Решение об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконными действий сотрудников Псковской таможни.



Дело № 2-1300/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

**.***. 2012 года гор. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Масленникова В.В.

при секретаре Матсон Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мизюлина Д.Б. о признании незаконным отказа Псковской таможни в выдаче транспортного средства без помещения под таможенную процедуру и обязании выдать транспортное средство без помещения под таможенную процедуру,

У С Т А Н О В И Л:

Мизюлин Д.Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Псковской таможни в выдаче транспортного средства - тягача седельного "S." *** VIN ***, *** года выпуска, двигатель ***, шасси № *** с СВХ ЗАО «Т.» без помещения под таможенную процедуру и обязании выдать данное транспортное средство без помещения под таможенную процедуру.

Заявитель Мизюлин Д.Б. в судебное заседание не явился при надлежащем уведомлении.

В обоснование заявления представитель заявителя по доверенности Герасимов А.А. указал, что Мизюлин Д.Б. владеет на праве собственности тягачом седельным "S." *** VIN ***, *** года выпуска. В 2006 году в отношении названного транспортного средства было произведено таможенное оформление на территории РФ, уплачены необходимые таможенные платежи и оно приобрело статус российского. Данное обстоятельство подтверждается ПТС, выданным Северо-Западной акцизной таможней и ответом врио заместителя начальника таможни- начальника Северо-Западного акцизного таможенного поста от **.***.2010 г., которым подтверждается факт таможенного оформления указанного транспортного средства на основании ГТД №*** и выпуска его для внутреннего потребления.

В июле 2011 года при ввозе указанного тягача на территорию Таможенного союза, данное транспортное средство под конвоем было сопровождено до г. Пскова, и **.***.2011 года помещено на СВХ ЗАО «Т.», где и находится до настоящего времени.

**.***. 2012 года заявитель обратился с заявлением в Псковскую таможню о выдаче тягача с СВХ без помещения под таможенную процедуру, так как товар является российским и его помещение под таможенную процедуру не требуется.

**.***. 2012 года письмом Псковской таможни Мизюлину Д.Б. было отказано в выдаче транспортного средства с СВХ по тем основаниям, что документально не подтверждено под какую таможенную процедуру либо таможенный режим, в соответствии с Таможенным кодексом РФ, тягач помещался при убытии с таможенной территории РФ в июне 2010 года и был ли он ввезен в Калининградскую область, в силу положений пунктов 1, 2 ст. 370 ТК ТС указанный товар не может являться товаром Таможенного союза.

Считает отказ Псковской таможни незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 167 Таможенного кодекса Таможенного союза временное хранение товаров - это хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союз, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Указал, что, исходя из указанной нормы временное хранение товаров может осуществляться только в отношении иностранных товаров.

Отметил, что утверждение таможни о том, что транспортное средство не может считаться товаром Таможенного Союза является голословным и не подтверждается какими-либо документами.

Более того, у таможни имеются документы, подтверждающие, что товар с 2006 года является российским: ПТС ***, выданный Северо-Западной акцизной таможней и ответ врио заместителя начальника таможни- начальника Северо-Западного акцизного таможенного поста от **.***.2010 года, которым подтверждается факт таможенного оформления указанного транспортного средства на основании ГТД, оплаты таможенных платежей и выпуска его для внутреннего потребления.

Согласно ч.2 ст. 228 Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», если товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенными органами государств- членов Таможенного союза, повторного помещения таких товаров под таможенную процедуру при их ввозе в Российскую Федерацию не требуется.

В соответствии с ч.3 ст. 173 ТК ТС требования таможенных органов при совершении таможенных операций, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, должны быть обоснованы и ограничены требованиями, необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

При указанных обстоятельствах, полагает, что довод таможни, что транспортное средство ввозится на территорию Таможенного союза и подлежит таможенному декларированию в соответствии с главой 27 ТК ТС и положениями главы 24 Закона № 311-ФЗ при его помещении под таможенную процедуру является необоснованным.

