Дело № 2-1464/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации *** 2012 года гор. Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Семеновой Т.И. с участием прокурора Куприкова А.М. при секретаре Барсуковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Пскова в интересах жильцов дома *** по ул. А. в г. Пскове о признании незаконным бездействия ООО «Управляющая организация 14 район» в части отсутствия организации сбора и вывоза жидких бытовых отходов в жилом доме и возложении обязанности производить сбор и вывоз жидких бытовых отходов из выгребной ямы, расположенной около дома *** по ул. А. в г. Пскове, У С Т А Н О В И Л: Прокурор города Пскова, действующий в интересах жильцов дома № *** по ул. А. в г. Пскове, обратился в суд с иском (уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) к ООО «Управляющая организация 14 район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности производить сбор и вывоз жидких бытовых отходов из выгребных ям, расположенных около дома № *** по ул. А. в г. Пскове. В обоснование указал, что дом № *** по ул. А. в г. Пскове находится на обслуживании управляющей организации ООО «Управляющая организация 14 район» в соответствии с договором обслуживания от 04.07.2008 года. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения указанным обществом требований ЖК РФ в части выполнения обязанности по надлежащему содержанию общего имущества дома, а именно обеспечения сбора и вывоза жидких бытовых отходов из выгребных ям, расположенных около жилого дома. Полагал, что отсутствие организованного сбора и вывоза указанных отходов нарушает также нормы Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». При этом указал, что плата за вывоз жидких бытовых отходов должна быть включена в тариф управляющей организации по содержанию общего имущества многоквартирного дома. В связи с этим просил суд признать незаконным бездействие ответчика в части отсутствия организации сбора и вывоза жидких бытовых отходов из выгребных ям и обязать ООО «Управляющая организация 14 район» производить сбор и вывоз жидких бытовых отходов из выгребных ям. Истцы Ланцова Л.В., Степанов С.Н. (жильцы дома *** по ул. *** в г. Пскове) исковые требования прокурора поддержали в полном объеме, пояснив, что в настоящее время вывоз жидких бытовых отходов из двух выгребных ям, обслуживающих все квартиры (всего 5) жилого дома, не производится. Полагают, что ответчик, обязанный осуществлять обслуживание их дома, не выполняет возложенные на него обязанности по вывозу жидких бытовых отходов. Как указал истец Степанов С.Н., до декабря 2011 года вывоз отходов регулярно производился силами Управляющей организации. Истцы также не отрицали, что представители ответчика действительно развешивали в их доме объявления о необходимости проведения общего собрания собственников для решения вопроса об организации вывоза жидких бытовых отходов. Однако данных о том, проводилось ли собрание и о его результатах у истцов не имеется. Истцы Лаврентьева Л.А., Бармина О.И., Анатольева Г.Е., будучи надлежащим образом извещены, в судебное заседание явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили. Представитель ответчика – ООО «Управляющая организация 14 район» Ходос Е.А. исковые требования не признала, указав, что ответчиком были предприняты все возможные меры для исполнения обязанности по организации сбора и вывоза жидких бытовых отходов в жилом доме. Решением Псковской городской Думы от 29.10.2010г. № 1471 в статьи затрат на услугу по содержанию и ремонту жилого помещения услуги по вывозу жидких бытовых отходов из выгребных ям не включены. Управляющая компания не имеет права по своему усмотрению включить тариф, не установленный органом местного самоуправления, такое право дано собственникам помещений многоквартирного дома, которые несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Общим собранием собственников было принято решение о заключении соответствующего договора с МП г. Пскова «Горводоканал» на определенных условиях. Однако усилия управляющей компании по согласованию условий договора результата не дали, договор до настоящего времени не заключен по не зависящим от ответчика причинам. Также указала, что срок действия договора управления по данному дому истекает 1 июля 2012 года и ответчик не имеет намерения продлевать срок действия указанного договора. В связи с чем, заключение договора в настоящее время от имени ответчика на 1 месяц полагает нецелесообразным. Представитель привлеченного к участию в деле третьего лица – Администрации г. Пскова в настоящее судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании разрешение данного вопроса оставила на усмотрение суда. Также пояснила, что на общем собрании собственников помещений, на котором присутствовал только представитель Администрации г. Пскова как собственника жилых помещений, (4 из 5 квартир являются муниципальными) было принято решение о том, чтобы уполномочить управляющую организацию заключить соответствующий договор с МП г. Пскова «Горводоканал» о ежемесячной откачке спецавтотранспортом выгребной ямы с оплатой данной услуги за счет жильцов дома. Представитель привлеченного к участию в деле третьего лица – МП г. Пскова «Горводоканал» разрешение данного вопроса оставила на усмотрение суда, указав, что Предприятие готово заключить договор на оказание данного вида услуг с Управляющей организацией в соответствии с действующими на Предприятии расценками. Выслушав прокурора, явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с правилами ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Нормами ст.ст. 8, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), в силу п.10 которого общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей). Судом установлено, что в доме, расположенном по адресу: г. Псков, ул. А., д. *** имеется пять квартир, четыре из которых относятся к муниципальной собственности, собственником пятой является Бармина О.И. 4 июля 2008 года между ООО «Управляющая организация 14 район» с одной стороны и собственниками жилых помещений – квартир жилого дома № *** по ул. А. в г. Пскове заключен договор управления указанным многоквартирным домом (л.д. – 6-14). Как усматривается из содержания названного договора управления многоквартирным домом (п. 3.1) обслуживающая организация (ООО «Управляющая организация 14 район») обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию (обслуживанию), текущему и капитальному ремонту и управлению общим имуществом в доме, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления (содержания, обслуживания) многоквартирным домом деятельность. Согласно п.