Дело № 2-1834/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ** *** 2012 года гор. Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Теселкиной С.М. при секретаре Васильевой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Псковского района в интересах Семеновой А.А. к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании решения Комиссии при Администрации области незаконным в части, признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, включении в Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и Список претендентов на получение субсидии в 2012 году и предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдове умершего инвалида Великой Отечественной войны, УСТАНОВИЛ: Прокурор Псковского района, действуя в интересах Семеновой А.А., обратился в суд с иском к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании решения Комиссии при Администрации области незаконным в части, признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, включении в Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и Список претендентов на получение субсидии в 2012 году и предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдове умершего инвалида Великой Отечественной войны. В обоснование иска указано, что Семенова А.А., *** года рождения, является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны. В силу своего статуса она имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений. Распоряжением Администрации Псковского района от ** ***2011 года № ** она была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В связи с этим она обратилась с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений. На основании данного заявления она была включена в Сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Однако решением Комиссии при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, от ** ***2012 года, в предоставлении субсидии ей было отказано в связи с отсутствием оснований для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий и выявлением неправомерности действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при решении этого вопроса. Прокурор Псковского района считает данное решение незаконным, нарушающим право истца на обеспечение жилым помещением, как вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны, так как занимаемое ею жилое помещение является неблагоустроенным, в нем отсутствует центральное отопление. Поэтому он просит данное право подтвердить решением суда. Истец Семенова А.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещалась надлежащим образом. Прокурор, участвующий в деле, Петрова Н.М. и представитель истца Николаева Э.А. требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ответчика Администрации Псковской области Белкин И.Н. с иском не согласился. Представил письменные возражения, из которых следует, что жилое помещение, в котором проживает истец, межведомственной комиссией при органе местного самоуправления признано соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и пригодным для проживания, в связи с чем, оснований для признания Семеновой А.А. нуждающейся в жилом помещении не имелось. Также указал, что отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме не является основанием для признания такого жилого помещения непригодным для проживания. Представитель ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Черторогова Н.Б. с иском также не согласилась, поскольку при рассмотрении документов Комиссией при Администрации области было установлено, что Семенова А.А. проживает одна в жилом помещении по адресу: П. район, д. К., ул. Ш., д. № **, кв. № **, общей площадью 42, 5 кв.м., следовательно, обеспечена жилым помещением. Заключением межведомственной комиссии при Администрации Псковского района от ** ***2011 года указанное жилое помещение было признано пригодным для проживания. Так как основанием для постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ является заключение межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании жилого помещения, в котором проживает заявитель, непригодным для проживания и распоряжение органа местного самоуправления с указанием о дальнейшем использовании помещения, решение об отказе в предоставлении истцу субсидии на приобретение или строительство жилого помещения было принято обоснованно. Представитель третьего лица Администрации Псковского района Голдобина А.Ю. требования поддержала. Пояснила, что Семенова А.А. была признана нуждающейся в жилом помещении по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, так как занимаемое ею жилое помещение требует капитального ремонта и не соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательством к жилым помещениям. Выслушав прокурора, участвующего в деле, Петрову Н.М. и представителя истца Николаеву Э.А., представителя ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Черторогову Н.Б., представителя ответчика Администрации Псковской области Белкина И.Н., представителя третьего лица Администрации Псковского района Голдобину А.Ю., пояснения свидетеля Г.Е., исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Семенова А.А. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны, что подтверждается копией справки № ** от ** ***2004 года (л.д. 26) и копией справки Военного комиссариата П. области от ** ***2004 года № **(л.д. 29). В силу изложенных обстоятельств она имеет право на компенсации и льготы, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Законом Псковской области от 07.07.2006 № 563-оз «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области» установлена форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в виде субсидии. Из материалов дела следует, что распоряжением Администрации Псковского района от ** ***2011 года № ** Семенова А.А., зарегистрированная по адресу: П. район, сельское поселение «Т. волость», д. К., ул. Ш., д. № **, кв. № **, на основании п. 3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 22). В связи с этим она обратилась в Территориальное управление Псковского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области и была включена в Сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, что подтверждается уведомлением от ** ***2011 года № ** (л.д. 54). Согласно сообщению Государственного казенного учреждения социального обслуживания Псковской области «Центр социального обслуживания П. района» от ** ***2012 года № ** (л.д. 70) Семенова А.А. была включена в Список претендентов на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения на 2012 год. Однако из представленной копии протокола № ** заседания Комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, от ** ***2012 года следует, что в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений истцу было отказано на основании п. 15 Положения о порядке предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с отсутствием оснований для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также выявлением неправомерности действий должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющего принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 17-18). Из Сводного списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, она была исключена (л.