В связи с тем, что транспортное средство помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенными органами государств - членов Таможенного союза, то на основании ч.2 ст. 228 Федерального закона № 311-ФЗ « О таможенном регулировании в Российской Федерации», считает, что повторного помещения таких товаров под таможенную процедуру при их ввозе в Российскую Федерацию не требуется и декларированию транспортное средство не подлежит.

Просил удовлетворить заявление в полном объеме

Представители Псковской таможни Ампелонский С.И., Егорова Л.А., Бадюля О.М. заявленные требования не признали, указав в судебном заседании и в письменных возражениях, что в июне 2010 года имело место перемещение товара - тягача седельного "S.", принадлежащего заявителю, за пределы территории Российской Федерации без помещения под специальный таможенный режим. В период с **.***.2010 года по **.***.2011 года данный товар находился вне таможенной территории Таможенного союза, что не дает оснований для отнесения в настоящее время указанного товара к товарам Таможенного союза.

В связи с отсутствием необходимых сведений по определению статуса товара -транспортного средства для разрешения вопроса о проведении тех или иных таможенных операций в отношении товара, необходимо, чтобы таможенный орган располагал документально подтвержденными сведениями о таможенной процедуре, под которую он помещался, либо под какой таможенный режим был заявлен при убытии с таможенной территории Российской Федерации в июне 2010 г.

Указали, что был установлен факт вывоза транспортного средства - тягача седельного с таможенной территории Республики Беларусь через РПТО «Бенякони» в Литовскую республику в июне 2010 года. Однако факт доставки товара в Калининградскую область и период его нахождения на территории Калининградской области документально не подтвержден ни владельцем транспортного средства, ни данными, имеющимися у таможенных органов.

Таким образом, ввиду того, что в настоящее время документально не подтверждено под какую таможенную процедуру либо таможенный режим в соответствии с Таможенным кодексом РФ указанный товар помещался при убытии с таможенной территории Российской Федерации в июне 2010 года, и был ли он ввезен в Калининградскую область, в силу положений пунктов 1,2 ст. 370 ТК ТС товар не может быть отнесенным к товарам Таможенного союза.

Полагают, что товар не проследовал в Калининградскую область, а с июня 2010 года находился в третьей стране. Обратный ввоз товара произошел в июле 2011 года.

Отметили, что для возврата товара заявителю, необходимо соблюсти таможенные формальности. За нарушение сроков хранения товара на складе заявитель привлекался к административной ответственности и соответствующее постановление не оспорил.

Выдать заявителю товар Псковская таможня не имеет возможности, поскольку для этого отсутствуют основания и это не предусмотрено ТК ТС.

Предоставленные Белоруссией документы не содержат отметок российской стороны. Ввиду отсутствия в Псковской таможне данных о проведенном таможенном оформлении и таможенном контроле при вывозе транспортного средства за пределы таможенной территории РФ Псковской таможней были предприняты меры для получения информации, влияющей на определение статуса товара.

В частности, Псковской таможней были направлены запросы в Северо-Западный акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни о подтверждении выпуска товара в свободное обращение, в Калининградскую областную таможню, в Ошмянскую таможню, в Брянскую, Себежскую, Смоленскую таможни о подтверждении факта вывоза с таможенной территории Российской Федерации указанного товара.

В результате Псковской таможней были получены сведения, которые не подтвердили факт вывоза в период с 29 мая 2010 года по 10 июня 2010 года с таможенной территории Российской Федерации товара и заявитель в данном случае подпадает под понятие декларанта, определенного в ст. 186 ТК ТС.

Кроме того, указали, что необходима идентификация транспортного средства, так как в июне 2010 года оно было сильно повреждено на 75 % в результате аварии и пожара. На сегодняшний день данное транспортное средство в ином состоянии.

Просили в заявлении отказать.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.

Пунктами 1, 2 ст.366 ТК ТС установлено, что он применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу.

По отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу ТК ТС, последний применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 ТК ТС.

