решение по иску о признании решения Комиссии незаконным в части, признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений



Дело № 2-1682/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

** *** 2012 года гор. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Теселкиной С.М.

при секретаре Федоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зуева Н.С. к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании решения Комиссии при Администрации Псковской области незаконным в части, признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Зуев Н.С. обратился в суд с иском к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании решения Комиссии при Администрации Псковской области незаконным в части и признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как ветераном Великой Отечественной войны.

В обоснование иска указано, что Зуев Н.С., является ветераном Великой Отечественной войны и признан инвалидом. В силу своего статуса истец имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений.

Распоряжением Администрации Псковского района Псковской области от ** ***2010 года № ** он был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В связи с этим Зуев Н.С. обратился с заявлением в Территориальное управление Псковского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений.

На основании данного заявления в 2010 году он был внесен в Сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. В дальнейшем предоставление субсидии истцу неоднократно откладывалось.

Оспариваемым решением Комиссии при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий в предоставлении субсидии Зуеву Н.С. было отказано в связи выявлением неправомерности действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при решении этого вопроса.

Истец считает данное решение незаконным, нарушающим его право на обеспечение жилым помещением, как ветераном Великой Отечественной войны.

Так в занимаемом им на основании договора социального найма жилом помещении помимо зарегистрированных лиц проживает также муж внучки, который вселен истцом в 2007 году в качестве члена семьи и ведет с Зуевым Н.С. совместное хозяйство.

Так как с учетом фактически проживающих в жилом помещении лиц на каждого члена семьи истца приходится общая площадь менее учетной нормы, установленной на территории Псковского района, Зуев Н.С. просит подтвердить его право на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как ветераном Великой Отечественной войны решением суда.

Истец Зуев Н.С. и его представители Абожина Н.В. и Марушкин С.А. требования поддержали по изложенным основаниям.

Истец также пояснил, что муж внучки – Марушкин С.А. был вселен с его согласия в качестве члена семьи, ведет с ним общее хозяйство и оказывает помощь.

Представитель ответчика Администрации Псковской области Белкин И.Н. с иском не согласился. Представил письменные возражения, из которых следует, что постановка Зуева Н.С. на учет нуждающихся была совершена с нарушением норм жилищного законодательства. Поскольку Комиссией было установлено, что общая площадь жилого помещения, в котором проживает истец, составляет 43,5 кв.м., с учетом состава семьи – 4 человека, то на каждого члена семьи Зуева Н.С. приходится площадь, превышающая учетную норму на 0.8 м, установленную на территории Псковского района.

Также указано, что Марушкин С.А. членом семьи истца не является и поэтому не имеет право пользования занимаемым истцом жилым помещением.

Представитель ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Черторогова Н.Б. с иском также не согласилась. В обоснование привела доводы, аналогичные выше изложенным.

Представитель третьего лица Администрации Псковского района в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду заявлении указал, что не возражает против исковых требований, так как Зуев Н.С. был принят на учет нуждающихся с учетом незначительности площади, превышающей учетную норму, и наличия смежных комнат в квартире.

Выслушав истца Зуева Н.С. и его представителей Абожину Н.В. и Марушкина С.А., представителя ответчика Администрации Псковской области Белкина И.Н., представителя ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Черторогову Н.Б., исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Зуев Н.С., *** года рождения, является инвалидом II группы, участником Великой Отечественной войны, что подтверждается копией удостоверения (л.д. 14).

В силу изложенных обстоятельств он имеет право на компенсации и льготы, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В частности статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Законом Псковской области от 07.07.2006 № 563-оз «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области» определена форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в виде субсидии.

Из материалов дела следует, что распоряжением Администрации Псковского района от ** *** 2010 года № ** Зуев Н.С., *** года рождения, проживающий по адресу: П. район, сельское поселение «З. волость», деревня Р., ул. Н., дом № **, квартира № **, на основании пп.2 п. 1 ст. 51 ЖК РФ был признан нуждающимся в жилом помещении.

