Дело № 2-1640/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ** *** 2012 года гор. Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Теселкиной С.М. при секретаре Васильевой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондратишиной К.Т. к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании решения Комиссии при Администрации Псковской области незаконным в части и признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, УСТАНОВИЛ: Кондратишина К.Т. обратилась в суд с иском к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании решения Комиссии при Администрации Псковской области незаконным в части и признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. В обоснование иска указано, что Кондратишина К.Т. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. В силу своего статуса она имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений. Постановлением Администрации города Пскова от ** ***2011 года № ** она принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В связи с этим истец обратилась с заявлением в Территориальное управление г.Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений. На основании данного заявления она была включена в Сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Однако решением Комиссии при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в предоставлении субсидии ей было отказано в связи выявлением неправомерности действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при решении этого вопроса. Кондратишина К.Т. считает данное решение незаконным, нарушающим её право на обеспечение жилым помещением, как вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, так как она не утратила статус нуждающейся в жилом помещении. Поэтому она просит данное право подтвердить решением суда. Истец Кондратишина К.Т. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещалась судом надлежащим образом. Её представитель Иванов Ю.Е. требования уточнил и просил суд признать за истцом право на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. В обоснование требования привел доводы аналогичные изложенным. Дополнительно пояснил, что принадлежащий истцу дом, расположенный в д. Н., Т. волости, П. района, не пригоден для проживания. Представитель ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Черторогова Н.Б. с иском не согласилась. Представила письменные возражения, из которых следует, что, по мнению ответчика, Кондратишина К.Т. была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях с нарушением законодательства, так как ей принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: П. район, д. Н.-1, ул. С., д.№ **, который в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» непригодным для проживания не признан. Представитель ответчика Администрации Псковской области Белкин И.Н. с иском также не согласился по основаниям, аналогичным изложенным. Представитель третьего лица Администрации города Пскова в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном заявлении также указал, что вопрос об обоснованности требований оставляет на усмотрение суда. Выслушав представителя истца Иванова Ю.Е., представителя ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Черторогову Н.Б., представителя ответчика Администрации Псковской области Белкина И.Н., пояснения свидетелей И.Л., А.М., эксперта А.Ю., исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Кондратишина К.Т. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается копией справки № ** от ** *** 2003 года (л.д. 67). В силу изложенных обстоятельств она имеет право на компенсации и льготы, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». В частности статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что вдовам умерших участников Великой Отечественной войны, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Законом Псковской области от 07.07.2006 № 563-оз «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области» установлена форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в виде субсидии. Согласно материалам дела постановлением Администрации города Пскова от ** ***2011 года № ** Кондратишина К.Т., проживающая с 1996 года составом семьи 4 человека в двухкомнатной квартире № **, общей площадью 43,7 кв.м., дома № ** по ул. П. в городе Пскове, была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как вдова умершего участника ВОВ (л.д. 62). В связи с этим ** ***2011 года она обратилась в Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений (л.д. 61). На основании данного заявления истец была включена в Список претендентов на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения на 2012 год, что подтверждается копией сообщения Территориального управления города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от ** ***2012 года № ** (л.д. 45). Согласно представленной копии протокола заседания Комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий от ** ***2012 года срок рассмотрения документов был продлен в связи с отсутствием документов, подтверждающих основания постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из сообщения Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от ** ***2012 года (л.д. 42-44) следует, что в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений Кондратишиной К.Т. было отказано на основании п. 15 Положения о порядке предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с отсутствием оснований для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий. Из Сводного списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий она была исключена (л.д. 74). Непосредственным основанием для отказа в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения послужило то, что истцу принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: П. район, д. Н.-1, ул.С., д.№ **, который в установленном порядке не признан непригодным для постоянного проживания. Оценивая фактические обстоятельства дела и доводы сторон, суд исходит из следующего. На основании ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Проанализировав содержание имеющейся в материалах дела выписки из Постановления Администрации города Пскова от ** ***2011 года № ** (л.д. 62), суд полагает, что из текста данного документа невозможно установить по каким основаниям Кондратишина К.