Установлено, что тягач седельный "S." *** VIN ***, *** года выпуска, двигатель ***, шасси № *** принадлежит Мизюлину Д.Б. на праве собственности, что подтверждается договором купли-продажи № *** от **.***.2010 г. и ПТС *** (л.д.9-11).

В июле 2011 года при ввозе указанного тягача на территорию Таможенного союза, данное транспортное средство под конвоем было сопровождено до г. Пскова, и **.***.2011 года помещено на СВХ ЗАО «Т.», где и находится до настоящего времени (л.д. 46).

**.***. 2012 года заявитель обратился с заявлением в Псковскую таможню о выдаче тягача с СВХ без помещения под таможенную процедуру (л.д. 6).

**.***. 2012 года письмом Псковской таможни Мизюлину Д.Б. было отказано в выдаче транспортного средства с СВХ по тем основаниям, что документально не подтверждено под какую таможенную процедуру либо таможенный режим транспортное средство помещалось при убытии с таможенной территории РФ в июне 2010 года и был ли оно ввезено в Калининградскую область, в силу положений пунктов 1, 2 ст. 370 ТК ТС указанный товар не может являться товаром Таможенного союза (л.д. 7-8).

Посчитав, что данным отказом были нарушены его законные права и интересы, Мизюлин Д.Б. обратился в суд с указанным заявлением.

Согласно пунктов 1, 2 ст. 370 ТК ТС товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза и помещенные до вступления в силу настоящего Кодекса под таможенные режимы свободного обращения, реимпорта и отказа в пользу государства в Республике Беларусь, выпуска товаров для свободного обращения, реимпорта товаров и отказа от товаров в пользу государства в Республике Казахстан, выпуск для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства в Российской Федерации, со дня вступления в силу настоящего Кодекса считаются помещенными соответственно под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства. В отношении этих товаров применяются положения настоящего Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства таможенного союза.

Товары, указанные в пункте 1 настоящей статьи, которые на день вступления в силу настоящего Кодекса для таможенных целей имели статус отечественных товаров в Республике Беларусь, казахстанских товаров в Республике Казахстан и российских товаров в Российской Федерации, признаются товарами Таможенного союза.

Постановлением коллегии Таможенного комитета Союзного государства от 07.03.2007 «О таможенном контроле товаров, перемещаемых автомобильным и железнодорожным транспортом между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации по территории Республики Беларусь» утверждено Положение о таможенном контроле товаров, перемещаемых автомобильным и железнодорожным транспортом между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации по территории Республики Беларусь.

В соответствии с п. 20 Положения перемещение товаров с остальной части территории Российской Федерации на территорию Калининградской области осуществляется в соответствии со специальным таможенным режимом. Помещение товаров под специальный таможенный режим осуществляется в соответствии с порядком, установленным пунктами 7 - 11 настоящего Положения.

Пунктом 9 Положения определено, что должностное лицо российского таможенного органа, в котором товары помещаются под специальный таможенный режим удостоверяет принятие таможенной декларации путем присвоения ей регистрационного номера и осуществляет учет товаров, помещенных под специальный таможенный режим, в электронных журналах регистрации.

После помещения товаров под специальный таможенный режим должностное лицо российского таможенного органа проставляет в транспортных (перевозочных) документах отметку «Вывоз в Российскую Федерацию разрешен», заверяя ее подписью и оттиском личной номерной печати.

Место и срок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под специальный таможенный режим, устанавливаются в соответствии с российским таможенным законодательством.

Согласно пунктам 22 - 24 Положения в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом и следующих из Калининградской области на остальную часть Российской Федерации транзитом через территорию Республики Беларусь, утвержденного товары, перемещаемые с остальной части территории Российской Федерации в Калининградскую область, при вывозе с территории Республики Беларусь подлежат таможенному контролю в пунктах вывоза путем их учета.

Учет таких товаров производится посредством их регистрации, при наличии:

- на представляемых перевозчиком документах отметок российских
таможенных органов, свидетельствующих о помещении товаров российскими
таможенными органами под специальный таможенный режим;

- информации в электронном виде из таможенных органов Российской
Федерации о перемещаемых товарах.

