Решение об обязании провести инвентаризацию выпусков ливневой канализации г. Пскова в реки Великую и Пскову.



Дело№2-619/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*** 2012 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Емельяновой Л.В.,

при секретаре Недюрмагомедовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации города Пскова об обязании провести инвентаризацию сетей ливневой канализации и обеспечении очистки сточных вод,

УСТАНОВИЛ:

Псковский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации города Пскова об обязании провести инвентаризацию сетей ливневой канализации и обеспечении очистки сточных вод.

В обоснование заявленных требований указал, что Псковской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при эксплуатации сетей ливневой канализации города Пскова по результатам которой установлено, что эксплуатация сетей ливневой канализации города Пскова осуществляется без наличия разрешительных документов, на основании которых возникает право на водопользование. Сети ливневой канализации на территории города Пскова протяженностью 86015,55 п.м состаляют казну муниципального образования «Город Псков», балансодержателем является Комитет по управлению муниципальным имуществом города Пскова. Сети ливневой канализации находятся в ненадлежащем состоянии, не имеют очистных сооружений, точное количество выпусков неизвестно, что создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения города Пскова. Специалистами ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Псковской области» были отобраны пробы сточных вод – выпусков в реку Великую в черте города Пскова. На первом этапе были отобраны пробы на выпусках по правому берегу реки Великой от моста им. 5-летия Октября напротив устья р.Пскова (7 проб), на втором этапе – по левому берегу р. Великой напротив устья р. Пскова до железнодорожного моста (5 проб), на третьем этапе – по правому берегу р. Великая от ограждения территории МП г. Пскова по ул. Советской Армии до железнодорожного моста (2 пробы). В результате выполнения количественного химического анализа отобранных проб установлено содержание загрязняющих веществ в количестве характерном для хозяйственно-бытовых сточных вод. Кроме того, в ливневых пробах выявлены превышения по содержанию нефтепродуктов в 4 пробах. Попадание сточных вод, имеющих превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, в реку Великую создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций (эпидемии) из-за загрязнения хозяйственно-бытовыми стоками источника питьевого водоснабжения – реки Великой, что может негативно отразиться на здоровье населения, проживающего на территории города Пскова, тем самым нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц – граждан, на охрану здоровья и благополучия окружающей среды, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ. В связи с загрязнением хозяйственно-бытовыми стоками реки Великой нарушаются права Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьей 8 Водного Кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации. Водный объект – река Великая является рыбохозяйственным водоемом, в силу ст. 10 ФЗ от 20.12.2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы также находятся в федеральной собственности. В связи с изложенным, просил суд обязать Администрацию города Пскова в срок до 01 октября 2012 года провести инвентаризацию, имеющихся ливневых стоков с территории города Пскова в реку Великую и Пскову. Обязать Администрацию города Пскова в срок до 01.01.2013 года обеспечить очистку сточных вод на выпусках ливневой канализации в реку Великую и Пскову.

В судебном заседании и.о. заместителя природоохранного межрайонного прокурора Валуева Н.Н., в порядке ст. 39 ГПК РФ, представила в суд уточненные требования и просила суд обязать Администрацию города Пскова провести инвентаризацию сетей ливневой канализации на территории города Пскова, в том числе провести инвентаризацию выпусков сточных вод ливневой канализации в реки Великую и Пскову в срок до 31.12.2012 года. Обязать Администрацию города Пскова по итогам проведения инвентаризации обеспечить очистку сточных вод на выпусках ливневой канализации в реки Великую и Пскову, посредством установки очистных сооружений в срок до 01 марта 2015 года. В обоснование заявленных требований указала доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Администрации города Пскова Глазовская Л.В. иск не признала. Указала, что сети ливневой канализации числятся в казне муниципального образования «Город Псков». Обслуживание сетей ливневой канализации производится согласно контракту, который заключен Управлением городского хозяйства Администрации города Пскова с подрядной организацией по результатам проведенного аукциона. В настоящее время согласно контракту обслуживание сетей ливневой канализации осуществляет МП г. Пскова «Комбинат благоустройства». Администрация города Пскова в 2012 году запланировала проведение работ по инвентаризации сетей ливневой канализации. Для этих целей в рамках лимитных обязательств запланированы расходы на сумму 2500000 рублей. После проведения инвентаризации необходимо оформление технической и проектной документации, с целью оформления в собственность данных сетей. Только после оформления сетей ливневой канализации в собственность Администрации города Пскова возможно решать вопрос об очистке сточных вод, при этом вопрос о необходимости установки именно очистных сооружений необходимо решать исходя из технических и проектных условий. Все эти работы требуют значительных финансовых вложений, однако в бюджете данные денежные средства не заложены.

