Решение по заявлению об оспаривании решения должностного лица УФМС России по Псковской области по вопросу выдачи загранпаспорта.



Дело № 2-493/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Псков ** ****** 2011 года

Псковский городской суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Зайцевой Е.К.,

при секретаре Ильиной Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Герусенко А.А. о признании отказа заместителя начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Псковской области в принятии к рассмотрению заявления о выдаче заграничного паспорта незаконным, об обязании выдать заграничный паспорт,

У С Т А Н О В И Л:

Герусенко А.А. обратился в суд с заявлением о признании отказа заместителя начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Псковской области (далее - УФМС России по Псковской области) в принятии к рассмотрению заявления о выдаче заграничного паспорта незаконным и об обязании выдать заграничный паспорт.

В обоснование заявленных требований Герусенко А.А. указал, что он является военнослужащим, находящимся в распоряжении Командующего Штаба объединенного стратегического командования Западного военного округа, за штатом войсковой части №**. В целях оформления загранпаспорта, 25 октября 2010 года он обратился в УФМС России по Псковской области с соответствующим заявлением, приложив к нему две фотографии, ксерокопию паспорта гражданина РФ, квитанцию об оплате государственной пошлины и справку серии ** №** от 04 октября 2010г., согласно которой Штабом объединенного стратегического командования Западного военного округа, в лице врИД заместителя начальника штаба округа Б.Е., ему разрешено получение паспорта для выезда за границу. Письмом заместителя начальника УФМС России по Псковской области от 16.11.2010г. №1/5-12742 ему отказано в принятии к рассмотрению указанного заявления по тем основаниям, что вышеуказанная справка не соответствует требованиям закона, а именно в связи с тем, что выдавший справку Штаб объединенного стратегического командования Западного военного округа не входит в установленный перечень воинских частей, организаций и учреждений, наделенных полномочиями выдавать справки установленной формы для оформления заграничных паспортов военнослужащим. Полагает, что оспариваемый им отказ является незаконным, поскольку в сентябре 2010 года произошло слияние Ленинградского и Московского военных округов, в результате чего и был образован Штаб объединенного стратегического командования Западного военного округа, который по мнению заявителя является правопреемником указанных округов, в связи с чем наделен полномочиями на выдачу указанных справок. Поскольку соответствующих изменений в Перечень воинских частей, организаций и учреждений, наделенных полномочиями выдавать справки установленной формы для оформления заграничных паспортов военнослужащим до настоящего времени не внесено, то Герусенко А.А. полагает, что отсутствие урегулированных взаимоотношений по данному вопросу между Министерством обороны РФ и УФМС России по Псковской области нарушает его права на свободу передвижения и выезд за пределы Российской Федерации.

Заявитель Герусенко А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, по телефону сообщил, что находится в командировке, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель УФМС России по Псковской области – Васильева Е.В. требования заявителя не признала и пояснила, что порядок оформления и выдачи основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории РФ, определен Федеральным законом от 15.08.1996г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденным приказом ФМС России от 03.02.2010 г. №26. В соответствии со ст.19 вышеуказанного Федерального закона и п.33 Административного регламента к заявлению о выдаче заграничного паспорта помимо прочих документов военнослужащие дополнительно прилагают разрешение командования, оформленное в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 19.12.1997 г. №1598 «О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба». Поскольку приложенная Герусенко А.А. к заявлению справка (разрешение командования) не соответствует требованиям закона как выданная организацией, которая не включена в перечень воинских частей, организаций и учреждений, наделенных полномочиями выдавать указанные справки, то заявителю было обоснованно отказано в принятии к рассмотрению его заявления о выдаче заграничного паспорта.

Заслушав представителя заинтересованного лица - УФМС России по Псковской области – Васильеву Е.В., исследовав материалы дела, суд находит заявленные Герусенко А.А. требования удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.

Порядок оформления и выдачи основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории РФ, определен Федеральным законом от 15.08.1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Далее - Федеральный закон от 15.08.1996 г. N 114-ФЗ).

Перечень документов, необходимых для выдачи заграничного паспорта, установлен пунктами 26-40 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденного Приказом ФМС РФ от 03.02.2010 г. N 26 (далее – Административный регламент).

