Дело № 2-905/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ** *** 2012 года гор. Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Теселкиной С.М. при секретаре Рязаповой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малышевой Е.А. и Малышева С.В. к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на получение субсидии для улучшения жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Малышева Е.А. и Малышев С.В. обратились в суд с иском к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на получение социальной выплаты в рамках реализации областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области». В обоснование иска истцы указали, что имеют двоих несовершеннолетних детей – М.А., *** года рождения, и М.Е., *** года рождения. В 2005 году Малышевы обратились в Администрацию города Пскова с заявлением о предоставлении ипотечного жилищного кредита, которое было удовлетворено, на основании распоряжения Администрации города Пскова от ** ***2005 года № ** истцам в общую долевую собственность с несовершеннолетним сыном М.А., как состоящим на учете по приобретению жилья с использованием ипотечного кредита под номером № **, была продана однокомнатная квартира № ** в доме № ** по ул. Ю. в городе Пскове с рассрочкой платежа сроком на 112 месяцев. Долг за данную квартиру по состоянию на ** ***2011 года был оплачен полностью. *** года у Малышевых Е.А. и С.В. родилась дочь М.Е. Поскольку общая площадь указанной квартиры составляет 39,8 кв.м., то на каждого члена семьи приходится площадь менее учетной нормы и поэтому истцы продолжали оставаться нуждающимися в получении жилья. Постановлением Администрации города Пскова от ** *** 2010 года № ** Малышевы составом семьи четыре человека были признаны малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Кроме того, истцы были включены в Сводный список молодых семей, участников областной долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 года. Однако в социальной выплате на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета истцам было отказано по тем основаниям, что они приобрели в собственность квартиру на льготных условиях за счет средств местного бюджета с использованием ипотечного кредита и расчет за квартиру произведен полностью. Малышева Е.А. и Малышев С.В. считают данное решение незаконным, так как финансирование расходов на приобретение жилья осуществлялось за счет средств, предусмотренных в городском бюджете, а источником финансирования программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» являются средства федерального и областного бюджетов. Кроме того, они полагают, что ограничение, связанное с правом на получение социальной выплаты один раз на них не распространяется, так как ранее такая субсидия им не предоставлялась. Поэтому истцы просят признать за ними право на получение социальной выплаты в рамках реализации областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области». Представитель ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Попов В.Ю. с иском не согласился и представил письменные возражения, из которых следует, что оснований для предоставления истцам социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета не имеется, так как ранее они воспользовались ипотечным жилищным кредитом на приобретение муниципального жилья и расчет за квартиру, приобретенную на льготных условиях с использованием средств местного бюджета, в настоящее время произведен полностью. Представитель третьего лица Территориального управления города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Боваровская О.В. с иском также не согласилась. Выслушав истцов Малышеву Е.А. и Малышева С.В., представителя ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Попова Ф.Ю., представителя третьего лица Территориального управления города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Боваровскую О.В., исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 29.05.2008 N 381 (ред. от 30.11.2009) утверждена Областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области" на 2008 - 2010 годы". Целью данной программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Реализация программы осуществляется с учетом закрепленных в ней основных принципов, в том числе возможности для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов при улучшении жилищных условий один раз. Под нуждающимися в улучшении жилищных условий для целей программы понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также молодые семьи, имеющие обеспеченность общей площадью жилья менее размера общей площади жилья, установленного Администрацией области. Судом установлено, что постановлением Администрации города Пскова от ** ***2010 года № ** семья Малышевых составом семьи 4 человека была признана малоимущей в целях постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, что подтверждается уведомлением Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова от ** ***2010 года № **. Из сообщения Территориального управления города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от ** ***2009 года № ** (л.д. 9) усматривается, что истцы и их несовершеннолетние дети на основании заявления от ** ***2008 года (л.