Решение по делу о признании жилого дома аварийным и его расселении, взыскании компенсации морального вреда.



Дело №2-1627/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**** 2012 г. г.Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Овчинникова А.Г.,

при секретаре Лесковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скрипачева А.А., Химанен Т.А., Степановой И.Ю., Левиной Н.Г., Афанасьевой А.В., Тумаковой И.В., Назаренко И.Г., Митрохиной Р.А., Моргунова И.А., Николаевой Е.В., Никифорова А.В. к Администрации города Пскова о возложении обязательства назначить межведомственную комиссию по признанию жилого дома аварийным, об обязательстве комиссии признать дом аварийным, об обязательстве предоставить гражданам жилые помещения во внеочередном порядке, взыскании компенсации морального вреда и взыскании судебных издержек,

УСТАНОВИЛ:

Жители дома, расположенного по адресу город Псков, ул.К., дом ** Скрипачев А.А., Химанен Т.А., Степанова И.Ю., Левина Н.Г., Афанасьева А.В., Тумакова И.В., Назаренко И.Г., Митрохина Р.А., Моргунов И.А., Николаева Е.В., Никифоров А.В. обратились в суд с иском к Администрации города Пскова о возложении обязательства назначить межведомственную комиссию по признанию жилого дома аварийным, об обязательстве комиссии признать дом аварийным, об обязательстве предоставить гражданам жилые помещения во внеочередном порядке, взыскании компенсации морального вреда и взыскании судебных издержек.

В обоснование своего требования указывают на то, что их дом находится в аварийном состоянии, угрожающем жизни и здоровью проживающих в нем людей. В 2000 году дом был осмотрен вневедомственной комиссией Администрации города Пскова, которая признала дом нуждающимся в капитальном ремонте. С момента обследования прошел срок, в течение которого здание продолжало разрушаться. В связи с этим жильцы обращались в 2009 – 2012 годах в различные государственные и муниципальные органы с требованием организовать межведомственную комиссию и провести повторное обследование здания для признания его аварийным и непригодным для дальнейшего проживания. Такое обследование до настоящего времени не проведено.

Жильцы дома самостоятельно обратились в экспертное заведение за обследованием их дома. По заключению эксперта дом имеет неустранимый физический износ 85% и не может безопасно эксплуатироваться, опасен для нахождения в нем людей из-за возможности обрушения. Дом является аварийным, непригоден для проживания людей.

В связи с указанными обстоятельствами, истцы требуют обязать Администрацию города Пскова организовать проведение межведомственной комиссии по обследованию дома, обязать комиссию признать дом аварийным, предоставить жителям дома жилые помещения во внеочередном порядке, взыскать компенсацию морального вреда по 10000 рублей каждому, взыскать судебные расходы.

В судебном заседании истцы заявленный иск поддержали в полном объеме, за исключением Химанен Т.А., которая ограничила свои требования только требованием об обязательстве провести межведомственное комиссионное обследование дома.

Представитель ответчика - Администрации города Пскова и 3-го лица - Управления городского хозяйства Администрации города Пскова - Хмелев С.Н. иск не признал. Заявил, что Администрация города Пскова не отказывается проводить обследование дома, в котором живут истцы. В настоящее время на рассмотрении в Псковской городской Думе находится проект решения о составе межведомственной комиссии. После формирования комиссии обследование будет проведено. До решения межведомственной комиссии требования истцов о предоставлении жилых помещений являются незаконными. Никто из жильцов дома на очереди лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, не состоит. Требование о компенсации морального вреда полагает необоснованным из-за недоказанности причинения нравственных страданий действиями Администрации города. Судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 25000 рублей полагает существенно завышенными, так как практически юридические услуги представителем не оказаны. Затраты на проведение судебной экспертизы считает необоснованными, так как признание дома аварийным находится в исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.

Судом установлено, что все истцы проживают в жилом доме, расположенном по адресу: г. Псков, ул.К., дом **. Жилыми помещениями пользуются на основании договоров социального найма. В октябре 2000 года межведомственной комиссией Администрации города Пскова дом был признан нуждающимся в капитальном ремонте. В 2011 году был проведен капитальный ремонт кровли дома, проведена замена стояка отопления, участка канализации, ремонт холодного водоснабжения, установлены элементы благоустройства.

