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. «Зона проведения контртеррористической операции» определена как отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция. Согласно ст.22 Закона, в действовавшей в спорные периоды редакции, военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции - один день службы за три дня (если законодательством Российской Федерации не предусматривается более льготное исчисление выслуги лет). В соответствии со ст. 12 Федерального закона №130-ФЗ от 25.07.1998 года «О борьбе с терроризмом» все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. Указанный руководитель определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Социальная защита, лиц привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ (часть 2 статьи 19 Федерального закона «О борьбе с терроризмом»). В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.1997г. №535 «О дополнительных гарантиях и компенсациях сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, выполняющим задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) определено засчитывать, в частности военнослужащим, выполняющим задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии 1 месяц службы за 1,5 месяца. Право истца на включение в выслугу лет для исчисления пенсии спорных периодов в указанном льготном исчислении (из расчета 1 месяц службы за 1,5) ответчиком не оспаривается и подтверждено расчетом, из которого следует, что именно в таком порядке включены истцу периоды нахождения в командировке в Чеченской Республике. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.02.2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» сотрудникам органов внутренних дел, командированным в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики (подпункт "б" пункта 1), участвующим в контртеррористических операциях, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца (подп. а п. 4); время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции (подп. в п. 4). Соответственно, юридически значимым обстоятельством для исчисления выслуги лет в льготном порядке для назначения пенсии является факт непосредственного участия в контртеррористических операциях в составе специальных сил и сил Объединенной группировки на территории Северо-Кавказского региона России. При этом, предусмотрен специальный порядок установления данного факта - приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба. Приказами командиров войсковой части 07264-А и войсковой части №74268-IV, утвержденными руководителем Регионального оперативного штаба «О выплате денежного вознаграждения военнослужащим, принимавшим фактическое участие в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и зачете выслуги лет в льготном исчислении» истцу засчитаны в льготном исчислении в выслугу лет следующие периоды фактического участия в контртеррористических операциях: с 11.05.-14.05.2001, 20.05.-23.05.2001 г. (8 дней), с 25.06-27.06.2001 (3 дня), 04.07.2001 года, с 23.07.-28.07.2001 года (7 дней), с 15.08-19.08.2001 года (5 дней), с 02.09.-04.09.2001 года (3 дня), с 09.10.-11.10.2001 года (3 дня), с 22.02.-23.02.2004 года (2 дня), с 15.03-21.03.2004 года (7 дней), с 01.04-06.04.2004 года (6 дней), с 01.05-07.05.2004 года (7 дней), с 01.06 – 08.06.2004 года (8 дней), 01.07.2004 года (1 день), с 01.08-08.08.2004 года (8 дней), с 01.09.-08.09.2004 года (8 дней), с 01.10-10.10.2004 года (10 дней), с 01.11 – 04.11.2004 года (4 дня) (л.д. 39-54). Указанные дни были включены истцу в выслугу лет в льготном исчислении из расчета 1 день за 3 дня. На основании данных приказов истцу было выплачено соответствующее вознаграждение, иных приказов о фактическом участии истца в спорный период в контртеррористических операциях не представлено. Соответственно, остальное время нахождения истца в служебной командировке в Чеченской Республике в названный период времени не может быть засчитано в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за три месяца. Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 321 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Карева Ю.В. к Центру социального обеспечения военного комиссариата Псковской области об обязании произвести перерасчет выслуги лет из расчета один месяц за три за время выполнения служебно-боевых задач в Чеченской Республике с 16 апреля 2001 года по 12 октября 2001 года, с 18 февраля 2004 года по 01 декабря 2004 года, перерасчете пенсии с 23 июля 2011 года, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено *** 2012 года. Судья Псковского городского суда: Л.В. Емельянова Решение обжаловано в апелляционном порядке. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда оставлено без изменения. Вступило в законную силу.