Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации **.**. 2012 года город Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Семёновой Т.А., при секретаре Ивановой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Псковского района, действующего в интересах Скаженюк Е.Г., к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на предоставление жилого помещения по договору социального найма и обязании сформировать и направить заявку на выделение средств областного бюджета, УСТАНОВИЛ: Прокурор Псковского района, действующий в интересах Скаженюк Е.Г., обратился в суд с иском к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на предоставление жилого помещения по договору социального найма и обязании сформировать и направить заявку на выделение средств областного бюджета. В обоснование иска указано, что родители Платоновой (после заключения брака – Скаженюк) Е.Г. были лишены родительских прав. В соответствии с Распоряжением Администрации Псковского района от 24 сентября 1993 года № *** Платонова Е.Г. была направлена в детское учреждение, где находилась до 31 августа 2003 года. На основании Распоряжений Главы Администрации Большезагорской волости от 05 февраля 2003 года № *** и Администрации Псковского района от 21 февраля 2006 года № *** за Платоновой Е.Г. закреплено жилое помещение по адресу: Псковская область, Псковский район, Большезагорская волость, д. Большое Загорье, д. № ***, кв. № ***. Распоряжением Администрации Псковского района от 30 июня 2010 года № *** ранее принятое распоряжение от 21 февраля 2006 года № *** отменено как незаконное, в связи с тем, что закрепление за несовершеннолетней жилого помещения было произведено без согласия его собственник – СХПК «Загорье». Поскольку Скаженюк Е.Г. с 30 июня 2010 года приобрела статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего жилого помещения с момента выявления и первичного учета, прокурор просит суд признать за ней право на получение жилого помещения по договору социального найма и обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области сформировать и направить в Государственное финансовое управление Псковской области заявку на выделение средств областного бюджета для обеспечения Скаженюк Е.Г. жилым помещением по договору социального найма. В судебном заседании помощник прокурора Псковского района Емельянова О.В. требования и доводы в их обоснование поддержала, пояснив, что Скаженюк Е.Г. не обратилась в органы опеки и попечительства с заявлением о предоставлении жилого помещения, так как ни органы опеки и попечительства, ни органы местного самоуправления не разъяснили ей жилищные права и порядок по обеспечению жильем. Кроме этого, формально за Скаженюк Е.Г. было закреплено жилье. Истец Скаженюк Е.Г. требования поддержала, пояснив, что до 23-летнего возраста она обращалась в органы опеки и попечительства с устным заявлением о предоставлении жилья, однако в устной беседе ей было разъяснено, что данного права она не имеет, поскольку при направлении в детское учреждение за ней была закреплена жилая площадь. Представитель ответчика – Администрации Псковской области Белкин И.Н. с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что Скаженюк Е.Г. не имеет право на обеспечением жилым помещением во внеочередном порядке, так как не обратилась в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением до достижения 23-летнего возраста. Представитель ответчика – Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Черторогова Н.Б. исковые требования не признала, поддержала позицию, изложенную представителем Администрации Псковской области. Представитель третьего лица – Администрации Псковского района Голдобина А.Ю. полагает исковые требования обоснованными, пояснив, что на момент закрепления жилья за Скаженюк Е.Г. органы опеки и попечительства не располагали сведениями о его собственнике. Выслушав мнения сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам отнесены лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно ст. 8 названного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, на территории Псковской области регламентируется Законом области от 11 января 2005 года № 411-оз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Положением, утвержденным Постановлением Администрации Псковской области от 28 февраля 2005 года № 69. Судом установлено, что решением Псковского районного народного суда Псковской области от **.**. 1993 года родители Платоновой (после заключения брака – Скаженюк) Е.Г. – П.Е. и П.Г. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей (л.д. 14-15, 44). Таким образом, в 1993 году Скаженюк (Платонова) Е.Г. приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Данный факт, также как и нуждаемость истца в обеспечении жильем, подтверждается материалами дела, и никем из заинтересованных лиц не оспаривается. Впоследствии оба родителя Скаженюк Е. Г. умерли (л.д. 42, 43). Распоряжением Администрации Псковского района от 24 сентября 1993 года № *** истец была направлена в детское госучреждение (л.д. 17). На основании Распоряжений Главы администрации Большезагорской волости от 05 февраля 2003 года № *** и Администрации Псковского района от 21 февраля 2006 года № *** за Скаженюк (Платоновой) Е.Г. закреплено жилое помещение по адресу: Псковский район, д. Большое Загорье, д. № ***, кв. № *** (л.д. 18, 20). Однако впоследствии было установлено, что данное жилье принадлежит СХПК «Загорье», которое согласие на момент закрепления жилья за несовершеннолетними не давал (л.д. 23). С учетом данных обстоятельств Распоряжением Администрации Псковского района от 30 июня 2010 года № *** Распоряжение от 21 февраля 2006 года № *** о закреплении жилой площади за несовершеннолетними было отменено (л.д. 25). Таким образом, поскольку Скаженюк Е.Г. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, фактически не имела закрепленного за ней жилья, следовательно, с 30 июня 2010 года у нее возникло право на обеспечение жилым помещением вне очереди не ниже установленных социальных норм. Решением комиссии при Администрации Псковской области по выделению денежных средств на приобретение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, от 18 января 2012 года Скаженюк (Платоновой) Е.Г. отказано в обеспечении жилым помещением за счет средств областного бюджета в связи с тем, что на момент возникновения соответствующего права она достигла возраста 23 лет (л.д. 36-39). Постановка на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, предусмотрена Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и осуществляется на основании заявлении указанных в законе лиц. В преамбуле вышеуказанного Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Довод представителей ответчиков о том, что Скаженюк Е.Г. не имеет права на обеспечением жилым помещением во внеочередном порядке, так как не обратилась в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением до достижения 23-летнего возраста суд признает несостоятельным в связи со следующим. Действительно, из статьи 1 Закона области от 11 января 2005 года № 411-оз следует, что его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимся без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста. В то же время согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 года, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является. Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, предопределяет обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, поэтому, если гражданин в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества, в том числе и в области осуществления права на жилище (ст. 40). Вместе с тем, при разрешении данного спора, суд принимает во внимание правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 года № 746-О-О, согласно которой закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8). При разрешении данного спора суд также принимает во внимание те обстоятельства, что возможность реализовать право на внеочередное предоставления жилья у Скаженюк Е.Г. возникло только после отмены Распоряжения о закреплении за ней жилья, а также то, что до достижения 23-леьнего возраста она обращалась с соответствующим устным заявлением в органы местного самоуправления. Кроме этого, суд учитывает, что прав на иные жилые помещения Скаженюк Е.Г. не имеет (л.д. 45). Таким образом, оценив фактические обстоятельства дела, пояснения сторон, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Псковского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать за Скаженюк Е.Г. право на получение жилого помещения по договору социального найма общей площадью не ниже установленных социальных норм. Обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области сформировать и направить в Государственное финансовое управление Псковской области заявку на выделение средств областного бюджета на очередной финансовый год на обеспечение Скаженюк Е.Г. жилым помещением по договору социального найма общей площадью не ниже установленных социальных норм. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Псковский городской суд. Мотивированное решение составлено **.**. 2012 года. Судья Т.А. Семёнова Решение в апелляционном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.