Дело № 2-716/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ** *** 2012 года гор. Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Теселкиной С.М. при секретаре Рязаповой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожевникова З.П. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Псковской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, постановке на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях в УФСИН России по Псковской области, признании права на участие в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы и включении в Список получателей Государственного жилищного сертификата в 2013 году, выдаче ГЖС, УСТАНОВИЛ: Кожевников З.П. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Псковской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, постановке на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях в УФСИН России по Псковской области, признании права на участие в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы и включении составом семьи три человека, включая супругу Кожевникову О.А. и дочь К.П., *** года рождения, в Список получателей Государственного жилищного сертификата в 2013 году, выдаче ГЖС на состав семьи их трех человек для приобретения жилого помещения в г. М. В обоснование иска указано, что Кожевников З.П. с 1997 года по 2000 год проходил службу в органах внутренних дел, с 2000 года проходил службу в УФСИН России по Псковской области в должности <наименование должности>. ** *** 2012 года он уволен на основании п. «з» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел, то есть по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет в календарном исчислении составила 14 лет 06 месяцев 07 дней, в льготном исчислении – 20 лет 06 месяцев 03 дня. За период прохождения службы истец жильём не обеспечивался, с ** ***2002 года проживает с членами своей семьи в квартире № ** дома № ** по ул. Л. в городе Пскове на условиях коммерческого найма. ** ***2010 года Кожевниковым З.П. был подан рапорт начальнику УФСИН о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как не имеющего жилого помещения для постоянного проживания, в чём ему было отказано со ссылкой на отсутствие с 01.03.2005 года правовых оснований постановки на учет по месту службы. ** ***2011 года истец повторно обратился с рапортом в УФСИН и жилищно-бытовую комиссию при УФСИН России по Псковской области с рапортом о постановке его составом семьи три человека на учет нуждающихся в жилых помещениях с целью последующей реализации права на улучшение жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050. Однако в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, решением ЖБК ему было отказано. Одновременно Кожевников З.П. обратился с заявлением в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. В удовлетворении данного заявления ему также было отказано и предложено представить документы, подтверждающие малоимущность истца и членов его семьи. По мнению Кожевникова З.П., законодатель не исключает возможности ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и иными органами. Так, Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054, установлено, что ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется жилищными отделами органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями внутренних дел субъектов Российской Федерации. В связи с этим Кожевников З.П. полагает, что прекращение Жилищно-бытовой комиссией при УФСИН России по Псковской области принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях сотрудников УФСИН после 01.03.2005 года не должно ущемлять его прав, так как волеизъявление быть принятым на соответствующий учет им было выражено должным образом, но осталось не реализованным по независящим от него причинам. Так как истец обратился в УФСИН России по Псковской области с рапортом о постановке его семьи на учет ** ***2011 года, факт нуждаемости в жилом помещении должным образом был подтвержден, он просит признать незаконным отказ УФСИН России по Псковской области от ** ***2011 года в постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, обязав УФСИН России по Псковской области поставить составом семьи три человека на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с ** ***2011 года, признать за ним право на участие в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы, а также включить составом семьи три человека, включая супругу Кожевникову О.А. и дочь К.П., *** года рождения, в Список получателей Государственного жилищного сертификата в 2013 году и выдать ГЖС на состав семьи их трех человек для приобретения жилого помещения в г. М. Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом. Его представитель Лебедева О.Л. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Третье лицо на стороне истца Кожевникова О.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней К.П., в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. В представленном суду заявлении указала, что исковые требования Кожевникова З.П. поддерживает в полном объеме. Представитель ответчиков Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Псковской области, Федеральной службы исполнения наказаний России, Васильева Т.