п. 4.1.1, 4.1.2 данного договора обслуживающая организация приняла на себя обязательство оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию (обслуживанию), текущему, капитальному ремонту и управлению общим имуществом многоквартирного дома в соответствии; самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии, иные разрешительные документы, организовать проведение работ по содержанию (обслуживанию), ремонту многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством. При этом в соответствии с п.п. 4.2.1, 4.2.2 обслуживающая организация вправе самостоятельно определять очередность выполнения работ по обслуживанию (управлению) многоквартирным домом, привлекать сторонние организации, имеющие необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии, иные разрешительные документы к выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома; представлять интересы собственников по предмету договора, в том числе по заключению договоров, направленных на достижение целей настоящего договора, во всех организациях, предприятиях и учреждениях любых организационно-правовых форм и уровней. Согласно пункту 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Учитывая положения названных Правил пункт 2 указанного договора устанавливает, что под содержанием общего имущества многоквартирного дома в рамках настоящего договора понимается комплекс работ и услуг по контролю за его состоянием, поддержанию в исправном состоянии, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. и включает, в том числе, вывоз бытовых отходов. Согласно п. 5.3 указанного договора размер платы услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома определяется на общем собрании собственников дома с учетом предложений Управляющей организации. Исходя из перечисленных положений действующего законодательства, а также положений заключенного сторонами договора суд приходит к выводу, что вывоз бытовых отходов (в том числе жидких) является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома и носит для соответствующей управляющей организации обязательный характер, определенный вышеуказанными нормами законодательства. В настоящее время вывоз жидких бытовых отходов из указанного дома не осуществляется, что не оспаривалось сторонами. Доводы ответчика о нецелесообразности заключения договора с МП г. Пскова «Горводоканал» в настоящее время не принимаются судом, как имеющие правового значения при рассмотрении спора. В связи с чем, требование прокурора о возложении на ответчика обязанности по производству сбора и вывоза жидких бытовых отходов из выгребной ямы с учетом приведенных выше положений нормативных актов, подлежат удовлетворению. Между тем, судом не принимается довод прокурора о том, что плата за вывоз жидких бытовых отходов должна быть включена в тариф управляющей организации по содержанию общего имущества многоквартирного дома в связи со следующим. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем) за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за услуги. Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, коммунальные услуги. В силу ч. 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. В соответствии с нормами ч. 7 ст. 156, ч. 4 ст. 158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год; если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. В силу требований пункта 17 Правил № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Решением Псковской городской Думы от 29.10.2010 г. № 1471 «О внесении изменений в решение Псковской городской Думы от 17.07.2009 N 861 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» размер платы за содержание и ремонт жилого помещения без учета НДС для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, обслуживаемых управляющей организацией в домах без одного или более видов удобств или с износом 60 % и более установлен в размере 8 рублей 50 коп./кв.м. При этом, в статьи затрат на услуги по содержанию и ремонту жилого помещения услуги по вывозу жидких бытовых отходов из выгребных ям не включены. Произвольно устанавливать размер платы за данный вид услуг и оказывать его без согласия собственников жилого помещения Управляющая организация не имеет права. Как указано выше и закреплено в заключенном сторонами договоре управления ответчику предоставлено право представлять интересы собственников по предмету договора управления, в том числе по заключению договоров, направленных на достижение целей настоящего договора (п. 4.2.2 договора). Приведенная выше позиция полностью соотносится с разъяснениями, изложенными в письме Министерства регионального развития РФ от 03.10.2008 г. № 25080-СК/14. Согласно представленному суду протоколу № 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 22 марта 2012 года на собрании принято решение об организации ежемесячной откачки спецавтотранспортом выгребной ямы с оплатой данной услуги за счет жильцов дома. Этим же решением собрание уполномочило управляющую организацию ООО «УО «14 район» заключить соответствующий договор с МП г. Пскова «Горводоканал». При этом были утверждены размеры платы за услуги, взимаемые с каждой квартиры. Далее ответчиком на основании указанного решения собственников в адрес МП г. Пскова «Горводоканал» был направлен оформленный проект договора с протоколом разногласий. Однако до настоящего времени условия договора между сторонами не согласованы в части определения размера платы за услуги. В связи с чем, судом не усматривается бездействия ответчика в части отсутствия организации сбора и вывоза жидких бытовых отходов в жилом доме, т.к. все возможные меры к заключению договора со специализированной организацией на вывоз жидких бытовых отходов ООО «Управляющая организация 14 район» были предприняты. При этом, судом учитывается, что управляющая организация в рамках согласования условий заключаемого договора «связана» решением общего собрания собственников и не может произвольно определять условия договора. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать ООО «Управляющая организация 14 район» производить сбор и вывоз жидких бытовых отходов из выгребной ямы, расположенной около дома *** по ул. А. в г. Пскове. В удовлетворении требования прокурора города Пскова в интересах жильцов дома *** по ул. А. в г. Пскове о признании незаконным бездействия ООО «Управляющая организация 14 район» в части отсутствия организации сбора и вывоза жидких бытовых отходов в жилом доме, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Псковского городского суда Т.И. Семенова Решение в апелляционной инстанции не обжаловано, вступило в законную силу.