Дело № 2-2494/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ** *** 2012 года Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Мальгиной М.И. при секретаре Григорьевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Молчанова А.В. о признании незаконными бездействия призывной комиссии по г. Пскову и действий начальника отдела ВКПО по городу Пскову и Псковскому району и обязании организации проведения медицинского освидетельствования, УСТАНОВИЛ: Молчанов А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными бездействия призывной комиссии по г. Пскову, выразившегося в неорганизации проведения перед направлением его для прохождения альтернативной гражданской службы медицинского освидетельствования, и предписания начальника отдела ВКПО по г.Пскову и Псковскому району от **.**.2012 года № ** о направлении для прохождения альтернативной службы в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области «Псковское областное бюро судебно-медицинской экспертизы». В обоснование заявление Молчанов указал, что в нарушение требований ст.ст.3,10, 13 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» и ст.ст. 5.1, 23, 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призывной комиссией по г. Пскову **.**.2011 года – в период действовавшей отсрочки, было принято решение о направлении его для прохождения альтернативной гражданской службы, медицинское освидетельствование он прошел **.**.2011 г., был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями. Однако, ни в весенний, ни в осенний призывы 2011 года для прохождения альтернативной службы направлен не был. В мае 2012 года он был вызван в военкомат, где ему было вручено оспариваемое предписание начальника ВКПО по г. Пскову, однако на заседание призывной комиссии он не вызывался, медицинское освидетельствование в 2012 году - до направления его для прохождения альтернативной службы, не проходил. Заявитель пояснил, что в настоящее время его состояние здоровья резко ухудшилось, в связи с чем он полагает, что заинтересованными лицами нарушены его права, в том числе право на освобождение от призыва на службу. Молчанов А.В. от заключения срочного трудового договора с ГБУЗ Псковской области «Псковское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» и исполнения обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, отказался, в связи с чем заинтересованными лицами направлено заявление о возбуждении в отношении него уголовного дела, что, по мнению заявителя, также нарушает его права и законные интересы, в связи с чем он просит признать незаконным бездействие призывной комиссии по г. Пскову, выраженное в неорганизации перед направлением его для прохождения альтернативной гражданской службы медицинского освидетельствования для решения вопроса о категории годности и наличии оснований для отсрочки или освобождения от прохождения службы, обязать организовать такое медицинское освидетельствование, а также признать незаконным предписание начальника отдела ВКПО по г.Пскову и Псковскому району от **.**.2012 года № ** о направлении для прохождения альтернативной службы. В судебном заседании заявитель и его представитель доводы заявления поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица – призывной комиссии по г. Пскову Конихин И.М. возражает против удовлетворения заявления Молчанова В.А., считая его необоснованным, ссылаясь на то, что решение о направлении заявителя для прохождения альтернативной гражданской службы было принято в установленном законом порядке, такое решение в соответствии с п.17 Постановления Правительства РФ № 663 от 11.11.2006 года принимается один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, решение комиссии о категории годности, установленное в апреле 2011 года, им не оспаривалось, жалоб на состояние здоровья он не предъявлял, в связи с чем представитель заинтересованного лица считает, что оснований для проведения повторного медицинского освидетельствования в период нового призыва не имелось. Представитель призывной комиссии просит учесть, что Молчанов А.В. **.**.2012 г. прошел обязательный медицинский осмотр по месту прохождения альтернативной гражданской службы – в ГБУЗ Псковской области «Псковское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», был признан годным для работы санитаром в патологоанатомическом отделении. Представитель заинтересованного лица – отдела Военного комиссариата Псковской области по г. Пскову и Псковскому району Маежев И.В. с заявлением Молчанова А.В. также не согласен по основаниям, изложенным представителем призывной комиссии по г. Пскову. Представитель заинтересованного лица – Администрации г. Пскова в судебное заседание не явился, возражений на заявление не представил. Заинтересованное лицо – врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, Разумов А.В. с заявлением Молчанова А.В. согласился, пояснив, что медицинское освидетельствование лица, подлежащего направлению на военную или альтернативную службу должно быть проведено непосредственно перед его направлением для прохождения такой службы в целях исключения призыва на военную либо альтернативную гражданскую службу лиц, не подлежащих призыву по состоянию здоровья. Представленные заявителем медицинские документы и исследования, по его мнению, дают основания для контрольного медосвидетельствования Молчанова. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ч.1 ст.25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании Указов Президента Российской Федерации. Положениями п.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Статьей 22 указанного Закона предусмотрено, что граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья. Аналогичное положение предусмотрено ст.22 Постановления Правительства РФ от 25.02.2003 года № 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», в соответствии с п.11 указанного Положения категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья и физического развития. Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» № 113-ФЗ от 25.07.2002 г. на альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»: имеют основания для освобождения от призыва на военную службу; не подлежат призыву на военную службу; имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу. Статьей 10 указанного Закона предусмотрен порядок направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы (АГС), который включает подачу гражданином заявления о замене военной службы по призыву АГС; рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву АГС либо решения об отказе в такой замене; явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на АГС; явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы. Пунктом 6 ст. 12 Закона установлено, что гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу. При этом согласно п.2 ст.13 Закона медицинское освидетельствование граждан, направляемых на АГС, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» для граждан, подлежащих призыву на военную службу. В соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» № 113-ФЗ от 25.07.2002 г. решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу. Аналогичные положения содержатся и в п.п. 28, 29 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 № 256. В соответствии с пунктом 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663, и п. 3 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. П. 2 ст.5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медосвидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А- годен к военной службе; Б- годен к военной службе с незначительными ограничениями; В- ограниченно годен к военной службе; Г- временно не годен к военной службе; Д- не годен к военной службе. Из материалов дела судом установлено, что Молчанов А.В., ** *** года рождения, с **.**.2005 года состоит на воинском учете. При первоначальной постановке на воинский учет медицинской комиссией ему была определена категория годности по состоянию здоровья «Г» - временно не годен к военной службе. **.**.2006 года при прохождении медкомиссии по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, Молчанову А.В. определена категория годности по состоянию здоровья «Б-3» - годен с незначительными ограничениями, ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до **.**.2006 года. **.**.2006 года указанная категория годности Молчанова А.В. медицинской комиссией была подтверждена и ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в Псковском государственном педагогическом университете по очной форме обучения – до **.**.2011 гожа (протокол № ** от **.**.2006 года). **.**.2011 года в ОКПО по г. Пскову и Псковскому району поступило заявление Молчанова А.В. о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. **.**.2011 года призывной комиссией Молчанову А.В. было выдано направление для прохождения медицинского освидетельствования для установления категории годности, по результатам которого категория годности ему установлена комиссией «Б-3». **.**.2011 года, в период действовавшей отсрочки от призыва на военную службу в нарушение положений, установленных п.2 ст.22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», призывной комиссией по г. Пскову было принято решение о направлении Молчанова А.В. для прохождения альтернативной гражданской службы (протокол № 4 от 06.04.2011 года). Указанное решение им не оспаривалось, также как и результаты медицинского освидетельствования по установлению категории годности от **.**.2011 года. Вместе с тем, как установлено судом из объяснений лиц, участвующих в деле, представленных документов, Молчанов А.В. ни в весенний призыв 2011 года, ни в осенний призыв 2011 года для прохождения АГС военкоматом направлен не был, предписания не получал. **.** 2012 года начальником ОКПО по г. Пскову и Псковскому району Молчанову А.В. было выдано предписание № ** о направлении для прохождения альтернативной гражданской службы в ГБУЗ Псковской области «Псковское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» на должность санитара в патологоанатомическом отделении. **.** 2012 года Молчанов А.В., прибыв в указанное учреждение, отказался от заключения срочного трудового договора и исполнения обязанностей, установленных должностной инструкцией, что подтверждается справкой начальника ГБУЗ Псковской области «Псковское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» от **.**.2012 года (л.д.80-81). **.**.2012 года заместителем призывной комиссии по г. Пскову руководителю СУ СК РФ по Псковской области было направлено заявление о возбуждении в отношении Молчанова А.В. уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.328 УК РФ. Судом установлено, что непосредственно перед направлением Молчанова А.В. для прохождения альтернативной гражданской службы призывной комиссией в рамках очередного весеннего призыва 2012 года организация медицинского освидетельствования не была проведена, заключение о категории годности в установленном законом порядке не принималось, что не оспаривалось в судебном заседании заинтересованными лицами. Доводы представителей призывной комиссии и военкомата о том, что такое освидетельствование проводится в отношении Молчанова А.В. и не должно было, поскольку в отношении него призывной комиссией в 2011 году принято решение о замене военной службы на АГС, которое в силу п.17 Постановления Правительства РФ № 663 от 11.11.2006 года принимается один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, а заключение о категории годности от 05.04.2011 года им не оспаривалось, суд находит несостоятельными, противоречащими требованиям ст.ст. 5.1, 22, 28 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст.ст. 3, 10, 12-13 13 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» № 113-ФЗ от 25.07.2002 г. и основанными на неправильном толковании действующего законодательства. Заключение о категории годности к военной службе, вынесенное в отношении призывника по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет для него значение, поскольку на его основании принимается решение призывной комиссии, предусмотренное п.1 ст.28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Призыв, в рамках мероприятий которого было вынесено заключение о категории годности Молчанова А.