д. 10) были включены в Сводный список молодых семей, участников областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем семей Псковской области на 2008-2010 г.г». Однако в предоставлении выплаты за счет средств областного бюджета Малышевым было отказано, так как ранее они приобрели муниципальную однокомнатную квартиру с использованием средств ипотечного кредита на льготных условиях, установленных постановлением Псковской городской думы от 27.01.2004 года № 209 «Об утверждении Положения о предоставлении ипотечных жилищных кредитов молодым семьям» и расчет за квартиру произведен полностью. Оценивая обоснованность доводов сторон и представленные доказательства, суд исходит из следующего. Из имеющихся в материалах дела документов следует, что на момент рассмотрения заявления Малышевых Комиссией Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области по вопросам предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, истцы и их несовершеннолетние дети – М.А., *** года рождения, и М.Е., *** года рождения, проживали в квартире № ** в доме № ** по ул. Ю. в городе Пскове. Согласно распоряжению Администрации города Пскова от ** ***2005 года № ** (л.д. 12) данное жилое помещение было продано Администрацией в общую долевую собственность Малышеву С.В., Малышевой Е.А. и М.А. как состоящим на учете по приобретению жилья с использованием ипотечного жилищного кредита под номером № ** с рассрочкой платежа сроком на 112 месяцев с внесением первого взноса в размере 196320 руб. Расчет по данному кредиту был произведен полностью ** ***2011 года. Однако предоставление истцам ипотечного жилищного кредита не привело к улучшению жилищных условий, поскольку они остались нуждающимися в получении жилья и никакого другого жилого помещения до настоящего времени не приобрели. О нуждаемости истцов в получении жилого помещения свидетельствует и то, что на каждого члена семьи истцов приходилась площадь менее учетной нормы, определенной постановлением Псковской городской Думы от 08.07.2005 N 447 (39,8 кв.м. / 3 = 13.126 кв.м. на каждого члена семьи). На момент погашения указанного кредита *** года у Малышевых Е.А. и С.В. родилась дочь М.Е., и на каждого члена семьи стало приходиться по 9,95 кв.м, в связи с чем они были приняты на учет нуждающихся в жилом помещении органами муниципальной власти, предоставляемом по договору социального найма. Кроме того, суд учитывает, что в рамках реализации Положения о предоставлении ипотечных жилищных кредитов молодым семьям, утвержденного Постановлением Псковской городской Думы от 27.01.2004 N 209, молодые семьи приобретали жилую площадь за счет собственных средств и предоставленных ипотечных жилищных кредитов. Следовательно, жильё приобреталось на условиях льготного финансирования (кредитования) строительства или приобретения жилья за счет средств бюджета города. При разрешении данного спора суд принимает во внимание, что социальная выплата, о признании права на которую в настоящее время истцами ставится вопрос, осуществляется за счет областного бюджета, а не бюджета города Пскова. Поэтому, по мнению суда, у ответчика не имелось оснований для отказа истцам в предоставлении социальной выплаты в рамках Областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области" на основании пункта 5 Правил формирования списков, утвержденных Постановлением Администрации Псковской области от 05.06.2008 N 153. Данным пунктом в качестве ограничения предусмотрено, что социальная выплата или иная форма государственной поддержки может быть представлена один раз за счет средств федерального и областного бюджета. Тем самым ранее предоставленная мера государственной поддержки за счет местного бюджета не является препятствием к возникновению права на социальную выплату за счет областного бюджета. В то же время Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 29.05.2008 N 381 об утверждении Областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области" на 2008 - 2010 годы" в приведенном контексте при перечислении бюджетов указан и местный бюджет, что, по мнению суда, создает правовую неопределенность для участников программы. Исходя их фактических обстоятельств дела, суд полагает, что ранее денежные средства из местного бюджета истцам не выделялись, так как они воспользовались льготным ипотечным жилищным кредитом, который ими был погашен в полном объеме за счет собственных денежных средств. В связи с чем, считает, что позиция Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области влечет ущемление жилищных прав истцов и их несовершеннолетних детей, что противоречит ст.ст. 2, 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При рассмотрении данного дела судом также принимается во внимание и то обстоятельство, что поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики России. С учетом вышеизложенного суд находит требования Малышевой Е.А. и Малышева С.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за Малышевой Е.А. и Малышевым С.В. право на получение социальной выплаты в рамках реализации областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области». Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ** *** 2012 года. Судья С.М. Теселкина Решение в апелляционном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.