Т. была признана нуждающейся в жилом помещении. Имеющаяся ссылка на части 1, 3, 5 статьи 52, статьи 54, 56, 57 ЖК РФ мотивы принятого решения не отражает, так как включает в себя весь перечень предусмотренных законом оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, а также для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятия с соответствующего учета. По мнению суда, такая формулировка Постановления лишила Комиссию при Администрации Псковской области возможности должным образом установить нуждаемость Кондратишиной К.Т. в жилом помещении. Несмотря на предпринятые судом меры, представитель Администрации города Пскова в судебное заседание не явился. Однако, исходя из представленной в материалы дела копии сообщения Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова от ** ***2012 года № ** (л.д. 46) можно сделать вывод, что истец была принята на учет, так как длительное время проживает в квартире общей площадью 43,7 составом семьи 4 человека, то есть она является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии в материалах учетного дела Кондратишиной К.Т. выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ** ***2011 года, справки Администрации сельского поселения «Л. волость» № **, копии технического паспорта, свидетельствующих о том, что в собственности Кондратишиной находится жилой дом, расположенный в д. Н.-1, общей площадью 45,1 кв.м., суд полагает, что у членов Комиссии при Администрации Псковской области обоснованно появились сомнения относительно правомерности принятия истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В связи с этим суд считает, что одним из имеющих значение для разрешения данного спора обстоятельств является нуждаемость Кондратишиной К.Т. в жилом помещении. Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в силу статьи 51 ЖК РФ, признаются граждане: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Согласно материалам дела Кондратишина К.Т. составом семьи 4 человека проживает в квартире № ** дома № ** по ул. П. в городе Пскове, принадлежащей по 1/2 доле каждой дочери истца – И.Л. и внучке – И.Ю., общей площадью 43,7, что подтверждается копией выписки из лицевого счета (л.д. 7), копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 8, 9). С учетом состава семьи истца – 4 человека и учетной нормы площади жилого помещения, определенной постановлением Псковской городской Думы от 08.07.2005 N 447, составляющей 14 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, Кондратишина К.Т. действительно обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (43,7 : 4 = 10,9 кв.м). Однако, из имеющихся в материалах дела копии свидетельства о государственной регистрации права, выданного Регистрационной палатой Псковской области (л.д. 27), выписки из лицевого счета (л.д. 28) усматривается, что на основании договора купли-продажи от ** ***1999 года Кондратишиной К.Т. на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: П. район, Т. волость, д. Н., ул. С., д. № ** (в настоящее время д. Н.-1, ул. С., д. № **, сельского поселения «Л. волость» П. района) общей площадью 45,1 кв.м. В тоже время, суд находит убедительными доводы стороны истца о том, что указанный жилой дом для постоянного проживания людей, а тем более пожилого человека не пригоден. Прядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Согласно приведенному Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания может быть признано на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Так как истец в силу возраста и юридической неграмотности не имела возможности своевременно обратиться в указанную комиссию с заявлением о проведении обследования, суд считает возможным руководствоваться экспертным заключением № ** (л.д. 15-25), составленным ЗАО «Н.», согласно которому физический износ жилого дома, расположенного по адресу: П. район, д. Н., ул. С., д. № **, составляет 85%, этот дом не может безопасно эксплуатироваться в дальнейшем, опасен для нахождения в нём людей, дом является аварийным и непригоден для постоянного проживания. Оценивая представленные доказательства непригодности для проживания занимаемого истцом жилого помещения, суд учитывает, что согласно приведенному заключению указанный до построен в 1954 году; входная дверь открывается с усилием, так как перекошена; сруб дома из бревен деформирован, бревна имеют рыхлую структуру, рассыпаются от воздействия рук, имеет значительные зазоры, обширные зоны разрушения древесины; нижележащие бревна деформированы под весом верхних венцов и продавлены; кровля дома деформирована; потолок имеет визуальные отклонения от горизонтали, провисы, нарушения структуры дерева; на внутренней поверхности стен имеются значительные трещины, деформации; обрешетка кровли визуально прогнута, имеет многочисленные подпорки; электропроводка дома не закреплена, имеет значительные провисы; стены дома деформированы, отклонились от вертикали, на отдельных участках имеются местные деформации до 30 мм, имеются значительные перекосы; печь в доме имеет многочисленные трещины. Изложенные в заключении факты в судебном заседании подтвердил составивший его эксперт А.Ю. В связи с чем, не доверять данному заключению у суда не имеется оснований. Кроме того, свидетели И.Л. и А.М. пояснили суду, что истец была вынуждена выехать из указанного дома к дочери в связи с состоянием здоровья и невозможностью проживания в этом жилом помещении по причине его аварийности и отсутствия каких-либо удобств. Оценивая данные обстоятельства, суд признает, что Кондратишина К.Т. нуждается в жилом помещении, так как принадлежащее ей жилое помещение непригодно для проживания. Кроме того, она обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Поэтому суд полагает, что в силу своего статуса, имеет право на компенсации и льготы, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в том числе на предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем Приходя к такому выводу, суд принимает во внимание, что в силу ст.ст. 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, Президент Российской Федерации постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Поэтому суд считает, что имеются законные основания для признания за истцом права на получение субсидии или строительство жилых помещений как вдовой участника Великой Отечественной войны, и удовлетворяет исковые требования Кондратишиной К.Т. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за Кондратишиной К.Т. право на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ** *** 2012 года. Судья С.М. Теселкина Решение в апелляционном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.