В связи с этим ** *** 2010 года он обратился в Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений.

Согласно имеющемуся в материалах дела сообщению от ** ***2010 года № ** (л.д. 7) Зуев Н.С. был включен в Сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения под порядковым номером № **.

Из представленных копий протоколов заседания Комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий следует, что выдача свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений Зуеву Н.С. как ветерану Великой Отечественной войны неоднократно откладывалась (** ***2010, ** ***2010 года).

На заседании Комиссии от ** ***2010 года в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений Зуеву Н.С. было отказано на основании п. 15 Положения о порядке предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с отсутствием оснований для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Оценивая фактические обстоятельства дела, в том числе нуждаемость истца в жилом помещении, и доводы сторон, суд исходит из следующего.

На основании ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в силу п. 2 ч. 1 статьи 51 ЖК РФ, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Из имеющейся в материалах дела копии ордера от ** *** 1970 года № ** (л.д. 15) усматривается, что Зуев Н.С. является нанимателем двухкомнатной квартиры № ** в доме № ** по ул. Н. в д. Р. П. района.

Общая площадь данной квартиры согласно копии технического паспорта (л.д. 31-37) составляет 43,5 кв.м., жилая – 30.1, при этом комнаты в квартире смежные.

Других жилых помещений в собственности истец не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ** ***2012 года (л.д. 38).

Согласно архивной справке ЖКУ № ** (л.д. 23), акту обследования от ** ***2010 года, копии выписки из лицевого счета в квартире № ** дома № ** по ул. Н. в п. Р. П. района зарегистрированы и проживают совместно с истцом его сын – З.В., *** года рождения, внучка М.Н., *** года рождения, и правнук М.Б. , *** года рождения.

Исходя из общей площади занимаемого истцом жилого помещения, на каждого зарегистрированного члена семьи приходится 10,8 кв.м., что незначительно превышает учетную норму площади жилого помещения, определяющей уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет, утвержденную постановлением Собрания депутатов Псковского района от 19.10.2005 N 172, составляющую 10 кв.м.

С учетом изложенного, принимая во внимание статус Зуева Н.С., наличие совмещенных комнат в квартире, а также нахождение в составе семьи малолетнего ребенка, суд полагает, что истец обоснованно был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что совместно с Зуевым Н.С. в указанной квартире проживает муж внучки - Марушкин С.А.

По мнению ответчика, он членом семьи истца не является, следовательно, не должен учитываться при определении общей площади, приходящейся на каждого члена семьи истца.

Суд с этой позицией согласиться не может исходя из следующего.

В соответствии со ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы).

Истец в судебном заседании пояснил, что Марушкин С.А. был им вселен в качестве члена семьи, они живут одной семьей, Марушкин С.А. помогает ухаживать за истцом

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Марушкин С.А. является членом семьи Зуева Н.С., следовательно, нуждаемость истца в улучшении жилищных условий должна определяться с учетом состава семьи из пяти человек (43,5/5 = 8,7 кв.м. на каждого члена семьи).

Разрешая данный спор, суд исходит из того, что в силу ст.ст. 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, Президент Российской Федерации постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

С учетом исследованных в ходе судебного разбирательства обстоятельств суд полагает, что, отказывая истцу в предоставлении субсидии, Комиссия при Администрации области не проверила действительную нуждаемость истца в жилом помещении, поверхностно и без должного внимания, а также уважения отнеслась к нуждам пожилого человека и ветерана Великой Отечественной войны.

Поэтому суд считает, что истец обоснованно обратился в суд и его требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Комиссии при Администрации Псковской области от ** ***2010 года в части отказа Зуеву Н.С. в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений.

Признать за Зуевым Н.С. право на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как ветераном Великой Отечественной войны.

Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ** *** 2012 года.

Судья С.М. Теселкина

Решение в апелляционном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.