решение по иску о признании права на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения



Дело № 2-1406/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

***.***. 2012 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Семёновой Т.А.,

при секретаре Ивановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Портнова И.П. к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области, Администрации Псковской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии и признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Портнов И.П. обратился в суд с иском к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании отказа в получении субсидии на приобретение жилого помещения незаконным и признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

В обоснование иска указано, что истец является ветераном Великой Отечественной войны.

Постановлением Администрации г. Пскова от 15 марта 2011 года Портнов И.П. был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, включен в сводный список граждан, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Однако в предоставлении указанной субсидии ему было отказано по тем основаниям, что истцом было произведено отчуждение принадлежащего ему дома по адресу: г. Новоржев, ул. Р., д. № ***, и с 15 января 2010 года он зарегистрирован по адресу: г. Псков, ул. Ю., д. № ***, кв. № ***.

Истец просит суд признать решение Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в получении субсидии на приобретение жилого помещения незаконным и признать за Портновым И.П. право на получение указанной субсидии.

Определением суда к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика привлечена Администрация Псковской области.

Истец в судебное заседание не явился, его представители Махонин Е.А. и Быковский П.А. исковые требования уточнили и просили признать решение Администрации Псковской области об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения незаконным и признать за Портновым И.П. право на получение указанной субсидии. В обоснование привели доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Черторогова Н.Б. исковые требования не признала, пояснив, что Портнов И.П. совершил действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий, так как в 2010 году продал принадлежащий ему дом № *** по ул. Р. в г. Новоржеве, который на момент продажи являлся пригодным для проживания.

Представитель ответчика – Администрации Псковской области Белкин И.Н. полагает исковые требования необоснованными, поддержал позицию, изложенную представителем Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области.

Представитель третьего лица – Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 50), ранее в судебном заседании представитель Управления – Хмелев С.Н. с исковыми требованиями не согласился.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в ред. от 09.01.2010 года) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Судом установлено, что Портнов И.П. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением № *** (л.д. 8).

С 15 января 2010 года Портнов И.П. был зарегистрирован и проживал в однокомнатной квартире, общей площадью 30,2 кв.м., по адресу: г. Псков, ул. Ю., д. № ***, кв. № ***, которая принадлежала его дочери Г.Е. (л.д. 106).

Поскольку в указанном жилом помещении было зарегистрировано четыре человека, Постановлением Администрации г. Пскова от 15 марта 2011 года № *** Портнов И.П. был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и поставлен на учет с присвоением учетного № *** (л.д. 107).

С 04 апреля 2012 года Портнов И.П. зарегистрирован и проживает по адресу: г. Псков, ул. И., д. № ***, кв. № *** (л.д. 58). Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности дочери истца – Г.Е. (л.д. 59).

Решением комиссии при Администрации Псковской области истцу было отказано в предоставлении субсидии на приобретение жилья в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц Администрации г. Пскова при постановке Портнова И.П. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 19-20).

Статьей 51 Жилищного кодекса РФ установлен перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При этом в силу п. 4 и п. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Пунктом 1.1. Постановления Псковской городской Думы от 08.07.2005 года № 447 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» определена учетная норма площади жилого помещения в размере менее 14 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Поскольку общая площадь квартиры, где проживает Портнов И.П., составляет 53,9 кв.м., то с учетом количества проживающих в данном жилье (4 человека) на каждого члена семьи приходится 13,5 кв.м. общей площади, что ниже учетной нормы, установленной в г. Пскове. Следовательно, истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий, и был правомерно поставлен на учет органом местного самоуправления.

Доводы представителей ответчиков о том, что продав в 2010 году принадлежащий ему на праве собственности жилой дом № *** по ул. Р. в г. Новоржеве, Портнов И.П. намерено ухудшил свои жилищные условия, не может быть принят судом во внимание по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года № 258-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их других жильем.

Судом установлено, что Портнову И.П. на праве собственности принадлежали земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: Псковская область, г. Новоржев, ул. Р., д. № ***.

Согласно справке ОНД по Пушкиногорскому и Новоржевскому районам 23 октября 2009 года произошел пожар, в результате которого жилой дом и надворные постройки, принадлежащие Портнову И.П., получили повреждения (л.д. 71).

В ходе проверки было установлено, что причиной возникновения пожара послужила эксплуатация неисправной отопительной печи (л.д. 125).

Из пояснений представителя истца Быковского П.А. следует, что после того, как произошел пожар, дом стал непригодным для проживания, в связи с чем родственники забрали Портнова И.П. к себе в г. Псков.

10 августа 2010 года между Портновым И.П. и Б.О. был заключен договор купли-продажи, согласно которому истец произвел отчуждение земельного участка и расположенного на нем жилого дома № *** по ул. Р. в г. Новоржеве (л.д. 69-70).

29 декабря 2010 года на основании заключения межведомственной комиссии № *** указанный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания (л.д. 13-14). При этом в ходе обследования дома было установлено, что фундамент имеет трещины и сколы, утеплитель в стенах отсутствует, зимой в доме холодно, подушки оконных блоков повреждены плесенью, отопление отсутствует. При осмотре дома выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан (л.д. 15-16).

Кроме этого, как следует из акта обследования, пристроенные дощатые веранда и кочегарка во время пожара частично выгорели: повреждены потолки, стены, отсутствует кровля, полы требуют замены.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в результате пожара дом, где проживал истец, получил такие повреждения, в результате которых данное жилье перестало отвечать требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, вследствие чего дом № *** по ул. Р. в г. Новоржеве был признан непригодным для постоянного проживания.

Таким образом, несмотря на то обстоятельство, что указанное жилое помещение было признано межведомственной комиссией непригодным для проживания после продажи дома, фактически оно являлось таковым уже на момент его отчуждения Портновым И.П., в связи с чем оснований полагать, что истец совершил действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий не имеется.

При разрешении исковых требований, суд принимает во внимание, что Портнов И.П. как участник Великой Отечественной войны относится к числу лиц, которых в силу их статуса государство определило в качестве нуждающихся в особых мерах социальной защиты и поддержки.

В преамбуле ФЗ «О ветеранах» указывается, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш ИЛ :

Исковые требования Портнова И.П. удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии Администрации Псковской области об отказе в предоставлении Портнову И.П. субсидии на приобретение или строительство жилых помещений.

Признать за Портновым И.П. право на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения в рамках Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» № 714 от 07.05.2008 (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30).

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Псковский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено ***.***. 2012 года.

Судья Т.А. Семёнова

Решение в апелляционном порядке обжаловано. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда решение оставлено без изменения. Вступило в законную силу.