решение по иску о признании отказа незаконным и обязании поставить на учет нуждающихся в жилом помещении



Дело № 2-1171/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

**.**. 2012 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Семёновой Т.А.,

при секретаре Шамовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова В.Н. к Управлению министерства внутренних дел по Псковской области о признании отказа в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения незаконным, обязании жилищно-бытовую комиссию рассмотреть вопрос о нуждаемости и обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Орлов В.Н. обратился в суд с иском к УМВД России по Псковской области, Жилищному комитету при УМВД России по Псковской области о признании отказа начальника Управления незаконным, обязании жилищно-бытовую комиссию при УМВД России по Псковской области рассмотреть вопрос о нуждаемости истца в получении жилого помещения и обязать жилищно-бытовую комиссию поставить его на учет нуждающихся в получении жилого помещения.

В обоснование иска истец указал, что он проходил службу в органах внутренних дел Псковской области с 17 ноября 1986 года по 26 сентября 2005 года.

26 сентября 2005 года Орлов В.Н. уволен со службы по ограниченному состоянию здоровья с выслугой в календарном исчислении 21 год 04 месяца 09 дней.

Перед увольнением истец написал рапорт на имя начальника УВД по Псковской области о постановке его на учет для получения государственного жилищного сертификата, однако получил отказ.

В ноябре 2011 года Орлов В.Н. написал заявление в жилищно-бытовую комиссию при УВД по Псковской области о постановке на учет, однако получил отказ.

Истец считает отказ начальника Управления незаконным, нарушающим его жилищные права и интересы.

Поэтому Орлов В.Н. просит суд признать незаконным отказ начальника УВД по Псковской области в постановке его на очередь нуждающихся в получении жилого помещения, обязать жилищно-бытовую комиссию при УМВД России по Псковской области рассмотреть вопрос о его нуждаемости в получении жилья и обязать жилищно-бытовую комиссию при УМВД России по Псковской области поставить его на очередь в получении жилого помещения.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация г. Пскова.

В судебном заседании истец Орлов В.Н. и его представитель – Рыбарук В.В. требования и доводы в их обоснование поддержали, дополнительно пояснив, что при прохождении службы истцу не разъяснялись его права, касающиеся жилищного обеспечения, а также порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика – УМВД России по Псковской области Чиж Б.И. исковые требования не признал, пояснив, что в настоящее время действующее жилищное законодательство не предусматривает постановку сотрудников органов внутренних дел на учет по месту службы.

Представитель третьего лица – Администрации г. Пскова в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, вопрос о разрешении исковых требований оставил на усмотрение суда.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Орлов В.Н. проходил службу в органах внутренних дел в период с 17 ноября 1986 года по 26 сентября 2005 года (л.д. 10).

26 сентября 2005 года Орлов В.Н. был уволен из органов внутренних дел по ограниченному состоянию здоровья с выслугой в календарном исчислении 21 год 04 месяца 09 дней (л.д. 11).

Из пояснений истца в судебном заседании следует, что перед увольнением в 2005 году он обратился с рапортом на имя начальника Управления о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении, но получил отказ. Копия рапорта у Орлова В.Н. не сохранилась.

Согласно ст. 30 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», действовавшим до 01 марта 2011 года, сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Перечень оснований для признания гражданина нуждающимися в жилых помещениях установлен в ст. 51 ЖК РФ, которая действовала на момент подачи Орловым В.Н. рапорта на имя начальника Управления.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При этом в силу п. 4 и п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Пунктом 1.1. Постановления Псковской городской Думы от 08.07.2005 года № 447 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» определена учетная норма площади жилого помещения в размере менее 14 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Судом установлено, что в период прохождения службы и до 2011 года Орлов В.Н. проживал в квартире, расположенной по адресу: г. Псков, ул. Т., д. № ***, кв. № ***. Данное жилье принадлежало матери истца – О.Р., в связи с чем истец в силу положений ч. 1 и ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ являлся членом семьи собственника жилого помещения и имел право пользования данным жилым помещением наравне с собственником.

Поскольку общая площадь указанной квартиры составляет 42,4 кв.м., то на каждого проживающего приходилось по 21,2 кв.м., что больше учетной нормы площади жилого помещения, в связи с чем на момент подачи рапорта истец не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Разрешая требование об обязании поставить истца на учет нуждающихся в получении жилого помещения, суд исходит из следующего.

Положения ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, предусматривали, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

Таким образом, Жилищный кодекс РСФСР предусматривал право граждан состоять на учете нуждающихся как по месту жительства, так и по месту работы.

С 01 марта 2005 года основания и порядок принятия граждан на учет нуждающихся урегулированы ст. 52 Жилищного кодекса РФ, согласно которой принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Поскольку действующее в настоящее время жилищное законодательство не предусматривает возможность постановки сотрудников органов внутренних дел на учет по месту прохождения службы, то исковые требования в части обязания постановки на учет удовлетворению не подлежат.

При разрешении исковых требований суд также учитывает заявление представителя УМВД России по Псковской области о пропуске истцом срока исковой давности.

Согласно ст.ст. 195, 196 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.

При этом ч. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Суд не принимает утверждение представителя истца о том, что течение срока исковой давности началось в 2011 году с момента, когда Орлов В.Н. узнал от своего сослуживца, что последний был поставлен в очередь по решению суда, так как доказательств, подтверждающих невозможность своевременно обжаловать отказ, полученный в 2005 года, о котором было известно Орлову В.Н., стороной истца не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Орлова В.Н. к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, обязании жилищно-бытовую комиссию рассмотреть вопрос о нуждаемости и поставить на очередь на получение жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено **.**. 2012 года.

Судья Т.А. Семёнова

Решение в апелляционном порядке обжаловано. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда решение оставлено без изменения. Вступило в законную силу.