д. 20). Из копии сообщения Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от ** ***2012 года (л.д. 14-16), иных материалов дела и пояснений представителей ответчиков в судебном заседании установлено, что непосредственным основанием для отказа в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения послужило то, истец проживает в жилом помещении площадью 42,5 кв.м., расположенном по адресу: ул. Ш., д. № **, кв. № **, д. К., П. район, которое в установленном порядке не признано непригодным для постоянного проживания. Оценивая обоснованность принятого Комиссией при Администрации Псковской области решения, доводы сторон, суд исходит из следующего. На основании ч. 2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Согласно материалам дела Семенова А.А. на основании договора приватизации от ** ***1994 года проживает в квартире № ** дома № ** по ул. Ш. в д. К. П. района, общей площадью 42, 5, что подтверждается копией договора (л.д. 30), копией выписки из лицевого счета № ** (л.д. 31) и копией технического паспорта (л.д. 32-33). Исходя из учетной нормы площади жилого помещения, определяющей уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет, утвержденной постановлением Собрания депутатов Псковского района от 19.10.2005 N 172, составляющей 10 кв.м., истец жилым помещением обеспечена. Однако, как обоснованно указано стороной истца и принято во внимание Администрацией Псковского района, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в силу п. 3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Согласно приведенному Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания может быть признано на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Из акта обследования жилого помещения межведомственной комиссией Администрации района (л.д. 34-35) усматривается, что принадлежащее истцу жилое помещение расположено на втором этаже кирпичного двухэтажного здания. В квартире печное отопление, вода из колодца. Кровля дома выполнена из асбестоцементных волнистых листов, нарушена сплошность покрытия. Печные оголовки 3-го и 4-го дымоходов разрушены. Из заключения межведомственной комиссии от ** ***2011 года (л.д. 50) следует, что занимаемое истцом жилое помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Таким образом, указанное жилое помещение действительно не признано непригодным для проживания. Однако, с учетом возраста истца, её статуса, состояния занимаемой ею квартиры, отраженного на приложенных к акту обследования жилого помещения фотографиях, суд полагает возможным также принять во внимание экспертное заключение № ** (л.д. 139-148), согласно которому квартира № **, расположенная по адресу: П. область. П. район, д. К., ул. Ш., д. № **, имеет физический износ 82%, все конструктивные элементы здания за исключением наружных стен эксплуатируются свыше нормативного срока и нуждаются в капитальном ремонте. Капитальный ремонт принадлежащей истцу квартиры невозможен, так как необходимо менять межэтажные перекрытия и кровлю по всему дому. Приведенный процент износа суд находит корректным, так как технический паспорт с указанием иного коэффициента, на который имеется ссылка в заключении комиссии, изготовлен в 2000 году, то есть достоверно не отражает действительное состояние здания. Поскольку истец проживает в доме без удобств, с протекающей крышей, в котором практически неисправно отопление (неисправны дымоходы), то суд полагает, что она обоснованно была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Приходя к такому выводу, суд также учитывает, что Семенова А.А., *** года рождения, имеющая хронические заболевания, в том числе <наименование>, вынуждена носить воду, дрова для отопления на 2-й этаж. Самостоятельно произвести ремонт по отмеченным экспертом недостаткам она не в состоянии. По мнению суда, такие условия не позволяют достойно проживать пожилому человеку и вдове умершего инвалида Великой Отечественной войны. Разрешая данный спор, суд также принимает во внимание, что в силу ст.ст. 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, Президент Российской Федерации постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". С учетом исследованных в ходе судебного разбирательства обстоятельств суд полагает, что, отказывая истцу в предоставлении субсидии, Комиссия при Администрации области не проверила действительную нуждаемость истца в жилом помещении, поверхностно и без должного внимания, а также уважения отнеслась к нуждам пожилого человека и вдовы умершего участника Великой Отечественной войны. Поэтому суд полагает, что имеются законные основания для признания решения Комиссии при Администрации Псковской области незаконным в части и признании за Семеновой А.А. права на получение субсидии как вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, Ссылки ответчиков на то, что в распоряжении истца остается и квартира № **, расположенная по адресу: П. область. П. район, д. К., ул. Ш., д. № ** суд во внимание не принимает, так как действующее законодательство не возлагает на ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны обязанность по сдаче ранее занимаемых жилых помещений. В связи с тем, что истец была включена в Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и Список претендентов на получение субсидии в 2012 году, то ее требования об обязании включить в данные списки, о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдове умершего участника Великой Отечественной войны суд также находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Псковского района удовлетворить. Признать незаконным решение Комиссии при Администрации Псковской области от ** ***2012 года в части отказа Семеновой А.А. в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений. Признать за Семеновой А.А. право на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны. Обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области включить Семенову А.А. *** года рождения, проживающую по адресу: П. район, д. К., ул. Ш., д. № **, кв. № **, в Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и Список претендентов на получение субсидии в 2012 году. Обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области выдать Семеновой А.А. субсидию на приобретение или строительство жилых помещений как вдове умершего инвалида Великой Отечественной войны. Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ** *** 2012 года. Судья С.М. Теселкина Решение обжаловано в апелляционном порядке. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда оставлено без изменения. Вступило в законную силу.