Полагая, что их дом не подлежит капитальному ремонту, жильцы дома в течение 2009 – 2012 годов обращались в муниципальные органы с просьбой провести обследование их дома. Из сообщений должностных лиц Администрации города Пскова и УГХ известно, что проведение обследования межведомственной комиссией предполагалось в феврале – марте 2012 года (л.д. 81), затем в мае 2012 года, потом срок проведения обследования был указан в мае – июне 2012 года (л.д. 58). До настоящего времени, по сообщению представителя ответчика, межведомственная комиссия не создана, обследование дома не проведено.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание дома аварийным производится в порядке, установленном Правительством РФ.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". В соответствии с п. 7 раздела 1, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Из представленного истцами экспертного заключения ФБУЗ «Ц.» следует, что дом находится в неудовлетворительном состоянии. В акте межведомственной комиссии от 4 октября 2000 года указан значительный износ перекрытий, стен, фундамента, полов, окон дверей и т.д. С момента обследования прошло 12 лет, конструктивные элементы здания за это время подверглись дополнительному износу, процент которого, в отсутствие капитального ремонта увеличился. Об этом указано и в заключении строительной экспертизы, предъявленной истцами.

Таким образом, основания для проведения межведомственного комиссионного обследования имеются. Учитывая, что оно до настоящего времени не проведено, несмотря на формальное согласие должностных лиц органов местного самоуправления провести такое обследование, его сроки неоднократно переносились, межведомственная комиссия не создана, суд, в целях защиты прав жильцов дома, полагает возможным возложить такую обязанность на ответчика, установив срок исполнения. В этой части иск подлежит удовлетворению.

В остальной части заявленный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Истцы просят суд обязать межведомственную комиссию признать дом аварийным.

Данное требование не подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В силу ст. 32 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ принятие решения о признании дома аварийным находится в исключительной компетенции межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления. Суд может лишь рассмотреть законность принятого решения.

В связи с этим обстоятельством не подлежит удовлетворению заявление истца Николаевой Е.В. о взыскании расходов на проведение экспертизы. Данное заключение строительной экспертизы, предъявленное истцами, до заключения комиссии является преждевременным, судом не оценивается, как не имеющее значения для рассмотрения настоящего гражданского дела. Поэтому, в соответствии со ст. 94 ГК РФ, суд не признает расходы на проведение экспертизы необходимыми для дела, в их взыскании с ответчика в настоящее время отказывает.

Не подлежит удовлетворению и требование истцов о возложении обязательства на Администрацию города Пскова предоставить им жилые помещения во внеочередном порядке.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Жилой дом истцов непригодным для проживания и не подлежащим ремонту в установленном порядке не признавался, на учет они не поставлены, поэтому требование о предоставлении жилых помещений удовлетворению не подлежит.

Не подлежит удовлетворению и требование истцов о взыскании компенсации морального вреда. По сути, основное требование истцов основано на бездействии Администрации города Пскова по проведению межведомственной комиссии. Требование о компенсации морального вреда не имеет обоснования, не связано с основным требованием, не индивидуализировано. При таких обстоятельствах, суд полагает, что истцами не приведены основания и не представлены доказательства для удовлетворения иска в этой части.

Из всех заявленных требований судом удовлетворяется только требование о возложении обязанности по организации межведомственной комиссии. Это одно требование неимущественного характера, которое оценивается государственной пошлиной в 200 рублей из 400 рублей, уплаченных истцом Николаевой Е.В. Указанная сума подлежит взысканию с ответчика.

Кроме государственной пошлины, истцом Николаевой Е.В. оплачены услуги представителя в сумме 25000 рублей, которые она просит взыскать с Администрации города Пскова.

Представитель ответчика заявляет о несоразмерности оплаты оказанным услугам.

Суд находит возражения представителя ответчика обоснованными. Первоначальный иск, составленный представителем, был оставлен судом без движения в связи с его юридической несостоятельностью. Уточненный иск содержит требования, не основанные на законе, что явилось причиной отказа в иске по большинству требований. Подтверждения того, что представитель на стадии подготовки иска занимался сбором доказательств, суду не предъявлено. Напротив, истцы заявляют, что самостоятельно обращались в различные инстанции с ходатайствами и заявлениями. В судебном заседании представитель истца бездействовал, не принимая участия в исследовании обстоятельств дела, обосновать заявленный иск не смог.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Суд полагает, что возмещение расходов на представителя в размере 1000 рублей, будет соответствовать объему и качеству проделанной представителем работы.

Руководствуясь ст. 197 – 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Пскова в течение 45 суток с момента вступления решения суда в законную силу организовать обследование межведомственной комиссией жилого дома, расположенного по адресу: город Псков, ул.К., дом ** с составлением соответствующего акта.

В удовлетворении иска об обязательстве признать жилой дом аварийным, о предоставлении во внеочередном порядке жильцам дома жилых помещений, о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Взыскать с Администрации города Пскова в пользу Николаевой Е.В. судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 1000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины 400 рублей.

В удовлетворении требования о взыскании расходов за проведение экспертного исследования отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено **** 2012 года.

Судья: А.Г. Овчинников.

Решение не вступило в законную силу.

**** 2012 года вынесено определение об исправлении описки в части взыскания с ответчика в пользу Николаевой Е.В. государственной пошлины. В пользу Николаевой Е.В. взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей.