решение по иску о признании незаконным решения Комиссии по вопросам предоставления субсидий в части, признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и обязании выдать свидетельство о предоставлении субсидии



Дело № 2-1871/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

** *** 2012 года гор. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Теселкиной С.М.

при секретаре Васильевой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой В.В. к Администрации Псковской области и Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании незаконным решения Комиссии при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в части, признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и обязании выдать свидетельство о предоставлении субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Степанова В.В. обратилась в суд с иском к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании решения Комиссии при Администрации Псковской области незаконным в части и признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдовой инвалида Великой Отечественной войны и обязании выдать свидетельство о предоставлении субсидии.

В обоснование иска указано, что Степанова В.В., *** года рождения, является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны. В силу своего статуса она имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений.

Постановлением Администрации Островского района Псковской области от ** ***2011 № ** она была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В связи с этим истец обратилась с заявлением в Территориальное управление Островского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений.

Однако решением Комиссии при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в предоставлении субсидии ей было отказано, так как она проживает в жилом доме, ранее принадлежавшем умершему супругу – С.А., т.е. фактически приняла наследство после его смерти.

Степанова В.В. считает данное решение незаконным, нарушающим её право на обеспечение жилым помещением, как вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны, так как наследство после умершего С.А. приняла его дочь – Яковлева О.А., сама Степанова наследство не принимала.

Поэтому она просит данное право подтвердить решением суда.

Истец Степанова В.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства она извещалась судом надлежащим образом.

Её представитель Яковлева О.А. также в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Попов Ф.Ю. с иском не согласился. Представил письменные возражения, из которых следует, что, по мнению ответчика, Степанова В.В. была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях с нарушением законодательства, так как проживает в доме, принадлежавшем на праве собственности её супругу – С.А., умершему *** года. Площадь данного помещения составляет 92 кв.м., что значительно превышает учетную норму площади, установленную в Островском районе.

Кроме того, сведений о том, что данное жильё является непригодным для проживания, не имеется.

Представитель ответчика Администрации Псковской области Белкин И.Н. с иском также не согласился по основаниям, аналогичным изложенным.

Представитель третьего лица Администрации Островского района Мурашкевич С.И. разрешение спора оставил на усмотрение суда, пояснил, что истец была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 1 ст. 51 ЖК РФ, то есть в связи с отсутствием жилого помещения для проживания.

Выслушав представителя ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Попова Ф.Ю., представителя ответчика Администрации Псковской области Белкина И.Н., представителя третьего лица Администрации Островского района Мурашкевич С.И., исследовав материалы дела, материалы наследственного дела после умершего *** года С.А., суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Степанова В.В. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны, что подтверждается копией справки № ** от ** *** 2011 года (л.д. 12).

Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» была установлена необходимость обеспечения жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону Российской Федерации от 12.01.95 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в частности статьей 21. предусмотрено, что вдовам умерших участников и инвалидов Великой Отечественной войны, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

Члены семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Законом Псковской области от 07.07.2006 № 563-оз «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области» установлена форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в виде субсидии.

Из материаов дела следует, что постановлением Администрации Островского района от ** ***2011 года № ** Степанова В.В., зарегистрированная по адресу: П. область, О. район, д. О., составом семьи 1 человек была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как вдова умершего инвалида ВОВ под учетным номером № ** (л.д. 15).

В связи с этим она обратилась в Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений (л.д. 66).

Согласно представленной копии протокола № ** заседания Комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий от ** ***2012 года (л.д. 40-50) в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений Степановой В.В. было отказано на основании п. 15 Положения о порядке предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с отсутствием оснований для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также выявлением неправомерности действий должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющего принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из копии сообщения Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от ** ***2012 года (л.д. 53-54) и пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что непосредственным основанием для отказа в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения послужило то, что истец проживает в жилом помещении общей площадью 92,0 кв.м., принадлежавшем ранее на праве собственности её супругу С.А., умершему *** года. Мер к принятию наследства истец не принимала, однако её проживание в этом доме может быть расценено как фактическое принятие наследства.

Также Комиссией было принято во внимание, что указанный жилой дом не был признан непригодным для постоянного проживания.

