решение по заявлению о признании приказа об отказе в переводе земельного участка в другую категорию незаконным



Дело №2-1597/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**.**. 2012г. г.Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Падучих С.А.,

при секретаре Пискуновой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Есикова И.А. о признании приказа Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям об отказе в переводе земельного участка в другую категорию,

УСТАНОВИЛ:

Есиков И.А. обратился в суд с заявлением о признании приказа Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям (далее – Комитет) об отказе в переводе земельного участка в другую категорию незаконным.

В обоснование заявления указал, что является собственником земельного участка с КН № ** :0015.Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. 31 мая 2011 года он обратился в Комитет с ходатайством о переводе участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, указав, что на данном участке планируется строительство нового промышленного предприятия. 27 февраля 2012 года Комитет издал приказ №118, которым в переводе участка в испрашиваемую категорию земель отказал, мотивируя тем, что участок относится к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, ввиду чего его перевод в иную категорию в силу закона не допускается. Считает данный вывод незаконным, так как доказательств принадлежности участка к таким землям нет и в перечень земель, перевод которых не допускается, участок не включен.В связи с этим просит признать приказ Комитета №118 от 27.02.2012 года об отказе в переводе земельного участка в другую категорию незаконным и обязать Комитет принять решение о переводе спорного участка в испрашиваемую категорию.

В судебном заседании представитель Комитета с требованиями не согласился и просил в удовлетворении заявления отказать. Указал, что отказ в переводе земельного участка обусловлен тем, что данный земельный участок относится к категории мелиорируемых земель и, следовательно, в силу ч.2 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и ст.3.3 закона Псковской области №336-оз «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Псковской области» его перевод в другую категорию невозможен. Принадлежность участка к особо ценным мелиорируемым землям подтверждается сообщением ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Псковской области». Также сослалась на решение межведомственной комиссии при Администрации Псковской области, которая также приняла решение не рекомендовать перевод спорного земельного участка в испрашиваемую категорию.

Представитель заявителя требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по вышеуказанным основаниям. Выразил несогласие с тем фактом, что спорный земельный участок является особо ценным сельскохозяйственным угодьем, полагал этот факт недоказанным. Кроме того, указал, что спорный участок не включен в перечень земель, которые не могут быть переведены в другую категорию, следовательно, отказ в его переводе является незаконным.

Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" решение по делу оставила на усмотрение суда, указала, что тот факт, что границы спорного участка до настоящего времени должным образом не установлены переводу его из одной категории в другую не препятствует.

Представитель Администрации Псковской области в судебное заседание не явился, каких-либо ходатайств не представил. Ранее пояснил, что действительно в настоящее время на территории Псковской области перечень особо ценных сельхозугодий, использование которых для иных нужд не допускается, не утвержден, работы по его формированию еще не закончены.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Заявитель является собственником земельного участка с КН № ** :0015 площадью 463.000 м.кв., расположенного по адресу: Псковская область, В. район, Ш. волость, примерно в 1,2 кв. по направлению на юго-запад от д.М. (л.д.21).

Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования, в его состав входит, в том числе, 92.000 м.кв. сельскохозяйственных угодий – кормовых угодий и пастбищ (л.д.10).

31 мая 2011 года заявитель обратился в Комитет с ходатайством о переводе вышеуказанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. При этом заявитель указал, что на данном участке планируется строительство нового промышленного предприятия по переработке отходов древесины и производства экологически чистого топлива (л.д.8, 61).

26 сентября 2011 года межведомственной комиссией при Администрации Псковской области по управлению земельными ресурсами было принято решение не рекомендовать спорный земельный участок к переводу в испрашиваемую заявителем категорию земель (л.д.54).

27 февраля 2012 года Комитетом издан приказ №118, которым, со ссылками на ст.79 ЗК РФ, ч.2 ст.7 ФЗ от 21.12.2004 №172-ФЗ, ст.3.3 закона Псковской области от 05.02.2004 №336-оз, в переводе участка в испрашиваемую категорию земель было отказано (л.д.40).

Из приведенных в приказе ссылок на нормы вышеуказанных законов, а также из пояснений представителя Комитета в судебном заседании следует, что причиной отказа явился вывод Комитета о том, что спорный земельный участок относится к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, ввиду чего его перевод в иную категорию в силу закона не допускается. Данные выводы Комитета основаны на сообщении ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Псковской области» от 02.08.2011 года №3/3, согласно которому спорный участок расположен на мелиорируемых землях, осушенных в 1995 году, использование которых для несельскохозяйственных нужд не допускается ст.3.3 закона Псковской области от 05.02.2004 №336-оз (л.д.67).

В тоже время суд с указанными выводами Комитета согласиться не может.

Во-первых, вступившим в законную силу решением Псковского городского суда от **.**. 2011 года по гражданскому делу №2-3184/2011 установлено, что вышеуказанное сообщение ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Псковской области» о расположении спорного участка на мелиорируемых землях является необъективным (л.д.38). Данное решение было вынесено по спору между теми же сторонами, ввиду чего данное обстоятельство вновь не доказывается и рассматривается судом в качестве преюдициального (ч.1 ст.61 ГПК РФ).