Представители третьего лица – МП г. Пскова «Комбинат благоустройства» - Майрова И.В. и Карпов Д.С. полагали, что требования природоохранного межрайонного прокурора не подлежат удовлетворению. Указали, что МП г. Пскова «Комбинат благоустройства» на основании заключенного с Управлением городского хозяйства Администрации города Пскова контракта является обслуживающей организацией систем водоотведения – ливневой канализации на территории муниципального образования «Город Псков». Те работы, которые выполняет Комбинат производятся только на основании заявок Управления городского хозяйства Администрации города Пскова.

Представитель третьего лица – Управления Росприроднадзора по Псковской области Полоцкий Г.Н. исковые требования природоохранного межрайонного прокурора считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Пояснил, что в ходе проведенной проверки были обследованы 17 выпусков ливневой канализации, в трех из которых были выявлены хозяйственно-бытовые сточные воды, данная информация была доведена до сведения природоохранной прокуратуры. В связи с тем, что без инвентаризации ливневой канализации невозможно установить, сколько всего в собственности Администрации города Пскова выпусков ливневой канализации, то проведение данных работ является обязательным. Поскольку выявлены поступления хозяйственно-бытовых сточных сбросов в реки Великую и Пскову, то сооружение очистных сооружений является также необходимым условием с целью соблюдения экологического благополучия населения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Статья 4 указанного закона предусматривает, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды.

Из материалов дела следует, что 04.10.2011 г., 06.10.2011 г., 10.10.2011 г.в ходе проведения мероприятий по надзору за соблюдением санитарного законодательства, законов и иных правовых актов Российской Федерации, специалистами ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Псковской области» в присутствии заместителя начальника отдела экологических программ и водопользования государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды были отобраны пробы сточных вод – выпусков в реку Великую в черте города Пскова.

В результате выполнения количественного химического анализа отобранных проб было установлено, что в пробах выпусков (до уреза воды 13 м недалеко от Покровской башни, напротив Троицкого собора – до уреза воды – 25,4 м, 4 м от жилых строений, рядом со спуском к реке по ул. Крутая набережная, д. 48 – до уреза воды – 24,4) содержатся загрязняющие вещества в количестве характерном для хозяйственно-бытовых сточных вод, а именно превышение предельно-допустимых концентраций вредных веществ. Остальные пробы условно можно охарактеризовать, как ливневые сточные воды, так как содержание загрязняющих веществ в них в количестве, характерном для хозяйственно-бытовых сточных вод, не обнаружено. В 4 пробах выявлены превышения по содержанию нефтепродуктов ПДК от 4 до 16 раз (л.д.15-20).

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Судом установлено, что сети ливневой канализации общей протяженностью 86015, 35 п.м, входят в казну муниципального образования «Город Псков» и учитываются в реестре муниципального имущества.

Как следует из ответа Администрации города Пскова №*** от 25 ноября 2011 года официальная информация о количестве выпусков ливневой канализации на территории города Пскова в реки Великую и Пскову отсутствует (л.д. 8).

В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Частью 2 ст.39 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

В силу ч.6 ст.60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Согласно протоколов лабораторных исследований количественного химического анализа № *** от 17.10.2011 года (л.д.16), №*** от 14.10.2011 г. (л.д.18), №*** от 12.10.2011 года (л.д. 20) исследованная проба воды по микробиологическим показателям не соответствует требованиям СаНПиН 2.1.5.980-00.

Статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В соответствии с п.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к охране поверхностных вод устанавливают гигиенические требования:

- к качеству воды водных объектов в пунктах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования;

- к условиям отведения сточных вод в водные объекты;

- к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов, способных оказать влияние на состояние поверхностных вод, а также требования к организации контроля за качеством воды водных объектов.

Требования настоящих санитарных правил распространяются на все поверхностные водные объекты на территории Российской Федерации, используемые или намечаемые к использованию для нужд населения (п. 1.2 СанПин).

Согласно п. 1.3 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» настоящие Санитарные правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для организаций, осуществляющих государственное управление и государственный контроль в области охраны вод в соответствии с законодательством.

В силу п.п.6.11., 6.11.1. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы. ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в т.ч. продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м от места выпуска.

