Дело № 2-1278/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации **** 2012 года Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Овчинникова А.Г., при секретаре судебного заседания Лесковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Егорова А.А., Тимофеевой Т.А. и Тимофеева С.Д. о признании незаконным бездействия Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям и обязательстве направить в Администрацию г. Пскова схемы расположения земельных участков, УСТАНОВИЛ: Егоров А.А., Тимофеев С.А. и Тимофеева Т.Н. обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям (далее Комитет), который не направляет для утверждения в Администрацию города Пскова схемы расположения земельных участков. В обоснование требований указали, что 15 июня 2011 года они обратились в Комитет с заявлением о заключении договора аренды на земельный участок, расположенный по адресу: город Псков, улица Т., дом **. На момент обращения, единый земельный участок стоял на кадастровом учете и имел площадь 2592 квадратных метра. В процессе рассмотрения их заявления, земельный участок был снят с кадастрового учета по заявлению собственника - Комитета, в связи с превышением максимальной площади участка, установленной решением Псковской городской Думы от 16.10.2007 № 164 «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков». По требованию Комитета участок был разделен на два участка, соответствующих по размерам установленным ограничениям. 17 января 2012 года схемы земельных участков были представлены в Комитет вместе с заявлениями об обращении в Администрацию города Пскова для утверждения представленных схем на кадастровой карте города. Так как Комитет не выполнял возложенную на него обязанность и не направлял схемы в Администрацию города Пскова для утверждения, Егоров А.А., Тимофеев С.А. и Тимофеева Т.Н. обратились в суд с заявлением о признании бездействия Комитета незаконным и возложении обязанности обратиться с соответствующим заявлением в Администрацию города Пскова. В судебном заседании заявители и их представитель Федорова Н.В. заявление, с учетом внесенных дополнений и уточнений, поддержали. Полагают, что заявители, как собственники объектов недвижимости, имеют исключительное право приобретения земельных участков, на которых расположены их жилые помещения. Бездействие Комитета препятствует им реализовать свое право на получение земельных участков. Представитель Комитета Заруцкий А.А. полагает заявление необоснованным по следующим обстоятельствам. В соответствии с разделом 7 Постановления Администрации Псковской области от 06.12.2007 N 435 (ред. от 22.12.2011) "О Порядке принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена", заявитель должен представить заявление, в котором обязан указать испрашиваемое право на земельный участок. Такое заявление о предоставлении единого земельного участка, который стоял на кадастровом учете и имел площадь 2592 кв.м, было написано заявителями 15 июня 2011 года. Указанное заявление Комитетом рассмотрено, по нему принято соответствующее решение. Впоследствии данный земельный участок по заявлению Комитета был снят с кадастрового учета. Заявители представили схемы, в соответствии с которыми единый участок был разделен на два участка. Однако с самостоятельными заявлениями о предоставлении раздельных земельных участков на правах аренды Тимофеевы и Егоров не обращались. Кроме этого, представитель Комитета Заруцкий А.А. заявляет о том, что на испрашиваемых земельных участках находятся самовольные хозяйственные постройки, с учетом которых заявители требуют выделить земельные участки. Однако в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, земельные участки выделяются только под те объекты недвижимости, которые находятся в собственности на законном основании. Фактически заявители осуществили самозахват земли. Представитель Комитета также указывает на то, что земельный участок № **, который просит выделить Егоров А.А., включает в себя территорию, занятую гаражом, который решением суда предусмотрено снести, как препятствующий владельцу смежного земельного участка Балаяну С.П. пользоваться своим участком и объектом недвижимости. В связи с этим обстоятельством Заруцкий А.А. полагает, что утверждение схемы участка № ** будет нарушать права Балаяна С.П. Представитель Администрации города Пскова Егорова И.А. заявила, что утверждение схем земельных участков Администрацией города может быть произведено на основании заявлений собственников объектов недвижимости, в которых должно быть указано право, на котором просят выделить земельный участок. Указывает, что земельный участок может быть выделен только под объект недвижимости, находящийся в собственности лица на законном основании. При поступлении схем земельных участков, Администрация города проверяет возможность его выделения в предлагаемых границах в целях соблюдения земельного и градостроительного законодательства. При этом проверяется соблюдение красных линий, месторасположение смежных участков, наличие естественных границ. Заинтересованное лицо Балаян С.П. полагает, что выделение земельного участка №** Егорову А.А. в предлагаемых границах будет нарушать его права, так как создаст препятствия в пользовании его участком и домом. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. На основании договоров приватизации от 29 апреля 1997 года Тимофеев С.Д., Тимофеева Т.Н., и Егоров А.А. являются собственниками частей дома ** по улице Т. в городе Пскове, расположенного согласно экспликации к техническому плану домовладения от 21.07.2000 на земельном участке площадью 1532 кв.м. Земельный участок общей площадью 2592 кв.м. поставлен на кадастровый учет 31.03.2011 под кадастровым номером **** (л.