Никаких новых доказательств, подтверждающих расположение спорного земельного участка на мелиорируемых землях, Комитет при принятии оспариваемого решения, вопреки вышеуказанному решению суда, не получил.

Во-вторых, статьей 8 ЗК РФ предусмотрено, что перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В Псковской области таким органом в силу постановления Администрации Псковской области №306 от 17.08.2009 года является Комитет.

Согласно ст.4 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается, в том числе, в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.

Статья 7 названного закона устанавливает особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Так как в состав спорного земельного участка согласно его кадастровому паспорту входят сельскохозяйственные угодья, то он попадает в сферу действия данной статьи.

По общему правилу, установленному в ч.1 ст.7 ФЗ от 21.12.2004 №172-ФЗ, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается, но: 1) в исключительных случаях; 2) при отсутствии иных вариантов размещения промышленных объектов.

Часть 2 ст.7 ФЗ от 21.12.2004 №172-ФЗ устанавливает изъятия из общего правила о допустимости перевода земель сельскохозяйственных угодий в другие категории. В частности, данная норма указывает, что не допускается перевод в другую категорию особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п.4 ст.79 ЗК РФ.

При этом п.4 ст.79 ЗК РФ указывает, что особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Статьей 3.3 закона Псковской области от 05.02.2004 №336-оз «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Псковской области» установлено, что к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям относятся, в том числе искусственно орошаемые и осушаемые сельскохозяйственные угодья. При этом перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Псковской области, использование которых для несельскохозяйственных нужд не допускается, утверждается Администрацией области.

Из анализа приведенных норм в совокупности следует, что действующее законодательство связывает невозможность перевода особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в другую категорию не с самим фактом принадлежности земельного участка, о переводе которого ставится вопрос, к таким особо ценным угодьям, а с фактом включения данного участка в специально утвержденный перечень земель, использование которых для несельскохозяйственных нужд не допускается.

Таким образом, юридически значимым в данном случае обстоятельством является не вопрос о том, принадлежит или нет спорный участок к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям или нет, а вопрос о том, включен ли он в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Псковской области, использование которых для несельскохозяйственных нужд не допускается.

Так как из пояснений представителя Администрации Псковской области следует, что в настоящее время такой перечень в Псковской области вообще отсутствует, то отказ Комитета заявителю в переводе спорного земельного участка по избранному Комитетом основанию является незаконным и требование заявителя о признании его таковым подлежит удовлетворению.

Согласно требованиям ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, должен принять решение об обязании органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Заявитель требует обязать Комитет принять решение о переводе спорного участка в испрашиваемую категорию.

В тоже время, в данном случае, подобные требования судом удовлетворены быть не могут. Спорный земельный участок, как указано выше, включает в себя земли сельскохозяйственных угодий. Следовательно, в силу проанализированных норм закона, при рассмотрении требований о его переводе в испрашиваемую истцом категорию должны исследоваться вопросы о том, является ли данный случай исключительным и имеются ли иные варианты для размещения предполагаемого к строительству промышленного объекта.

Как видно из представленных суду документов и пояснений представителя Комитета данные вопросы при принятии оспоренного заявителем приказа Комитетом должным образом не исследовались.

При таких обстоятельствах обязание Комитета принять решение о переводе спорного участка в испрашиваемую заявителем категорию может повлечь нарушение норм действующего законодательства.

С учетом всего вышеизложенного, суд полагает, что должным способом устранения допущенного Комитетом нарушения прав заявителя будет обязание Комитета повторно рассмотреть его заявление и принять по нему новое решение, с учетом выводов суда о том, что в переводе спорного участка в испрашиваемую заявителем категорию по мотиву его принадлежности к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, до включения участка в соответствующий перечень земель, использование которых для несельскохозяйственных нужд не допускается, отказано быть не может.

При этом суд, с учетом положений приказа Комитета №110 от 27.02.2012 года, устанавливает Комитету срок для исполнения данной обязанности в 74 календарных дня с момента вступления решения суда в законную силу.

Доводы представителя Комитета о том, что Комитет также руководствовался решением межведомственной комиссии при Администрации Псковской области, которая также приняла решение не рекомендовать перевод спорного земельного участка в испрашиваемую категорию, суд не принимает, так как решение данной комиссии согласно постановлению Администрации Псковской области №375 от 26.09.2007 года, носит только рекомендательных характер и окончательная ответственность за принятие законного и обоснованного решения по заявлению заинтересованного лица лежит только на Комитете.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст.195-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Есикова И.А. – удовлетворить частично.

Признать приказ Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям №118 от 27.02.2012 года «Об отказе в переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую для строительства предприятия по переработке отходов древесины в В. районе» - незаконным.

Обязать Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям повторно рассмотреть заявление Есикова И.А. о переводе земельного участка с КН № ** :0015 в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в течении 74 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено **.**. 2012 года.

Судья С.А.Падучих

Решение в апелляционном порядке не обжаловалось.

Вступило в законную силу.