Из вышеуказанных нормативных документов следует, что на объект, являющийся источником воздействия на среду обитания, должны быть разработаны проекты организации санитарно-защитных зон и установлены нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты, с этой целью необходимо проведение инвентаризации ливневой канализации и выпусков сточных вод ливневой канализации на территории города Пскова.

Ответчиком не оспаривается, что инвентаризация ливневых стоков не проводилась, проект санитарно-защитных зон для канализационных очистных сооружений и нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты для выпуска канализационных очистных сооружений не разработан.

Вместе с тем, установка узлов учета объемов сточных вод возможна только после реконструкции очистных сооружений, включающей создание установок очистки сточных вод по каждому выпуску.

Таким образом, поскольку вопрос учета сбрасываемых в р. Великую и Пскову сточных вод связан с определением характера и объема воздействия хозяйственной деятельности ответчика на окружающую среду, данный вопрос затрагивает предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, следовательно, прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском.

Кроме того, суд учитывает, что согласно п. 3.1 методических указаний «Организация госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод. Методические указания. МУ 2.1.5.800-99» (утв. Минздравом РФ 27.12.1999) сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды, в т.ч. поверхностных пресных и морских вод, подземных водоносных горизонтов, питьевой воды и почвы, что является фактором риска распространения возбудителей инфекций с фекально - оральным механизмом передачи.

Из пункта 3.2. Указаний следует, что к наиболее опасным в эпидемическом отношении относят следующие виды сточных вод :

- хозяйственно - бытовые сточные воды;

- городские смешанные (промышленно - бытовые) сточные воды;

- сточные воды инфекционных больниц;

- сточные воды от животноводческих и птицеводческих объектов и предприятий по переработке продуктов животноводства, стоки шерстомоек, биофабрик, мясокомбинатов и т.д.;

- поверхностно - ливневые стоки;

- шахтные и карьерные сточные воды;

- дренажные воды.

Пунктом 4.1. Указаний предусмотрено, что основная цель обеззараживания сточных вод - это обеспечение эпидемической безопасности при их отведении в водные объекты, используемые для хозяйственно - питьевого, культурно - бытового и рыбохозяйственного водопользования, при применении в промышленном водоснабжении в открытых и закрытых системах, а также при отведении на поля орошения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.

Это право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению ее объемов.

Данное право подтверждено ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которой граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Сточные воды, сбрасываемые в реку Великую и Пскову являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды, что является фактором риска распространения возбудителей инфекций. К наиболее опасным в эпидемическом отношении относят, в том числе хозяйственно-бытовые и городские смешанные сточные воды, которые отмечаются высоким уровнем микробного загрязнения на фоне значительной концентрации взвешенных частиц и органических веществ. Данные сточные воды могут содержать патогенные микроорганизмы возбудителей инфекций, что может привести к чрезвычайной ситуации.

Непринятие мер по предотвращению загрязнения водного объекта противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, в связи с чем исковые требования межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом данной нормы, суд считает необходимым установить срок для проведения мероприятий по проведению инвентаризации сетей ливневой канализации на территории города Пскова, в том числе выпусков сточных вод ливневой канализации до 31 декабря 2012 года.

По требованию об обязании обеспечить очистку сточных вод на выпусках ливневой канализации в реки Великую и Пскову, путем установки очистных сооружений определить срок до 01.03.2015 года.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации города Пскова об обязании провести инвентаризацию сетей ливневой канализации на территории города Пскова, в том числе выпусков сточных вод ливневой канализации в реки Великую и Пскову, обязании по итогам проведения инвентаризации обеспечить очистку сточных вод на выпусках ливневой канализации в реку Великую и Пскову, путем установки очистных сооружений, удовлетворить.

Обязать Администрацию города Пскова провести инвентаризацию сетей ливневой канализации на территории города Пскова, в том числе провести инвентаризацию выпусков сточных вод ливневой канализации в реки Великую и Пскову в срок до 31.12.2012 года.

Обязать Администрацию города Пскова по итогам проведения инвентаризации обеспечить очистку сточных вод на выпусках ливневой канализации в реки Великую и Пскову, посредством установки очистных сооружений в срок до 01 марта 2015 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено *** 2012 года.

Судья Псковского городского суда: Л.В. Емельянова

Решение обжаловано в апелляционном порядке.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда оставлено изменено в части. Третий абзац решения изложен в следующей редакции: Обязать Администрацию города Пскова по итогам проведения инвентаризации обеспечить очистку сточных вод на ливневой канализации в реки Великую и Пскову в срок до 01 марта 2015 года. В остальной части решение оставлено без изменения.

Вступило в законную силу.