В., был закончен **.**.2011 года С момента медицинского освидетельствования Молчанова А.В. **.**.2011 года до вручения ему предписания от **.**.2012 года о направлении для прохождения альтернативной гражданской службы прошло более 1 года, что само по себе уже противоречит требованиям п. 9 Положения о военно-врачебной экспертизе. Статьей 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья. Аналогичное положение предусмотрено ст. 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 г. N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе". Направление гражданина для прохождения альтернативной гражданской службы в силу положений ст.ст. 3, 13 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» № 113-ФЗ от 25.07.2002 г. возможно только после установления в отношении него категории годности к военной службе. Довод представителя призывной комиссии о том, что в отличие от лиц, призывающихся на военную службу и проходящих медосвидетельствование при новом призыве, поскольку в случае не реализации предыдущего решения призывной комиссии о призыве гражданина оно отменяется, лица, направляемые для прохождения АГС, новому медицинскому освидетельствованию не подлежат даже в случае не реализации решения призывной комиссии о направлении на АГС в очередной призыв, принимаемому единожды, суд считает несостоятельным, а данное утверждение – нарушающим положения ст. 19 Конституции РФ, в соответствии с которой все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Как следует из объяснений врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, Разумова А.В. представленные заявителем медицинские документы и результаты исследований, связанные с изменением состояния его здоровья, дают основания для проведения контрольного медицинского освидетельствования. Постановлением ст. следователя следственного отдела по г. Пскову СУ СК РФ по Псковской области от **.**.2012 года в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.328 УК РФ отказано в связи с отсутствием в действиях Молчанова А.В. состава преступления. Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. п. 6, 11 Положения). В соответствии с п. 4 Положения под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе. Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты. Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет, утверждается председателями соответствующих комиссий (п. 16 Положения о военно-врачебной экспертизе). Согласно п. 17 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и указаны выше. Изложенные выше обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о нарушениях со стороны призывной комиссии г. Пскова порядка направления Молчанова А.В. для прохождения альтернативной гражданской службы, несоблюдение процедуры организации медицинского освидетельствования непосредственно перед таким направлением и требований действующего законодательства. Как следует из объяснений заявителя, целью обращения в суд было подтверждение фактов нарушений, допущенных заинтересованными лицами при проведении процедуры направления его для прохождения альтернативной гражданской службы, установление которых позволяет предотвратить подобные нарушения в дальнейшем и может быть надлежащим способом восстановления нарушенных прав. С учетом установленных в ходе разбирательства по делу фактических обстоятельств, суд, соглашаясь с доводами заявителя и заинтересованного лица – врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, Разумова А.В, считает, что призывной комиссией по г. Пскову и начальником ОКПО по г. Пскову и Псковскому району при направлении Молчанова А.В. для прохождения альтернативной гражданской службы были допущены нарушения его прав и законных интересов, выразившиеся в не установлении категории годности заявителя к военной службе непосредственно перед направлением для прохождения такой службы, в связи с чем полагает, что его заявление в этой части является обоснованным и подлежащим удовлетворению. Вместе с тем, принимая во внимание, что период очередного весеннего призыва 2012 года, в рамках которого военным комиссариатом по г. Пскову и Псковскому району осуществлялось направление Молчанова А.В. для прохождения альтернативной гражданской службы, завершен 15 июля 2012 года, в связи с чем принятие решений призывной комиссией и организация медосвидетельствования в связи с прекращением деятельности медицинской комиссии до очередного осеннего призыва 2012 года невозможны, суд считает нецелесообразным в настоящее время возлагать на призывную комиссию обязанность по проведению медицинского освидетельствования заявителя до начала осеннего призыва и реализации военкоматом решения о направлении Молчанова А.В. для прохождения альтернативной гражданской службы, которое должно быть организовано призывной комиссией в порядке, установленном ст.5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Инструкцией о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23.05.2001 г. "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе". Руководствуясь ст.ст.194, 198, 199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконными бездействие призывной комиссии города Пскова, выразившееся в неорганизации проведения медицинского освидетельствования Молчанова А.В. перед направлением для прохождения альтернативной гражданской службы и предписание начальника ВКПО по городу Пскову и Псковскому району № ** от **.** 2012 года о направлении Молчанова А.В. для прохождения альтернативной гражданской службы. В остальной части требований – отказать. Решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме может быть обжаловано в Псковской областной суд через Псковский городской суд. Мотивированное решение составлено судом **.** 2012 года. Судья М.И.Мальгина Решение в апелляционном порядке не обжаловано. Не вступило в законную силу.