К. требования не признала. Представила письменные возражения, из которых следует, что перечень лиц, имеющих право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» закреплен в пункте 5 правил. На основании Приказа ФСИН № 287 от 04.06.2007 года «Об утверждении инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам – участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» в уголовно-исполнительной системе, включение в подпрограмму и предоставление субсидии на приобретение жилья путем выдачи ГЖС ФСИН России осуществляет только в отношении граждан, указанных в абзацах 6-7 подпункта а пункта 5 Правил. Обязательным условием является признание нуждающимся в улучшении жилищных условий и нахождение после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях УИС, в которых проходили службу. Поскольку истец за время прохождения службы в органах УИС на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоял, и с 01.03.2005 года у УФСИН России по Псковской области отсутствуют правовые основания для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, то ответчики просят в удовлетворении иска отказать. Представитель третьего лица на стороне ответчика ЖБК УФСИН России по Псковской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался судом надлежащим образом. Ранее представил письменные возражения, в которых изложены доводы, аналогичные изложенным. Представитель третьего лица Администрации города Пскова в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду заявлении указал, что разрешение спора оставляет на усмотрение суда. Выслушав представителя истца Лебедеву О.Л., представителя ответчиков Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Псковской области, Федеральной службы исполнения наказаний России, Васильеву Т.К., исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Конституцией РФ (ст. 18) установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно положениям раздела 2 Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы к основным целям и задачам указанной Программы относится выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Пунктом 1 ст. 6 Закона установлено, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Положениями ст. 52 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Из материалов дела следует, что в период с 1997 года по 2000 год Кожевников З.П. проходил службу в органах внутренних дел, с ** ***2000 года по ** *** 2012 года в органах уголовно-исполнительной системы. Приказом от ** *** 2012 года № ** истец уволен со службы на основании п. «з» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ - по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет в календарном исчислении на момент увольнения составила 14 лет 06 месяцев 07 дней, в льготном исчислении – 20 лет 06 месяцев 03 дня (л.д. 63). В соответствии с п.2 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции, действующей на момент увольнения истца, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Согласно абз. шестому пп. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.02.2006г. в редакции от 21.12.2009 года, действовавшей на момент обращения истца с заявлением к ответчику – УФСИН России по Псковской области (** *** 2010 года – л.д. 16) о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, право на участие в подпрограмме имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Пунктом 18 Правил предусмотрено, что выдачу сертификатов осуществляют гражданам – участникам подпрограммы, указанным в подпункте «а» пункта 5 – федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба). Из материалов дела судом установлено, что в период прохождения службы истцом неоднократно (** ***2010 года и ** ***2011 года) ставился вопрос об обеспечении его жильем в порядке, предусмотренном частью 2 ст.52 ЖК РФ - как относящегося к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан. Эти обращения были направлены к ответчику – Управлению ФСИН России по Псковской области. Из материалов дела и объяснений сторон следует, что до 01 марта 2005 года Кожевников З.П. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не состоял, органом местного самоуправления по месту жительства на учет он также не принимался. С подобным заявлением истец обратился впервые в *** 2010 года (л.д. 16). Суд полагает, что фактически указанное заявление в соответствии с требованиями ч.5 ст.52 Жилищного кодекса РФ ответчиком рассмотрено не было, так как решение об отказе в постановке на учет жилищно-бытовой комиссией не принималось. Это следует из сообщения заместителя начальника УФСИН России по Псковской области (л.д. 17). Кроме того, анализ содержания указанного документа позволяет сделать вывод о том, что истцу при первом обращении не был разъяснен порядок принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий исключительно органом местного самоуправления. В дальнейшем – ** ***2011 года истец вновь обратился с рапортом о постановке составом семьи три человека на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как не имеющих жилого помещения для постоянного проживания с целью дальнейшей реализации права на получение жилья как сотрудника уголовно-исполнительной системы (л.д. 19). ** *** 2011 года рапорт истца был рассмотрен на заседании жилищно-бытовой комиссии и в постановке на учет Кожевникову З.П. отказано в связи с отсутствием правовых оснований для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях. Одновременно истец обратился в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова с аналогичным заявлением (л.д. 24). Для рассмотрения данного вопроса истцу было предложено представить документы согласно перечню, в том числе сведения о доходах (л.д. 25-26). Согласно копии приказа Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова от ** ***2011 года № ** (л.д. 41-42) Кожевников З.П. составом семьи 3 человека, был признан нуждающимся в жилом помещении, как не обеспеченный общей площадью по учетной норме на территории города Пскова, для участия в программах по приобретению жилья с привлечением собственных средств. В связи с этим суд полагает, что факт нуждаемости семьи Кожевниковых в улучшении жилищных условий на общих основаниях, предусмотренных ст.51 ЖК РФ, на момент увольнения истца со службы был установлен органом местного самоуправления, а ответчиками и иными заинтересованными лицами не оспаривался. Таким образом, в силу положений п.2 ст. 68 ГПК РФ, для проверки и подтверждения судом указанного факта оснований не имеется, и истцу в удовлетворении иска о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, постановке на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях в УФСИН России по Псковской области следует отказать. Согласно сообщению Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова от ** ***2012 года № ** (л.