Дело № 2-1118/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской федерации ** *** 2012 года гор. Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Теселкиной С.М. при секретаре Рязаповой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефедова Ю.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Псковской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании права на участие в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы, включении в список получателей государственного жилищного сертификата в 2013 году и выдаче ГЖС, УСТАНОВИЛ: Нефедов Ю.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Псковской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании права на участие в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы, включении составом семьи 4 человека, включая супругу Нефедову Л.И., дочь Нефедову Т.Ю., сына Нефедова А.Ю. в список получателей государственного жилищного сертификата в 2013 году и выдаче ГЖС на состав семьи из четырех человек для приобретения жилого помещения в г. О. П. области. В обоснование иска указано, что истец в период с ** ***1993 года по ** ***2011 года непрерывно служил в органах внутренних дел уголовно-исполнительной системы, занимаемая им должность финансировалась за счет средств федерального бюджета. ** ***2011 года он был уволен по ограниченному состоянию здоровья, выслуга лет на момент увольнения в календарном исчислении составила 21 год 08 месяцев 01день, в льготном исчислении 30 лет 05 месяцев 28 дней. С 1987 года и до настоящего времени истец и члены его семьи проживают в д. Г. О. района П. области в жилом доме без удобств с печным отоплением, принадлежащем на праве собственности ОАО «Г.», на основании договора аренды. Других жилых помещений в собственности или по договору социального найма они не имеют. В связи с нуждаемостью в жилом помещении истец неоднократно в период службы (в 2000 и в 2006 году) обращался с рапортом к начальнику ФГУ ИК-2 УФСИН России по Псковской области о предоставлении жилья, однако до настоящего времени данный вопрос не решен. Так как реализация жилищных прав истца путем участия в Федеральной целевой программе «Жилище» зависела от действий руководства при принятии решения по рапорту и в связи с тем, что решение до настоящего времени не принято, истец просит признать его право на участие в данной программе в судебном порядке. Истец и его представитель Белкин И.Н., а также третьи лиц на стороне истца Нефедова Л.И. и Нефедова Т.Ю. требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Третье лицо Нефедов А.Ю. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель ответчиков Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Псковской области, Федеральной службы исполнения наказаний России, Васильева Т.К. требования не признала, в судебном заседании не отрицала, что истец жилым помещением не обеспечен, следовательно, нуждается в жилом помещении. Представила письменные возражения, из которых следует, что перечень лиц, имеющих право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» закреплен в пункте 5 правил. Истец по формальным признакам может быть отнесен к лицам, приведенным в абзаце 3 п.п. а пункта 5 Правил. Однако, на основании Приказа ФСИН № 287 от 04.06.2007 года «Об утверждении инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам – участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» в уголовно-исполнительной системе, включение в подпрограмму и предоставление субсидии на приобретение жилья путем выдачи ГЖС ФСИН России осуществляет только в отношении граждан, указанных в абзацах 6-7 подпункта а пункта 5 Правил. Обязательным условием является признание нуждающимся в улучшении жилищных условий и нахождение после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях УИС, в которых проходили службу. Так как истец за время прохождения службы в органах УИС на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоял, и с 01.03.2005 года у УФСИН России по Псковской области отсутствуют правовые основания для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, ответчики полагают, что оснований для признании за истцом права на участие в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы, включении его в список получателей государственного жилищного сертификата в 2013 году и выдаче ГЖС, не имеется. Выслушав истца Нефедова Ю.А., его представителя Белкина И.Н., третьих лиц Нефедову Л.И. и Нефедову Т.Ю., представителя ответчиков Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Псковской области, Федеральной службы исполнения наказаний России, Васильеву Т.К., пояснения свидетеля А.А., исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Конституцией РФ (ст. 18) установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно положениям раздела 2 Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы к основным целям и задачам указанной Программы относится выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Пунктом 1 ст. 6 Закона установлено, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Положениями ст.52 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Из материалов дела следует, что в период с ** ***1993 года по ** ***2011 года Нефедов Ю.А. проходил службу в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системы (л.д. 7-9). Приказом от ** *** 2011 года № ** истец уволен со службы на основании п. «з» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ - по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет в календарном исчислении на момент увольнения составила 21 год 08 месяцев 01 день, в льготном исчислении – 30 лет 05 месяцев 28 дней (л.д. 10-16). В соответствии с п.2 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей на момент увольнения истца, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Согласно абз. шестому пп. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.02.2006г. в редакции от 21.12.2009 года, действовавшей на момент обращения истца с заявлением к ответчику – УФСИН России по Псковской области о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, право на участие в подпрограмме имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Пунктом 18 Правил предусмотрено, что выдачу сертификатов осуществляют гражданам – участникам подпрограммы, указанным в подпункте «а» пункта 5 – федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба). В ходе судебного разбирательства из пояснений свидетеля А.