решение по иску о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело № 2-1070/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**.**. 2012 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Семёновой Т.А.,

при секретаре Ивановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ожигина А.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней О.Е., Беляевой А.А., действующей в интересах несовершеннолетнего Б.В., к Администрации г. Пскова, Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Ожигин А.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней О.Е.., Беляева А.А., действующая в интересах несовершеннолетнего Б.В., обратились в суд с иском к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова, Администрации г. Пскова о признании за ними права собственности на квартиру № *** в доме № *** по ул. П. в г. Пскове в порядке приватизации.

В обоснование иска указано, что отцу истцов на состав семьи 6 человек была предоставлена указанная квартира в качестве служебного жилого помещения.

10 июля 2009 года на основании протокола № *** жилищно-бытовой комиссии УВД по Псковской области семье Ожигиных на состав семьи 8 человек было предоставлено жилое помещение по адресу: г. Псков, ул. М., д. № ***, кв. № ***. Одновременно было принято решение оставить за семьей Ожигиных квартиру № *** в доме № *** по ул. П. в г. Пскове.

В 2011 году Ожигин А.А. обратился с заявлением в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова о заключении договора социального найма на спорную квартиру, однако в удовлетворении указанного заявления ему было отказано в связи с тем, что занимаемое истцами жилье является служебным.

Истцы считают данный отказ незаконным и просят суд признать за Ожигиным А.А., О.Е. и Б.В. право собственности на квартиру № *** в доме № *** по ул. П. в г. Пскове в порядке приватизации по 1/3 доли в праве собственности за каждым.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования, привлечены УМВД России по г. Пскову, УМВД России по Псковской области, Ожигин А.А.

В судебном заседании истцы Ожигин А.А., Беляева А.А. и представитель истца Ожигина А.А. – Баранич С.В. уточнили исковые требования и с учетом того обстоятельства, что истцы состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, просили суд признать за Ожигиным А.А., О.Е., Б.В. право собственности на квартиру № *** в доме № *** по ул. П. в г. Пскове по 1/3 доли в праве собственности за каждым. В обоснование привели доводы, указанные в заявлении.

Третье лицо Беляева А.А. исковые требования поддержала.

Третье лицо Ожигин А.А. исковые требования поддержал, пояснив, что спорная квартира была предоставлена ему в качестве служебной в связи с прохождением службы в органах внутренних дел.

Представитель ответчиков – Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова и Администрации г. Пскова Николаева И.В. исковые требования не признала, пояснив, что служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

Представитель третьего лица – УМВД России по Псковской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате судебного разбирательства. В судебном заседании 11.04.2012 года представитель Рябых У.Н. вопрос о разрешении исковых требования оставила на усмотрение суда, пояснив, что квартира № *** в доме № *** по ул. М. была предоставлена семье Ожигиных с учетом занимаемого жилого помещения по ул. П.

Представитель третьего лица – УМВД России по г. Пскову в судебное заседание не явился, извещен о дате рассмотрения дела. В судебном заседании 11.04.2012 года представитель Васильева И.И. вопрос о разрешении исковых требований оставила на усмотрение суда.

Представитель третьего лица – ТУ ФАУГИ в Псковской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате судебного заседания, представил отзыв, в котором вопрос о разрешении исковых требований оставил на усмотрение суда, просил о рассмотрении дела без его участия.

Выслушав объяснения сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Ожигину А.А. на основании ордера № *** от 17 октября 1984 года на состав семьи 6 человек была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: г. Псков, ул. П., д. № ***, кв. № *** (л.д. 9). Указанное жилое помещение было предоставлено истцу как участковому инспектору в связи с трудовыми отношениями с отделом внутренних дел г. Пскова в качестве служебного.

31 июля 2002 года Ожигин А.А. уволен из органов внутренних дел по достижению предельного возраста пребывания на службе (л.д. 10).

На основании решения жилищно-бытовой комиссии УВД по Псковской области от 10 июля 2009 года № *** семье Ожигина А.А. выделена трехкомнатная квартира № *** в доме № *** по ул. М. в г. Пскове со снятием с очереди. При этом жилая площадь по адресу: г. Псков, ул. П., д. № ***, кв. № *** оставлена за Ожигиным А.А., Беляевой А.А., Б.В., 2007 года рождения, О.Е., 2007 года рождения (л.д. 11,12). Последние, согласно выписке из лицевого счета, в настоящее время проживают и зарегистрированы в спорном жилье (л.д. 13).

