Дело № 2-1787/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ** *** 2012 года гор. Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Теселкиной С.М. при секретаре Рязаповой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хальзовой Е.Г. к Администрации города Пскова, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области, Территориальному управлению города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, отмене незаконного постановления Администрации города Пскова в части, направлении документов в Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области, включении в Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условий путем получения субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и список претендентов на получение субсидии и выдаче свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, УСТАНОВИЛ: Хальзова Е.Г. обратилась в суд с иском к Администрации города Пскова, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области, Территориальному управлению города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, отмене незаконного постановления Администрации города Пскова от ** ***2011 года № ** в части, направлении документов в Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области, включении в Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условий путем получения субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и список претендентов на получение субсидии и выдаче свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как участнику Великой Отечественной войны. В обоснование иска указано, что истец является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы и ветераном труда. В силу своего статуса она имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений. ** *** 2011 года Хальзова Е.Г. обратилась с заявлением в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения указанной субсидии. Однако Постановлением Администрации города Пскова от ** ***2011 года № **, вынесенным на основании решения комиссии по жилищным вопросам в постановке на учет ей было отказано. Истец с данным постановлением не согласна, так как её статус соответствует пп. 1 п. 1 ст. 2, пп.2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», представленные ею документы соответствуют требованиям ст. 28 названного Федерального закона. По мнению Хальзовой Е.Г., органы местного самоуправления не наделены полномочиями по учету нуждающихся участников ВОВ и полномочиями в рамках процедуры улучшения жилищных условий ветеранов ВОВ, у Главы Администрации города Пскова, соответственно и у Комиссии по жилищным вопросам отсутствуют полномочия на издание постановлений об учете, либо отказе в учете ветеранов ВОВ в целях получения субсидий на жилищное строительство (приобретение жилья). В связи с этим она полагает, что Администрация города Пскова создала препятствия в получении выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем самым препятствия к реализации права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как участником ВОВ. Так как законодательством Псковской области не установлен порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий участников ВОВ, в том числе по критерию площади и качества занимаемого жилого помещения, истец, имея специальный статус, считает, что имеет право на приобретение отдельного жилья, следовательно, ответчиками были нарушены её жилищные права, которые Хальзова Е.Г. просит восстановить в судебном порядке. Истец Хальзова Е.Г. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства она извещалась судом надлежащим образом. Её представитель Шустов Г.Н. требования поддержал по изложенным основаниям. Дополнительно пояснил, что Хальзова Е.Г. нуждается в жилом помещении, так как отдельного жилья и жилых помещений в собственности не имеет. Одновременно он не оспаривал, что истец проживает в двухкомнатной квартире со смежными комнатами общей площадью 56, 4 кв.м., принадлежащей сыну (Шустову Г.Н.) на основании договора приватизации, ведет с собственником совместное хозяйство и является членом его семьи. Представитель ответчика Администрации города Пскова, действуя на основании доверенности также в интересах третьего лица Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова, Николаева И.В. с иском не согласилась, полагала, что Постановление Администрации города Пскова от ** ***2011 года № ** вынесено в пределах предоставленных полномочий и является законным, так как истец составом семьи 2 человека проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 56, 4 кв.м., принадлежащей на праве собственности её сыну, является членом семьи собственника, следовательно, жилой площадью обеспечена. Представитель ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Попов Ф.Ю. с иском также не согласился, сославшись на то, что нарушений прав истца со стороны Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области допущено не было. Представитель ответчика Территориального управления города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленным письменным возражениям Территориальное управление города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области требования не признает, так как истец с заявлением о включении в сводный список ветеранов, инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения не обращалась. Для решения вопроса о предоставлении субсидии Хальзовой Е.Г. необходимо представить заявление о предоставлении субсидии с приложением необходимых документов, в том числе выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Выслушав представителя истца Хальзовой Е.Г. Шустова Г.Н., представителя ответчика Администрации города Пскова, действующую на основании доверенности также в интересах третьего лица Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова, Николаеву И.В., представителя ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Попова Ф.Ю., исследовав материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Хальзова Е.Г., *** года рождения, является инвалидом II группы, участником Великой Отечественной войны, что подтверждается копией удостоверения (л.д.7). Оценивая доводы сторон и фактические обстоятельства дела, суд исходит из следующего. Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах" установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Законом Псковской области от 07.07.2006 № 563-оз «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области» определена форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в виде субсидии. Порядок предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлен Положением, утвержденным Постановление Администрации Псковской области от 14.08.2006 N 326 (ред. от 15.03.2011). Согласно указанному Положению граждане, изъявившие желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения (далее - субсидия), обращаются в территориальные управления Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области или уполномоченные Главным государственным управлением социальной защиты населения Псковской области учреждения по месту жительства с заявлением о предоставлении им субсидии и одновременно представляют следующие документы: копию документа, удостоверяющего принадлежность гражданина к одной из категорий, указанных в Перечне; копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений); выписку из домовой книги по месту жительства или выписку из лицевого счета на занимаемое жилое помещение по месту жительства; сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии в собственности у гражданина жилого помещения. Территориальные управления или уполномоченные учреждения направляют указанные документы в Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области. Управление на основании представленных территориальными управлениями или уполномоченными учреждениями документов, формирует сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Управление, исходя из общего размера средств федерального бюджета, предусмотренных Псковской областью на предоставление меры социальной поддержки отдельным категориям граждан по обеспечению жильем, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Псковской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, формирует ежегодно до 1 февраля список претендентов на получение субсидий в текущем году. Формирование указанного списка осуществляется в соответствии с очередностью граждан в сводном списке. В дальнейшем список претендентов на получение субсидии в текущем году и документы на каждого гражданина, включенного в данный список, направляются на рассмотрение комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Комиссия на основании документов, представленных Управлением на каждого гражданина, включенного в список претендентов на получение субсидий в текущем году, в течение 10 рабочих дней с момента получения документов принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии в текущем году. Анализ приведенных норм позволяет суду сделать вывод, что для предоставления меры государственной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в рамках реализации ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" необходимо наличие одновременно двух условий – наличие статуса ветерана (участника) Великой Отечественной войны и нуждаемость в улучшении жилищных условий. В связи с этим при разрешении настоящего спора суд полагает необходимым руководствоваться ст. 51 ЖК РФ, определяющей основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Из материалов дела следует, что Хальзова Е.Г. проживает в квартире № ** дома № ** по ул. Я. в городе Пскове, общей площадью 56,4 кв.м., принадлежащей на основании договора приватизации её сыну – Шустову Г.Н., ведет с ним общее хозяйство и является членом его семьи, что последним в судебном заседании не оспаривалось. Поэтому суд приходит к выводу, что исходя из положений ст. 51 ЖК РФ и учетной нормы площади жилого помещения, определяющей уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет, утвержденной постановлением Псковской городской Думы от 08.07.2005 N 447, составляющей 14 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, Хальзова Е.Г., будучи членом семьи собственника жилого помещения, жилым помещением обеспечена. Следует также учитывать, что при передаче указанной квартиры в собственность Шустова Г.Н., Хальзова Е.Г. от личного участия в приватизации отказалась, за ней сохраняется право бессрочного проживания в данном жилом помещении. Доказательств о том, что данное жилое помещения признано непригодным для проживания, суду не представлено. Так как оснований для признания Хальзовой Е.Г. нуждающейся в жилых помещениях в ходе судебного разбирательства не установлено, суд полагает, что Постановление Администрации города Пскова от ** ***2011 года № ** об отказе Хальзовой Е.Г. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 10-11), обоснованно и оснований для его отмены в части не имеется. Приведенные обстоятельства также позволяют сделать вывод об отсутствии у истца права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений по приведенным ею основаниям. Оценивая требования истца в оставшейся части, суд принимает во внимание, что в установленном Постановлением Администрации Псковской области от 14.08.2006 N 326 порядке вопрос о предоставления истцу субсидии на приобретение или строительство жилых помещений не рассматривался. При отсутствии одного из основополагающих условий – нуждаемости в жилых помещениях, оснований для возложения обязанности по направлению документов в Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области, включении в Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желания улучшить свои жилищные условий путем получения субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и список претендентов на получение субсидии и выдаче свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений вне приведенного порядка и в целом, суд не находит. Доводы представителя истца Шустова Г.Н. о том, что Хальзова Н.Г. нуждается в жилом помещении, так как она отдельного жилья не имеет суд находит противоречащими ст. 51 ЖК РФ, в связи с чем во внимание не принимает. В оставшейся части доводы стороны истца основаны на неверном толковании законодательства, регулирующего спорные правоотношения, поэтому не могут быть приняты судом за основу при принятии решения. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске Хальзовой Е.Г. к Администрации г. Пскова, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области, Территориальному управлению города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, отмене незаконного постановления Администрации города Пскова от ** ***2011 года № ** в части, направлении документов в Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области, включении в Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условий путем получения субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и список претендентов на получение субсидии и выдаче свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как участнику Великой Отечественной войны отказать. Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ** ***2012 года. Судья С.М. Теселкина Решение обжаловано в апелляционном порядке. Не вступило в законную силу.