А. судом достоверно установлено, что в период прохождения службы истцом неоднократно, в том числе и до введение в действие Жилищного кодекса РФ – в 2000 году, ставился вопрос об обеспечении его жильем как относящегося к определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан. Данные обращения поступали в жилищную комиссию по месту прохождения службы истцом – ФКУ «И.». Из объяснений сторон и материалов дела следует, что действительно до 01 марта 2005 года Нефедов Ю.А. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не состоял, так же как и до 01.01.2005 года на учет таких лиц органом местного самоуправления по месту жительства не принимался. Однако суд полагает необходимым учитывать, что его обращения, поступившие в 2000 году и в 2006 году, жилищной комиссией рассмотрены не были. Какого-либо сообщения о результатах рассмотрения заявлений истцу не направлялось, из чего следует вывод, что решения об отказе в постановке на учет жилищно-бытовой комиссией не принимались. Порядок постановки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на учет УФСИН России по Псковской области истцу также разъяснен не был. Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, суд считает, что спорные правоотношения сторон возникли в 2000 году. В последующем в 2006 году, до увольнения со службы, истец обращался с заявлением о включении его в очередь на получение жилья, так как жилым помещением он не обеспечен. Какого-либо ответа на данное обращение истцу не поступало. По утверждению истца, так как отказа в принятии на учет он не получал, Нефедов Ю.А. полагал, что в установленном порядке признан нуждающимся и состоит в соответствующей очереди. Исходя из изложенных обстоятельств, установленных судом в ходе рассмотрения дела, суд находит доказанным, что Нефедов А.Ю., как сотрудник, уволенный по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которого составляет более 10 лет, объективно был лишен возможности улучшить свои жилищные условия по независящим от его волеизъявления причинам. В связи с этим суд полагает, что истец и члены его семьи имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом на основании абзаца 6 подпункта а пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и соответственно на 2011 - 2015 годы. Позиция представителя ответчиков, по сути сводится к отсутствию правовых оснований для обеспечения истца и членов его семьи жильем за счет средств федерального бюджета исключительно по тем основаниям, что он не был признан в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении до 01.01.2005 года. Суд полагает, что эта позиция не может быть признана убедительной и соответствующей действующему законодательству. Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. В силу положений абз. шестого п.п. «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, аналогичных положениям подпрограммы, действовавшей на период 2002-2010 г.г., право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую ГЖС, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п.5 Правил, и изъявившие такое желание. При этом в соответствии с положениями п.9 Правил, такие граждане приобретают право на получение сертификата в течение последнего года службы. Пунктом 18 Правил установлено, что выдачу сертификатов осуществляют гражданам-участникам подпрограммы, указанным в п.п. «а» п.5 Правил – федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба). Оценивая представленные сторонами доказательства, суд не усматривает оснований, которые могли бы повлечь отказ в признании истца участником подпрограммы (пункт 22 Правил). Так, из материалов дела следует, что Нефедов Ю.А. и члены его семьи - супруга Нефедова Л.И., дочь Нефедова Т.Ю., сын Нефедов А.Ю. в период прохождения службы истцом и до настоящего времени проживают в д. Г. О. района П. области в доме, принадлежащем ОАО «Г.», что подтверждается справками Администрации сельского поселения «Г. волость» (л.д. 25-28), а также копиями договора аренды жилого помещения (л.д. 29-32). Согласно справке О. филиала ГП «БТИ» (л.д. 34), а также уведомлениям об отсутствии сведений об имеющихся в собственности жилых помещениях (л.д. 35-38), Нефедовы не имеют какого- либо жилья в собственности. Кроме того, суд полагает, что факт нуждаемости семьи истца или отсутствия таковой на момент рассмотрения данного дела судом правового значения для существа рассматриваемого спора не имеет, по следующим основаниям. В ходе разбирательства дела судом был установлен факт нарушения ответчиком – УФСИН России по Псковской области жилищных прав истца с момента возникновения спорных правоотношений. Данное обстоятельство, по мнению суда, послужило основанием для вынужденного решения вопроса истцом и членами его семьи по обеспечению жильем в судебном порядке. В связи с изложенным суд считает, что требования Нефедова А.Ю. о признании права на участие в Федеральной Целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы, включении в список получателей Государственного жилищного сертификата в 2013 году на состав семьи из четырех человек для приобретения жилого помещения в г. Острове, Псковской области и выдаче ГЖС являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Нефедова Ю.А. удовлетворить. Признать за Нефедовым Ю.А. право на участие в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы. Обязать Управление ФСИН России по Псковской области включить Нефедова Ю.А. составом семьи четыре человека, включая супругу Нефедову Л.И., дочь Нефедову Т.Ю., сына Нефедова А.Ю. в Список граждан на получение государственного жилищного сертификата в 2013 году. Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России и Управление ФСИН России по Псковской области выдать Нефедову Ю.А. в 2013 году государственный жилищный сертификат на состав семьи из четырех человек для приобретения жилого помещения в г. О., П. области. Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ** *** 2012 года. Судья С.М. Теселкина Решение обжаловано в апелляционном порядке. Не вступило в законную силу.