Спорное жилое помещение включено в реестр муниципального имущества на основании Решения Малого Совета Псковского областного Совета народных депутатов от 21.10.1992 № *** (л.д. 41).

Истец Ожигин А.А. обратился в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова по вопросу снятия статуса служебного жилья и заключении договора социального найма на занимаемую квартиру, однако получил отказ в связи с тем, что спорное жилое помещение имеет статус служебного (л.д. 29).

Суд полагает, что правовые основания для передачи квартиры истцам в собственность в порядке приватизации отсутствуют, при этом исходит из следующего.

Основные принципы и условия приватизации жилищного фонда государственного и муниципального социального использования определены законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 года N 154-1 приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Из смысла статей 2 и 11 того же закона право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.

Предназначенные для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемые по правилам раздела IV Жилищного кодекса РФ жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов в соответствии с целевой классификацией видов жилищного фонда, установленной статьей 19 того же кодекса, относятся к специализированному жилищному фонду.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно пункту 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В силу положений п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. При этом специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренных настоящим разделом.

Таким образом, законодателем определен круга объектов, не подлежащих приватизации, что обусловлено особенностью правового режима жилого помещения и его целевым назначением. Приведенные обстоятельства исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность.

Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Кроме того, Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, для специализированных помещений также установлен ограниченный правовой режим: такие помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, наем (кроме договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного главой 10 Жилищного кодекса РФ).

Упомянутыми Правилами установлено, что включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Жилищное законодательство, действовавшее в период предоставления Ожигину А.А. служебного жилого помещения (глава 3 Жилищного кодекса РСФСР), также не предусматривало судебного порядка изменения режима жилого помещения.

Таким образом, Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" не содержит императивной правовой нормы, устанавливающей право лиц, занимающих служебное жилое помещение, приватизировать это помещение. Напротив, в качестве общей нормы он устанавливает запрет на приватизацию служебных помещений (ч. 1 ст. 4), и только при определенных обстоятельствах, законодатель допускает передачу служебных жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации (ч. 2 ст. 4).

Из приведенных норм закона следует, что решение вопроса о приватизации служебной квартиры является исключительным правом собственника (обладателя ограниченного вещного права) данного жилого помещения и не допускается его понуждение в судебном порядке к принудительному предоставлению данного жилого помещения в собственность жильца в порядке приватизации.

Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не содержит императивной правовой нормы, устанавливающей право лиц, занимающих служебное жилое помещение, приватизировать это помещение.

В соответствии с правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 21 декабря 2004 года № 441-О по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», служебные жилые помещения, согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР, предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Связанный с этим специальный правовой режим служебной жилой площади, выражающийся в особенностях предоставления и пользования ею, ее особое функциональное назначение, предполагающее заселение служебного жилого помещения определенным кругом работников, а также ее соответствующее территориальное расположение являются факторами, предопределяющими в принципе невозможность приватизации служебного жилья, что с учетом высказанной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции не может рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации.

Поскольку спорная квартира является служебной, решения об исключение данного жилого помещения из числа служебных, которое является правом, а не обязанностью собственника жилого фонда, не принималось, согласие собственника жилого помещения на изменение его правового режима отсутствует, договор социального найма с истцами не заключался, суд приходит к выводу, что указанные обстоятельства исключают возможность приватизации квартиры № *** в доме № *** по ул. П. в г. Пскове.

Ссылка представителя истца Ожигина А.А. – Баранич С.В. на то, что истцы являются нуждающимися в предоставлении жилого помещения, не может быть принята судом во внимание, поскольку реализация права на приватизацию жилья в силу ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не поставлена в зависимость от данного обстоятельства.

Кроме этого, нуждаемость истцов в жилом помещении никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается.

Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, суд признает заявленные требования не подлежащими удовлетворению как не основанные на законе.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ожигина А.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней О.Е., Беляевой А.А., действующей в интересах Б.В., к Администрации города Пскова, Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено **.**. 2012 года.

Судья Т.А. Семёнова

Решение в апелляционном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.