Дело № 2-1487/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ** *** 2012 года гор. Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Теселкиной С.М. при секретаре Федоровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой М.П. к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании решения Комиссии при Администрации области незаконным в части, признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и выдаче свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, УСТАНОВИЛ: Смирнова М.П. обратилась в суд с иском к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании решения Комиссии при Администрации Псковской области незаконным в части, признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдовой участника Великой Отечественной войны и обязании выдать свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдове умершего участника Великой отечественной войны. В обоснование иска указано, что Смирнова М.П., является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. В силу своего статуса она имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений. Распоряжением Администрации Псковского района от ** *** 2011 года № ** истец была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В связи с этим она обратилась с заявлением в Территориальное управление Псковского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений. На основании данного заявления она была включена в Сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Однако решением Комиссии при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий в предоставлении субсидии ей было отказано в связи с отсутствием оснований для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий и выявлением неправомерности действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при решении этого вопроса. Смирнова М.П. считает данное решение незаконным, нарушающим её право на обеспечение жилым помещением, как вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. Поэтому она просит данное право подтвердить решением суда. Истец Смирнова М.П. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещалась надлежащим образом. Её представитель Смирнов А.М. требования поддержал по изложенным основаниям. Пояснил, что истец проживает в жилом помещении, отнесенном к муниципальной собственности. Совместно с ней в качестве членов семьи с 2003 года проживают сын – Смирнов А.М. (представитель истца), внучка – С.У., *** года рождения, и невестка - С.Л. Регистрация С.Л. в данном жилом помещении носила характер закрепления уже состоявшегося факта и не имела целью намеренно ухудшить жилищные условия. Другого жилого помещения для проживания ни истец, ни члены её семьи не имеют. Представитель ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Черторогова Н.Б. с иском не согласилась. Представила письменные возражения, из которых следует, что, по мнению ответчика, Смирнова М.П. была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях с нарушением законодательства, так как в *** 2011 года в занимаемом ею жилом помещении была зарегистрирована невестка - С.Л., тем самым были ухудшены жилищные условия истца. Представитель ответчика Администрации Псковской области Белкин И.Н. с иском также не согласился по основаниям, аналогичным изложенным. Представитель третьего лица Администрации Псковского района Голдобина А.Ю. разрешение требований оставила на усмотрение суда. Пояснила, что Смирнова М.П. была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, так как обеспечена жилой площадью менее учетной нормы. Полагала, что ст. 53 ЖК РФ к истцу неприменима, поскольку фактически её жилищные условия не изменились, так как С.Л. проживала в данном жилом помещении и ранее. Выслушав представителя истца Смирнова А.М., представителя ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Черторогову Н.Б., представителя ответчика Администрации Псковской области Белкина И.Н., представителя третьего лица Администрации Псковского района Голдобину А.Ю., пояснения свидетелей С.Л., В.В., К.В., исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Смирнова М.П. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается копией справки Военного комиссариата Псковской области от ** ***2010 года № **(л.д. 15) и копией справки № ** от ** ***2010 года (л.д. 54). В силу изложенных обстоятельств она имеет право на компенсации и льготы, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». В частности статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что вдовам умерших участников Великой Отечественной войны, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Законом Псковской области от 07.07.2006 № 563-оз «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области» установлена форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в виде субсидии. Из материалов дела следует, что распоряжением Администрации Псковского района от ** ***2011 года № ** Смирнова М.П., зарегистрированная по адресу: П. район, сельское поселение «К. волость», д. К., ул. Ц., д. № **, кв. № **, на основании пп. 2 п.1 ст. 51 ЖК РФ была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как вдова умершего участника ВОВ (л.д. 52). В связи с этим ** ***2011 года она обратилась в Территориальное управление Псковского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области и была включена в сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, что подтверждается уведомлением от ** ***2011 года № ** (л.д. 14). Согласно сообщению Государственного казенного учреждения социального обслуживания Псковской области «Центр социального обслуживания Псковского района от ** ***2012 года № ** (л.д. 50) Смирнова М.П. была включена в Список претендентов на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения на 2012 год. Однако из представленной копии протокола № ** заседания Комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий от ** ***2012 года следует, что в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений истцу было отказано на основании п. 15 Положения о порядке предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с отсутствием оснований для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также выявлением неправомерности действий должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющего принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из копии сообщения Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от ** ***2012 (л.