решение по иску о признании решения Комисии при Администрации Псковской области незаконным в части, признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и выдаче свидетельства о предоставлении субсидии



Дело № 2-1945/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

** *** 2012 года гор. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Теселкиной С.М.

при секретаре Рязаповой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатьевой А.А. к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании решения Комиссии при Администрации Псковской области незаконным в части, признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и выдаче свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Игнатьева А.А. обратилась в суд с иском к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании решения Комиссии при Администрации Псковской области незаконным в части, признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдовой участника Великой Отечественной войны и обязании выдать свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдове умершего участника Великой Отечественной войны.

В обоснование иска указано, что Игнатьева А.А., является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. В силу своего статуса она имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений.

Постановлением Администрации Островского района от ** *** 2011 года № ** истец была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В связи с этим она обратилась с заявлением в Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений. На основании данного заявления она была включена в Сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

Однако решением Комиссии при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в предоставлении субсидии ей было отказано в связи с отсутствием оснований для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий и выявлением неправомерности действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при решении этого вопроса.

Игнатьева А.А. считает данное решение незаконным, нарушающим её право на обеспечение жилым помещением, как вдовой умершего участника Великой Отечественной войны.

Поэтому она просит данное право подтвердить решением суда.

Истец Игнатьева А.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещалась судом надлежащим образом. Её представитель Игнатьев М.И. требования уточнил и просил признать за истцом право на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдовой участника Великой Отечественной войны и обязать выдать ей свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдове умершего участника Великой Отечественной войны. В обоснование требований привел доводы, аналогичные изложенным.

Также пояснил, что истец проживает в доме, фактически не пригодном для проживания. Колодца у истца не имеется, в связи с чем, она вынуждена набирать воду из пруда. Магазин и медпункт в деревне Б., О. района отсутствуют, т.к. в этом населенном пункте проживает всего 2 человека. Поскольку в доме очень холодно в зимний период, то истец вынуждена проживать у сына – Игнатьева М.И.

Представитель ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Попов Ф.Ю. с иском не согласился. Представил письменные возражения, из которых следует, что, по мнению ответчика, Игнатьева А.А. была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях с нарушением законодательства, так как проживает в жилом доме, общей площадью 39,6 кв.м., расположенном по адресу: П. область, О. район, В. волость, д. Б., принадлежавшем на праве собственности её мужу И.И., наследство после которого она фактически приняла, хотя и не обращалась с заявлением к нотариусу. Сведений о том, что данный дом в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признан непригодным для проживания не имеется.

Представитель ответчика Администрации Псковской области Белкин И.Н. с иском также не согласился по основаниям, аналогичным изложенным.

Представитель третьего лица Администрации Островского района в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду заявлении указал, что Игнатьева А.А. была признана нуждающейся в жилом помещении на основании п.п.3 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, так как проживает в доме, непригодном для проживания. В связи с тем, что правоустанавливающие документы на указанный дом у Игнатьевой А.А. отсутствуют, межведомственная комиссия не может провести обследование занимаемого истцом жилого дома. Поэтому решение принято на основании справки Администрации сельского поселения «В. волость» О. района о том, что дом является ветхим, зимой в нем очень холодно. Кроме того, деревня, в которой проживает Игнатьева А.А. находится на расстоянии 14 км. от г. О. В деревне проживают всего два человека. Отсутствуют медицинский пункт и магазин.

Выслушав представителя истца Игнатьева М.И., представителя ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Попова Ф.Ю., представителя ответчика Администрации Псковской области Белкина И.Н., пояснения специалиста Ю.И., исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Игнатьева А.А. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается копией справки ГУСО «Центр обслуживания» Островского района от ** ***2011 года (л.д. 8).

В силу изложенных обстоятельств она имеет право на компенсации и льготы, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В частности статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что вдовам умерших участников Великой Отечественной войны, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Законом Псковской области от 07.07.2006 № 563-оз «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области» установлена форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в виде субсидии.

Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации Островского района от ** ***2011года № ** Игнатьева А.А., зарегистрированная по адресу: П. область, О. район, д. Б., на основании пп. 3 п.1 ст. 51 ЖК РФ была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как вдова умершего участника ВОВ (л.д. 19).