Регистрация осуществляется в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, с проставлением на документах штампа «Груз проследовал» и указанием регистрационного номера.

Запись заверяется оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица таможенного органа Республики Беларусь, зарегистрировавшего такие товары.

После регистрации товаров выдается разрешение на их перемещение через таможенную границу Республики Беларусь в порядке, определенном Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, с последующей передачей информации о перемещении таких товаров таможенным органам Калининградской области в электронном виде.

Согласно имеющимся документальным данным спорный товар - седельный тягач "S.", в нарушение п. 23 Положения был зарегистрирован таможенным органом Республики Беларусь в Литовскую Республику с проставлением на паспорте транспортного средства штампа «Груз проследовал» и указанием регистрационного номера, без проверки наличия на представляемых перевозчиком документах отметок российских таможенных органов, свидетельствующих о помещении товара российскими таможенными органами под специальный таможенный режим.

Указанные обстоятельства свидетельствует о перемещении товара - тягач седельный "S." в июне 2010 года за пределы территории Российской Федерации без помещения под специальный таможенный режим.

Предоставленные Республикой Беларусь документы не содержат отметок российской стороны. Ввиду отсутствия в Псковской таможне данных о проведенном таможенном оформлении и таможенном контроле при вывозе транспортного средства за пределы таможенной территории РФ Псковской таможней были предприняты меры для получения информации, влияющей на определение статуса товара.

В частности, Псковской таможней были направлены запросы в Северо-Западный акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни о подтверждении выпуска товара в свободное обращение, в Калининградскую областную таможню о подтверждении фактов ввоза и вывоза транспортного средства в/из Калининградской области, в Ошмянскую таможню о предоставлении сведений о товаре, перевозчике и транспортном средстве, а также о помещении товара под таможенную процедуру (таможенный режим), в Брянскую, Себежскую, Смоленскую таможни о подтверждении факта вывоза с таможенной территории Российской Федерации указанного товара.

Как следует из ответа Северо-Западного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни от **.***.2010 факт таможенного оформления спорного транспортного средства подтверждается (л.д.54).

Согласно ответу Ошмянской таможни ГТК Республики Беларусь от **.***.2011 г. тягач перемещался с территории России через территорию республики Беларусь в Калининградскую область через РПТО «Бенякони» и под таможенную процедуру не помещался (л.д.58).

Однако в Калининградской областной таможне таможенное декларирование транспортного средства заявителя за период с 29.05.2010 года по 19.07.2010 года не осуществлялось (л.д. 56).

Остальные таможенные органы не подтвердили факт вывоза с таможенной территории России указанного товара (л.д.63-65).

Таким образом, в период с 10.06.2010 года по 19.07.2011 года данное транспортное средство находилось вне таможенной территории Таможенного союза, что не дает оснований для отнесения в настоящее время указанного товара к товарам Таможенного союза.

Согласно статье 203 Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ « О таможенном регулировании в Российской Федерации» товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 ТК ТС и положениями главы 24 Закона № 311-ФЗ при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что действия Псковской таможни, выразившиеся в отказе в выдаче гражданину Мизюлину Д.Б. без помещения под таможенную процедуру товара – седельного тягача "S." *** VIN ***, *** года выпуска, являются обоснованными, совершенными в соответствии с требованиями действующего таможенного законодательства.

Доводы представителя Мизюлина Д.Б. о том, что транспортное средство в данном случае не должно помещаться под таможенную процедуру основаны на неправильном токовании таможенного законодательства.

При таких обстоятельствах суд отказывает Мизюлину Д.Б. в удовлетворении заявленных им требований.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Мизюлину Д.Б. отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Псковской таможни в выдаче транспортного средства без помещения под таможенную процедуру и обязании выдать транспортное средство без помещения под таможенную процедуру.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено **.***. 2012 года.

Судья В.В. Масленников

Решение не вступило в законную силу. Обжаловано в апелляционном порядке.