д. 7-8), иных материалов дела и пояснений представителей ответчиков в судебном заседании установлено, что непосредственным основанием для отказа в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения послужило то, что в *** 2011 года в занимаемом Смирновой М.П. жилом помещении по адресу: П. район, д. К., ул. Ц., д. № **, кв. № **, общей площадью 33,9 кв.м. была зарегистрирована невестка С.Л., что, по мнению Комиссии, не давало истцу право быть принятой на учет в силу ст. 53 ЖК РФ. Оценивая обоснованность принятого Комиссией при Администрации Псковской области решения, доводы сторон, суд исходит из следующего. На основании ч. 2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. В силу пп. 2 п. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственниками жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет нуждающихся не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст.53 ЖК РФ). Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 19.04.2007 N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В данном случае суд учитывает, что Смирнова М.П. с 1977 года проживает в квартире № ** дома № ** по ул. Ц. в д. К. П. района, общей площадью 33,9 кв.м., являющейся муниципальной собственностью, что подтверждается копией выписки из реестра муниципального имущества П. района (л.д. 12) и выпиской из лицевого счета от ** ***2012 года № ** (л.д. 18). Совместно с истцом проживают и зарегистрированы с 2003 года её сын – Смирнов А.М., *** года рождения, и внучка – С.У., *** года рождения, а также невестка С.Л., *** года рождения, зарегистрированная по данному адресу с ** ***2011 года. Свидетели С.Л., В.В. пояснили суду, что С.Л. проживает совместно со Смирновой М.П. в указанном жилом помещении с 2003 года, осуществляет за истцом уход. Показания данных свидетелей согласуются между собой и не противоречат материалам дела, а поэтому оснований не доверять им у суда не имеется. Суд полагает, что значение для разрешения настоящего спора имеют именно фактические обстоятельства дела, а не наличие у С.Л. регистрации по месту жительства в указанный период времени в занимаемом истцом жилом помещении. С учетом показаний свидетелей, суд считает, что с 2003 года С.Л. постоянно проживает в квартире № ** дома № ** по ул. Ц. в д. К. П. района. Следовательно, её регистрация по месту жительства в данном помещении с ** ***2011 года носила характер закрепления уже состоявшегося факта. Исходя из общей площади данной квартиры, на каждого зарегистрированного члена семьи истца приходится 8,47 кв.м., что значительно ниже учетной нормы площади жилого помещения, определяющей уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет, утвержденной постановлением Собрания депутатов Псковского района от 19.10.2005 N 172, составляющей 10 кв.м. Других жилых помещений для проживания Смирнова М.П. и члены её семьи не имеют, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д. 21, 72-74), а также справками ГО ПО «Бюро технической инвентаризации» (л.д. 22, 75). Суд принимает во внимание, что эти обстоятельства были установлены Администрацией Псковского района путем проведения проверки жилищных условий (л.д. 19) и учтены при принятии решения о признании истца нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поэтому суд считает, что Смирнова М.П. была обоснованно принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, так как оснований полагать, что ею были совершены действия с целью создания искусственного ухудшения своих жилищных условий для обеспечения другим жильём, не имелось. Следует также учитывать, что в занимаемой истцом квартире протекает крыша, все рамы гнилые, варочная плита на кухне не работает, двери плотно не закрываются, штукатурка на потолке в трещинах и обсыпается, электропроводка находится в аварийном состоянии. Пристройка, где размещены туалет, кладовка и прихожая, разрушаются, туалет (люфт-клозет) не работает. По мнению суда, такие условия не позволяют достойно проживать пожилому человеку и вдове умершего участника Великой Отечественной войны. Разрешая данный спор, суд также принимает во внимание, что в силу ст.ст. 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, Президент Российской Федерации постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". С учетом исследованных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, суд полагает, что, отказывая истцу в предоставлении субсидии, Комиссии при Администрации области не проверила действительную нуждаемость истца в жилом помещении, поверхностно и без должного внимания, а также уважения отнеслась к нуждам пожилого человека и вдовы умершего участника Великой Отечественной войны. Поэтому суд считает, что имеются законные основания для признания решения Комиссии при Администрации Псковской области незаконным в части и признании за Смирновой М.П. права на получение субсидии как вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. Так как истец была включена в Список претендентов на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения на 2012 год, требования об обязании выдать свидетельство о предоставлении субсидии также обоснованны и подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным решение Комиссии при Администрации Псковской области от ** ***2012 года в части отказа Смирновой М.П. в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений. Признать за Смирновой М.П. право на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. Обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области выдать Смирновой М.П. свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдове умершего участника Великой Отечественной войны Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ** *** 2012 года Судья С.М. Теселкина Решение обжаловано в апелляционном порядке. Не вступило в законную силу.