В связи с этим ** ***2011 года она обратилась в Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения (л.д. 56) и была включена в Сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, согласно дате признания нуждающейся в улучшении жилищных условий Администрацией Островского района – ** ***2011 года.

Согласно сообщению Государственного казенного учреждения социального обслуживания Псковской области «Центр социального обслуживания Островского района» от ** ***2012 № ** (л.д. 54) Игнатьева А.А. была включена в Список претендентов на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения на 2012 год.

Однако из копии протокола № ** заседания Комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий от ** ***2012 года следует, что в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений истцу было отказано на основании п. 15 Положения о порядке предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с отсутствием оснований для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также выявлением неправомерности действий должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющего принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из копий сообщений Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области (л.д. 21, 43-45), иных материалов дела и пояснений представителей ответчиков в судебном заседании усматривается, что непосредственным основанием для отказа в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения послужило то, что истец проживает в жилом помещении общей площадью 39,6 кв.м., принадлежащем ранее на праве собственности её супругу И.И., умершему *** года. Мер к принятию наследства истец не принимала, однако её проживание в этом доме может быть расценено как фактическое принятие наследства.

Из Сводного списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и Списка претендентов на получение субсидии на 2012 год истец была исключена, что подтверждается копиями приказов от ** ***2012 № ** и от ** ***2012 № ** (л.д. 69-72, 73-77).

Оценивая фактические обстоятельства дела, в том числе обоснованность принятого Комиссией при Администрации Псковской области решения, доводы сторон, суд исходит из следующего.

На основании ч. 2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в силу п.п.3 п.1 статьи 51 ЖК РФ, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно имеющимся в материалах дела справкам Администрации сельского поселения «В. волость» О. района П. области и выпискам из лицевого счета (л.д.13, 14, 15) Игнатьева А.А. проживает в жилом доме, построенном в 1955 году, общей площадью 39,6 кв.м., принадлежавшем на праве собственности И.И., умершему *** года.

В установленном порядке с заявлением о принятии наследства она не обращалась, что, по мнению суда, вполне объяснимо преклонным возрастом истца (*** год рождения) и юридической неграмотностью. Однако после смерти супруга она продолжала проживать в указанном доме и до настоящего времени проживает в нём.

Другого жилого помещения для проживания истец не имеет, что подтверждается копией уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним закрашиваемых сведений от ** ***2011 года (л.д. 17) и справкой Островского филиала ГП «БТИ» от ** ***.2011 года № ** (л.д. 18).

Исходя из учетной нормы площади жилого помещения, определяющей уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет, утвержденной распоряжением Администрации Островского района от 18.04.2005 года № 239-р, составляющей 7 кв.м., формально Игнатьева А.А. жильем обеспечена.

В тоже время, суд учитывает, что истец принята на учет нуждающихся в жилом помещении, так как, по мнению Администрации Островского района, проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Требования, установленные для жилых помещений, приведены в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Согласно приведенному Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания может быть признано на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Отсутствие заключения межведомственной комиссии о признании указанного дома непригодным для проживания в материалах учетного дела Игнатьевой А.А. и послужило причиной для отказа в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений.

Однако суд учитывает, что в силу п. 45 приведенного Постановления для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель должен представить в комиссию вместе с заявлением нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение.

Так как право на наследство истцом в установленном порядке не оформлено, суд полагает, что Игнатьева А.А. не имеет возможности обратиться в указанную Комиссию, и соответственно представить сведения о признании занимаемого ею жилого помещения непригодным.

Поэтому суд считает возможным руководствоваться экспертным заключением № **, составленным ЗАО «Н.», согласно которому физический износ жилого дома, расположенного по адресу: П. область, О. район, д. Б., составляет 70,5%, дом является непригодным для проживания и аварийным.