д. 52, т.2). Снят с кадастрового учета 27.10.2011 по требованию Комитета, который осуществлял права собственности в отношении указанного земельного участка, в связи с нарушением установленного порядка при формировании участка (л.д. 78). До постановки общего земельного участка на кадастровый учет, собственники частей дома Тимофеевы и Егоров пользовались земельным участком, который не был сформирован и выделен им в установленном законом порядке. В соответствии со статьей 36 ЗК РФ, граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды на них. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами. Кодекс устанавливает порядок приобретения прав на земельный участок в зависимости от того, осуществлен ли в отношении земельного участка кадастровый учет. Земельные участки, на которые претендуют заявители, на кадастровом учете не состоят. Единый участок, общей площадью 2592 кв.м под кадастровым номером ****, который заявители поделили на два участка, был снят с кадастрового учета по требованию Комитета, в связи с нарушением порядка его образования и постановки на учет, 27.10.2011 (л.д. 78). В силу части 7 ст. 36 ЗК РФ в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина либо обращения, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Пунктом 8 ст. 36 ЗК РФ определено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Исполнительным органом государственной власти, который, в силу ст. 2 Закона Псковской области от 29.12.2005 N 518-оз "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений на территории Псковской области" и Постановления Администрации Псковской области от 06.12.2007 N 435 "О Порядке принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена", наделен полномочиями предоставления земельных участков в Псковской области, является Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям. Раздел 7 указанного Порядка регулирует отношения, возникающие при обращении заинтересованных лиц за предоставлением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости. В пункте 41 устанавливается перечень документов, которые заинтересованное лицо обязано предоставить в Комитет, в том числе заявление, с указанием испрашиваемого права на земельный участок, документы, подтверждающие права на объект недвижимости. Пункт 44 предусматривает, что в случае, если не осуществлен кадастровый учет земельного участка, Администрация города Пскова на основании заявления заинтересованного лица либо обращения Комитета в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка. Комитет в двухнедельный срок со дня предоставления заинтересованным лицом кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка, которое является основанием для заключения комитетом в месячный срок со дня принятия решения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка. Таким образом, в обязанности Комитета входит предварительное направление схем расположения земельных участков в Администрацию города Пскова. В свою очередь Администрация города Пскова определяет возможность выделения испрашиваемого земельного участка с учетом местоположения границ земельного участка и его площадь с учетом фактического землепользования, соответствие требованиям земельного и градостроительного законодательства. При этом в компетенцию Администрации города входит определение местоположения границ земельного участка с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Если Администрация города установит несоответствие испрашиваемых земельных участков нормам земельного и градостроительного законодательства, она отказывает в утверждении представленных схем земельных участков. Таким образом, направление схем земельных участков является обязательным этапом рассмотрения заявления о выделении земельного участка при отсутствии кадастрового учета земельного участка. Фактически, это этап формирования земельного участка, в ходе которого специалисты Администрации города Пскова определяют возможность создания земельного участка. Только после согласования Администрацией города схемы расположения земельного участка, Комитет имеет право принимать решение о предоставлении сформированного земельного участка. Следовательно, отказывая заявителям в направлении схем земельных участков в Администрацию города по мотиву нарушения прав Балаяна С.П., Комитет вышел за пределы предоставленных ему полномочий. Не может служить основанием для отказа в направлении схем в Администрацию города Пскова и то обстоятельство, что испрашиваемые участки в границах предлагаемых схем (л.д. 11,13) составлены с учетом самовольно возведенных хозяйственных пристроек. Факт самовольного строительства хозяйственных построек не имеет значения при рассмотрении вопроса о выделении земельных участков. Юридически значимым обстоятельством является то, что Тимофеевы и Егоров являются законными собственниками частей жилого дома. В силу ст. 36 ЗК РФ, земельные участки им должны предоставить в обязательном порядке. Наличие самовольных построек на территории испрашиваемого земельного участка не лишает собственника объектов недвижимости исключительного права на приобретение земельного участка под объектами недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано в установленном законом порядке. Площадь и границы этих земельных участков зависят не от наличия самовольных построек, а от возможности выделения испрашиваемых земельных участков с учетом требований земельного и градостроительного законодательства. Эта возможность проверяется и определяется Администрацией города Пскова в ходе согласования схем земельных участков. Не имеет существенного значения при решении вопроса о выделении земельных участков и факт пользования заявителями земельным участком, площадью 2592 кв.