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Применительно к закрепленному в ч. 2 статьи 27 Конституции РФ праву на свободный выезд за границу такое ограничение установлено статьями 15 и 19 Федерального Закона N 114-Ф3 от 15.08.1996г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Согласно статье 6 Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на свободу передвижения военнослужащими реализуется с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту службы. Порядок выезда военнослужащих за пределы территории Российской Федерации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19 Федерального Закона N 114-ФЗ от 15.08.1996г., военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.33 Административного регламента к заявлению о выдаче заграничного паспорта военнослужащие дополнительно прилагают оформленное в установленном законом порядке разрешение командования.

Таким образом, указанными правовыми нормами для военнослужащих в отличие от других граждан установлено, что без разрешения командования они не вправе выезжать за пределы Российской Федерации, что обусловлено спецификой исполнения военнослужащими их должностных обязанностей, направленных на обеспечение обороноспособности государства.

Согласно пунктов 2 и 3 Постановления Правительства РФ от 19.12.1997г. N 1598 "О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба", изданного в соответствии с положениями статьи 19 Федерального Закона N 114-ФЗ от 15.08.1996г., документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым военнослужащие осуществляют выезд из Российской Федерации (паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка), оформляются на основании справки, выдаваемой воинскими частями, организациями и учреждениями Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

При этом обязанность по определению перечней воинских частей, организаций и учреждений, наделенных полномочиями выдавать указанные справки, а также по предоставлению этих перечней в Федеральную миграционную службу и Министерство иностранных дел Российской Федерации возложена на Министерство обороны Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (п.6 Постановления Правительства РФ от 28.03.2008г. N 220 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием миграционной политики в Российской Федерации").

Судом установлено, что 25 октября 2010 года Герусенко А.А., являющийся военнослужащим, обратился в УФМС России по Псковской области с заявлением о выдаче ему заграничного паспорта, приложив к указанному заявлению две фотографии, копию паспорта гражданина РФ, квитанцию об оплате государственной пошлины, а также справку (разрешение командования), выданную врИД заместителя начальника Штаба объединенного стратегического командования Западного военного округа.

Вместе с тем, из представленных УФМС России по Псковской области суду выписок из письма ФМС России от 05.05.2010 г. №СК-1/8-1707дсп «О перечне воинских частей, организаций и учреждений, уполномоченных выдавать справки для оформления военнослужащим заграничных паспортов» и письма ФМС России от 22.12.2010 г. №СК-1/8-5616дсп о внесении изменений в указанный перечень Штаб объединенного стратегического командования Западного военного округа, выдавший заявителю указанную справку (разрешение командования), не входит в перечень воинских частей, организаций и учреждений, наделенных полномочиями выдавать справки установленной формы для оформления заграничных паспортов военнослужащим.

В соответствии с п.49 Административного регламента в случае, если к заявлению о выдаче заграничного паспорта не приложены документы, установленные п.п.26-40 указанного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым требованиям, такое заявление к рассмотрению не принимается, а заявителю предлагается устранить выявленные недостатки.

Поскольку заявителем Герусенко А.А. при обращении с заявлением о выдаче заграничного паспорта была предоставлена справка командования не соответствующая требованиям закона, то должностным лицом УФМС России по Псковской области на основании п.49 Административного регламента было обоснованно отказано заявителю в принятии его заявления к рассмотрению.

Доводы заявителя о том, что указанным отказом нарушаются его права на свободу передвижения и выезд за пределы РФ в силу вышеприведенных правовых норм, устанавливающих порядок выезда военнослужащих за пределы РФ, не могут быть признаны обоснованными.

Доводы заявителя в той части, что УФМС России по Псковской области не принимает мер по истребованию из Министерства обороны обновленных перечней воинских частей, организаций и учреждений, наделенных полномочиями выдавать справки (разрешения командования) для оформления военнослужащим заграничных паспортов, также являются несостоятельными, поскольку, как указано выше, обязанность по составлению указанных перечней и предоставлению их ФМС России возложена на Министерство обороны РФ.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя Герусенко А.А.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 197-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Герусенко А.А. о признании отказа заместителя начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Псковской области в принятии к рассмотрению заявления о выдаче заграничного паспорта незаконным, об обязании выдать заграничный паспорт отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Псковский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено ** ****** 2011 года.

Председательствующий Е.К. Зайцева

Решение в кассационном порядке не обжаловалось.

Вступило в законную силу.