Оценивая фактические обстоятельства дела и доводы сторон, суд исходит из следующего.

На основании ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Проанализировав содержание имеющейся в материалах дела выписки из постановления Администрации Островского района от ** ***2011 № ** (л.д. 9), суд полагает, что из текста данного документа невозможно установить по каким основаниям Степанова В.В. была признана нуждающейся в жилом помещении.

По мнению суда, имеющаяся ссылка на статьи 49-52, 54 ЖК РФ мотивы принятого решения не отражает, так как включает в себя весь перечень предусмотренных законом оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, а также для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Однако в судебном заседании из пояснений представителя третьего лица Администрации Островского района судом установлено, что основанием для постановки истца на учет послужил пункт 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в силу положений приведенной нормы признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В собственности жилых помещений истец не имеет, что подтверждается копией уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним закрашиваемых сведений от ** ***2012 года (л.д. 58, 63) и копией справки О. филиала ГП «БТИ» от ** ***2011 года № ** (л.д. 24).

Однако следует учитывать, что согласно имеющимся в материалах дела копии архивной справки от ** ***2011 года № ** (л.д. 20), копиям выписок из лицевого счета Администрации сельского поселения «Г. волость» (л.д. 57, 62, 68) Степанова В.В. с 1962 года зарегистрирована и проживает в жилом доме общей площадью 92,0 кв.м., жилой 47,5 кв.м., расположенном в д. О. О. района П. области, принадлежавшем её супругу С.А., умершему *** года.

Из материалов наследственного дела после умершего С.А. усматривается, что в установленном порядке с заявлением о принятии наследства она не обращалась, что, по мнению суда, вполне объяснимо преклонным возрастом истца (*** год рождения) и юридической неграмотностью.

Однако после смерти супруга она продолжала проживать в указанном доме и до настоящего времени проживает в нём, что в силу ч. 2 ст. 1153 ГК РФ свидетельствует о фактическом принятии ею наследства.

В связи с этим суд при определении нуждаемости истца в жилом помещении также учитывает, что свидетельство о праве на наследство на указанный жилой дом до настоящего времени никому из наследников не выдано.

К аналогичному выводу пришла прокуратура Псковской области при проведении проверки правомерности постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении ряда граждан, в том числе истца (л.д. 55-56).

Согласно приведенным выше справкам общая площадь жилого дома, расположенного в д. О. О. района П. области составляет 92,0 кв.м.

Поэтому суд приходит к выводу, что исходя из учетной нормы площади жилого помещения, определяющей уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет, утвержденной распоряжением Администрации Островского района от 18.04.2005 года № 239-р, составляющей 7 кв.м., Степанова В.В. жильем обеспечена.

Следует также принимать во внимание, что непригодным для проживания указанный жилой дом не признан.

Так, согласно акту обследования помещения от ** ***2011 года № ** (л.д. 26) жилой дом, расположенный в д. О. О. района, занимаемый истцом, подлежит капитальному ремонту по отмеченным комиссией недостаткам. При этом комиссией отмечено, что такой ремонт целесообразен.

Исходя из объема данных недостатков, суд соглашается с заключением комиссии и приходит к выводу, что указанный дом пригоден для проживания, хотя и нуждается в ремонте.

Также суд учитывает, что к дому пристроена мансарда, в доме две комнаты, кухня, прихожая, туалет в коридоре, колодец находится на незначительном расстоянии – в 20 метрах от дома.

При таких обстоятельствах суд не находит законных оснований для признания Степановой В.В. нуждающейся в жилом помещении по п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Поскольку по имеющимся материалам дела и представленным истцом доказательствам не подтвердился факт нуждаемости Степановой В.В. в жилых помещениях, то суд полагает, что Комиссия при Администрации области обоснованно отказала ей в предоставлении субсидии или строительство жилых помещений, в связи с чем, отказывает истцу в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Степановой В.В. отказать в удовлетворении иска к Администрации Псковской области и Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании незаконным решения Комиссии при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в части отказа в предоставлении субсидии или строительство жилых помещений, признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и обязании выдать свидетельство о предоставлении субсидии.

Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ** *** 2012 года.

Судья С.М. Теселкина

Решение в апелляционном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.