Оценивая представленные доказательства непригодности для проживания занимаемого истцом жилого помещения, суд учитывает, что согласно приведенному заключению дом построен в 1955 году. Ограждающие конструкции дома визуально потеряли правильные геометрические формы, поверхность обшивки дома имеет повреждения в виде трещин, отклонения от вертикальной плоскости, разрушения отдельных фрагментов древесины, трухлявости деревянных элементов, наличия пятен черного цвета, похожих на пятна от воздействия гнили, плесени. Фундамент имеет повреждения в виде трещин, разрушения фрагментов несущих конструкций и находится на уровне земли. Веранда дома имеет повреждения в виде разрушения фрагментов стен, перекоса деревянных элементов дверей, стен. При закрытии входной двери между полотном и коробкой двери имеется зазор. Крыльцо находится на уровне земли. Кроме того, стены дома изнутри и снаружи имеют местные отклонения от плоскости, общие отклонения от вертикали, разрушения фрагментов древесины, трещины, сплошные зоны трухлявости деревянных элементов, повреждения древесины жуками-древочцами. Кровля дома имеет повреждения в виде отсутствия отдельных фрагментов шиферного покрытия, нарушения сопряжений плоскостей кровли, трухлявости и отсутствие отдельных деревянных фрагментов крыши. Обрешетка и стропила имеют пятна, похожие на пятна гнили, плесени, протечек. Полы в жилых комнатах при ходьбе ощутимо прогибаются, имеют отклонения от горизонтальной поверхности, разрушения фрагментов перекрытия и несовпадение смежных смещенных плоскостей пола. Потолки в комнатах дома деформированы, имеют уклоны в сторону наружных стен, многочисленные трещины. Несущие конструкции перекрытия подвала, доски пола со стороны подвала, имеют пятна, похожие на пятна от воздействий гнили, плесени, грибковых образований. Отдельные несущие балки перекрытия подвала имеют повреждения в виде трухлявости, ослабления сечения. Опорные столбы балок пола имеют разрушения внутренней части (полые), имеются следы повреждения древесины жуками-древоточцами. Оконные блоки деформированы, имеют повреждения в виде разрушения отдельных фрагментов древесины, коробления, гнилостных отклонений, трухлявости, имеют повреждения в виде перекоса, неплотного примыкания оконного стекла к створкам, наличия зазора между стеклом и элементов рамы. Отопительные печи имеют повреждения в виде трещин, разрушения чугунных элементов, дымовая труба имеет повреждения в виде разрушения фрагментов кладки, отклонение от вертикальной плоскости.

Изложенные и выявленные в ходе обследования дефекты достаточно наглядно отражены в фото-таблице к экспертному заключению.

Кроме того, данные факты в судебном заседании подтвердил составивший его специалист – инженер-строитель, почетный строитель РФ Ю.И. В связи с чем, не доверять данному заключению у суда не имеется оснований.

Суд также учитывает, что согласно справке Администрации сельского поселения «В. волость» О. района П. области (л.д. 16) фельдшерско-акушерский пункт, обслуживающий жителей в д. Б., расположен в д. А., на расстоянии 5 км. Продуктами питания население обеспечивается автолавками два раза в неделю. Водопровод в доме, занимаемом истцом, отсутствует, в связи с чем, водой она пользуется из пруда, расположенного в 200м. от дома. В д. Б. проживает всего два человека.

По мнению суда, такие условия не позволяют достойно проживать пожилому человеку и вдове умершего участника Великой Отечественной войны.

Приведенная справка была учтена и Администрацией Островского района при принятии Игнатьевой А.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях.

С учетом исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, суд признает, что Игнатьева А.А. действительно проживает в доме, фактически непригодном для проживания и нуждается в жилом помещении на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, следовательно, в силу своего статуса, имеет право на компенсации и льготы, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в том числе на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем

Разрешая данный спор, суд также принимает во внимание, что в силу ст.ст. 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, Президент Российской Федерации постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Поэтому суд полагает, что имеются законные основания для признания за Игнатьевой А.А. права на получение субсидии как вдовой умершего участника Великой Отечественной войны.

Так как истец была включена в Список претендентов на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения на 2012 год, то ее требования об обязании выдать свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений также обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Игнатьевой А.А. право на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдовой умершего участника Великой Отечественной войны.

Обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области выдать Игнатьевой А.А. свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдове умершего участника Великой Отечественной войны

Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ** *** 2012 года.

Судья С.М. Теселкина

Решение в апелляционном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.