м, который установлен решением Псковского городского суда от 13 июля 2010 года (л.д. 108 т.2). Данный земельный участок в установленном законом порядке им никогда не выделялся, пользовались они им самовольно. Как указал суд в решении от 26 декабря 2011 года (л.д. 101 т.2), установленный факт пользования земельным участком данное пользование законным не делает и правового статуса ему не придает. Доводы представителя Комитета о том, что схемы земельных участков не могли быть направлены в Администрацию города Пскова для утверждения по причине отсутствия заявлений об испрашиваемом праве на участки, являются необоснованными и надуманными по следующим обстоятельствам. Из представленных материалов известно, что Тимофеевы и Егоров 15 июня 2011 года, по установленной Комитетом форме, представили заявления о предоставлении земельных участков со всеми необходимыми документами (л.д. 47, 48, 49, 51 т.2), указали цель и испрашиваемое право на участок – аренда. Заявлений об отказе от предоставления земельных участков на праве аренды не направляли. Таким образом, заявители сообщили Комитету и цель использования земельного участка, и испрашиваемое право. В дальнейшем, в связи с процессом формирования вместо одного общего участка двух раздельных участков, Тимофеевы и Егоров дополняли представленные документы заявлениями в Комитет об обращении в Администрацию за утверждением схем участков. Такие заявления, по установленной Комитетом форме, были представлены заявителями 13 октября, 1 ноября 2011 года (л.д. 10, 11 т.2), предъявляли дополнительные документы 12 июля, 6 сентября 2011 года (л.д. 3, 5 т.2). Из ответов председателя Комитета от 06.10.11 (л.д. 6 т.2), от 17.10.11 (л.д. 7 т.2), от 16.11.11 (л.д. 13 т.2) следует, что Комитет принимал и рассматривал все представленные заявителями документы в рамках единого процесса по рассмотрению заявления о предоставлении права аренды на земельные участки от 15 июня 2011 года. Процесс рассмотрения заявления от 15 июня 2011 года продолжался вплоть до 23 марта 2012 года. Только после обращения Тимофеевых и Егорова в суд Комитет в письменном ответе заявил, что ранее поданное заявление рассмотрено, а с новыми - заявители не обращались. Данный довод суд считает надуманным. Из смысла приведенных выше письменных сообщений Комитета, следует, что Комитет не закончил рассмотрение заявлений Тимофеевых и Егорова от 15 июня 2011 года по существу, то есть не вынес решение о предоставлении или об отказе в предоставлении земельных участков. Комитет отказывал лишь в направлении схем участков на согласование в Администрацию города, предлагая устранить возникшие в процессе рассмотрения заявления препятствия. Эти препятствия заявителями устранялись своевременно: составлялись новые схемы земельных участков, которые заявители просили направить на согласование в Администрацию города. В силу статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", государственный орган или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Статьей 5 закона предусмотрено право гражданина при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом представлять дополнительные документы и материалы. Пунктом 42 «Порядка принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена" предусмотрено, что решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается в случае непредставления лицами, имеющими в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на этом земельном участке, документов согласно требованиям пункта 41 настоящего Порядка. В данном пункте указано основание отказа в предоставлении земельного участка, а не основание отказа в обращении за согласованием схем участков. Системное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что орган власти при рассмотрении заявления граждан обязан принять все меры к объективному и всестороннему рассмотрению его по существу. В случае недостаточности документов или истечения срока их действия в процессе рассмотрения, орган власти, имеет право потребовать предоставления недостающих документов или истребовать их самостоятельно. Только в случае невозможности получения необходимых документов, без которых решение не может быть принято, в удовлетворении заявления может быть отказано по мотиву отсутствия документов. Иной подход к рассмотрению заявлений является проявлением формализма, превалировании формального над сущностным, административной волокитой. То есть нарушением права граждан на объективное и своевременное рассмотрение заявления по существу. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Комитет без законных оснований не направляет представленные заявителями схемы в Администрацию города Пскова для рассмотрения. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Принимая во внимание, что в настоящее время не существует препятствий для обращения в Администрацию города Пскова за утверждением схем земельных участков, суд возлагает на Комитет эту обязанность. Руководствуясь ст. 197 – 199, 258 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Заявление Егорова А.А., Тимофеевой Т.А. и Тимофеева С.Д. удовлетворить. Признать незаконным бездействие Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям по не направлению в Администрацию г. Пскова схемы расположения земельных участков. Обязать Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям в течение 15 рабочих дней с момента вступления решения суда в силу направить в Администрацию г. Пскова для утверждения схемы расположения земельных участков, расположенных по адресу: город Псков, улица Т., дом **, на кадастровой карте города Пскова. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено **** 2012 года. Судья: А.Г. Овчинников. Решение не вступило в законную силу.