д. 48) семья Кожевниковых была включена в список граждан, желающих получить субсидию на компенсацию процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту и кредиту на приобретение недвижимости в 2012 году под № ** (л.д. 48). Вопрос о принятии семьи истца на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с целью дальнейшего предоставления им жилого помещения как относящихся к определенной федеральным законом категории с учетом требования ст.ст. 49, 52 ЖК РФ органом местного самоуправления не рассматривался и соответствующее решение не принималось. Исходя из исследованных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств, суд приходит к выводу, что Кожевников З.П., как сотрудник, уволенный по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которого составляет более 10 лет, объективно был лишен возможности улучшить свои жилищные условия по независящим от его волеизъявления причинам. Так, судом установлено, что истцом был поставлен вопрос об обеспечении его жилым помещением за счет средств федерального бюджета посредством получения ГЖС путем подачи соответствующего рапорта. Позицию представителя ответчиков, по сути сводящуюся к отсутствию правовых оснований обеспечения истца и членов его семьи жильем за счет средств федерального бюджета исключительно по тем основаниям, что он не был признан в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении до 01.01.2005 года, суд находит неубедительной по следующим основаниям. Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. В силу положений абз. шестого п.п. «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, аналогичных положениям подпрограммы, действовавшей на период 2002-2010 г.г., право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую ГЖС, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п.5 Правил, и изъявившие такое желание. При этом, в соответствии с положениями п.9 Правил, такие граждане приобретают право на получение сертификата в течение последнего года службы. Пунктом 18 Правил установлено, что выдачу сертификатов осуществляют гражданам-участникам подпрограммы, указанным в п.п. «а» п.5 Правил – федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба). Оценивая доводы сторон и представленные ими доказательства, суд не усматривает оснований, которые могли бы повлечь отказ в признании истца участником подпрограммы на момент подачи им соответствующего заявления (22 Правил). Из материалов дела следует, что жилых помещений в собственности истец и члены его семьи не имеют, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (л.д. 8) и уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области (л. д. 9, 10), а также справкой ГП ПО «Бюро технической инвентаризации (л.д. 11). На основании договора найма жилого помещения (л.д. 13-15) Кожевниковы проживают в квартире, расположенной по адресу: г. Псков, ул. Л., д. № **, кв. № **, принадлежащей П.Е. Кроме того, суд полагает, что факт нуждаемости семьи истца или отсутствия таковой на момент рассмотрения спора судом правового значения не имеет, так как нарушение УФСИН России по Псковской области жилищных прав истца послужило основанием для вынужденного решения вопроса Кожевниковыми по обеспечению жильем посредством участия в долевом строительстве жилого дома с привлечением средств ипотечного кредитования. Так как затраты на строительство возмещены с привлечением кредитных средств, переданная по договору квартира будет иметь ограничения (обременения) – ипотеку в силу закона. Остаток долга по кредитным договорам, заключенным между Кожевниковым З.П., Кожевниковой О.А. и ОАО «С.» на момент рассмотрения спора судом составляет 563220 руб. и 363620 руб. Срок, на который предоставлен кредит - 96 месяцев (л.д. 103-123). С учетом изложенных обстоятельств, учитывая материальное положение истца, его супруги, нахождение на их иждивении несовершеннолетнего ребенка, а также права Кожевникова З.П. на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, суд считает, что говорить об обеспеченности семьи истца жилыми помещениями по установленным нормам оснований не имеется. Также следует учитывать, что право на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета, Кожевниковыми до настоящего времени не использовано. Таким образом, суд считает, что требования, заявленные Кожевниковым З.П., о признании за ним права на участие в федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы, включении его составом семьи из трех человек в Список граждан-получателей ГЖС на 2013 год и обязании ответчиков выдать государственный жилищный сертификат в 2013 году для приобретения (строительства) жилого помещения в г. М., подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194. 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Кожевникова З.П. удовлетворить частично. Признать за Кожевниковым З.П. право на участие в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы, обязав Управление ФСИН России по Псковской области включить Кожевникова З.П. составом семьи три человека, включая супругу Кожевникову О.А., дочь К.П., *** года рождения, в Список граждан на получение государственного жилищного сертификата в 2013 году. Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России и Управление ФСИН России по Псковской области выдать Кожевникову З.П. в 2013 году государственный жилищный сертификат на состав семьи из трех человек для приобретения жилого помещения в г. М. В остальной части иска Кожевникову З.П. отказать. Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ** *** 2012 года. Судья С.М. Теселкина Решение обжаловано в апелляционном порядке. Не вступило в законную силу.