Дело № 2-1574/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ** *** 2012 года гор. Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Теселкиной С.М. при секретаре Рязаповой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоненкова П.С. к Государственному комитету Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора о признании права на получение государственного жилищного сертификата, УСТАНОВИЛ: Антоненков П.С. обратился в суд с иском к Государственному комитету Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора о признании права на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ 21.03.2006 года № 153, с учетом состава семьи два человека, в том числе истца и его супруги Антоненковой Т.А. В обоснование иска указано, что ** ***2011 года истец обратился в Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата, так как относится к категории граждан, подвергшихся радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди с ** *** 1998 года в Администрации города Пскова. На заседании рабочей группы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на территории Псковской области Антоненкову П.С. было отказано в выдаче сертификата в связи с нарушением условий подпрограммы. Истец с позицией ответчика не согласен и полагает, что нарушение условий подпрограммы не допускал, так как в муниципальной квартире по адресу: г. Псков, ул. Р., д. № **, кв. № **, проживали его дочь и внук. Поскольку они членами семьи Антоненкова П.С. не являются и не указаны им в качестве членов семьи в целях получения сертификата, то сдать данную квартиру при получении сертификата он не имеет возможности. Кроме того, истец ссылается на то, что с момента его отказа от участия в приватизации прошло более 5 лет, что соответствует требованиям ст. 53 ЖК РФ. Поэтому он просит подтвердить его право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в судебном порядке. Истец Антоненков П.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства он извещался судом надлежащим образом. Его представители Федорова Н.В. и Антоненкова Т.А., выступающая также в качестве третьего лица, требования поддержали по изложенным основаниям. Представитель ответчика Государственного комитета Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора Рыбина Е.А. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что в соответствии с условиями подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ 21.03.2006 года № 153 занимаемое жилое помещение должно быть освобождено и передано муниципалитету. Представитель третьего лица Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался судом надлежащим образом. В представленном ранее заявлении указал, что разрешение спора оставляет на усмотрение суда. Выслушав представителей истца Федорову Н.В. и Антоненкову Т.А., выступающую также в качестве третьего лица, представителя ответчика Государственного комитета Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора Рыбину Е.А., пояснения свидетелей Ч.О. и И.И., исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Установлено, что Антоненков П.С. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой военного комиссариата (л.д. 47), а также копией удостоверения (л.д. 12). Согласно копии справки МСЭ (л.д. 6) он признан инвалидом второй группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС. Распоряжением Администрации города Пскова от ** ***1998 года № ** Антоненков П.С. составом семьи 2 человека был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 18). На сегодняшний день с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий истец не снят, доказательств обратного суду не представлено. В силу своего статуса истец отнесен к лицам, предусмотренным подпунктом «е» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" В настоящее время Антоненков П.С. и его супруга проживают и зарегистрированы в квартире № ** дома № ** по ул. П. в городе Пскове, что подтверждается выпиской из лицевого счета № ** (л.д. 9). Данное жилое помещение на основании договора купли-продажи от ** ***2009 года принадлежит на праве собственности дочери истца Ч.О. и внуку Ч.М. по 1/2 доле каждому. Антоненков П.С. в соответствии с порядком, установленным Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"), утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", изъявил желание участвовать в Программе и ** ***2011 года подал заявление о включении в список претендентов на получение государственного жилищного сертификата, а ** *** 2011 года заявление о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории города Пскова в 2011 году (л.д. 23,7-8). Из материалов дела следует, что заявления о включении в список претендентов на выдачу ГЖС и выдаче государственного жилищного сертификата подавались истцом в 2006 году, в 2007 году, в 2008 году, 2009 году (л.д. 29, 33, 34, 40, 45). На заседании рабочей группы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" на территории Псковской области от ** ***2011 года было принято решение об отказе в выдаче сертификата Антоненкову П.С. в связи с нарушением условий подпрограммы. Непосредственным основанием для принятия такого решения послужило то, что на момент первоначального обращения с целью участия в подпрограмме истец и его супруга Антоненкова Т.А. проживали в квартире по адресу: г. Псков, ул. Р., д. № **, кв. № **, находившейся в муниципальной собственности. При оформлении договора приватизации указанной квартиры Антоненков П.С. и Антоненкова Т.А. отказались от участия в приватизации квартиры в пользу дочери и внука, тем самым нарушили условия подпрограммы об освобождении и сдаче муниципалитету жилого помещения, принадлежащего муниципальному жилищному фонду. Кроме того, Антоненковой Т.А. принадлежит 1/3 доли в праве на жилой дом в д. К. Л. волости В. района. В соответствии с п. 21 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти. Из материалов дела усматривается, что Антоненков П.С. первоначально ** ***2006 года был признан участником подпрограммы, на него заведено учетное дело (л.д. 46). С условиями выдачи государственного жилищного сертификата, предусмотренными Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, в том числе в части того, что гражданам-участникам подпрограммы, проживающим в жилых помещениях по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, сертификаты выдаются только в случае, если они и члены их семьи примут на себя обязательство освободить и сдать занимаемое жилое помещение, Антоненков П.С. был ознакомлен (л.д. 49). Суд полагает, что отметка истца об ознакомлении носила скорее уведомительный характер, и не свидетельствовала о принятии на себя обязательства такое помещение сдать. Аналогичные условия содержит и ныне действующая редакция Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153. Пунктами 44 и 45 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения. Обязательство подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается (пункт 44 (1). В пункте 16.3 содержится условие о том, что в случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится. Согласно материалам дела Антоненкова Т.А. на основании обменного ордера от ** ***1999 года являлась нанимателем квартиры № ** в доме № ** по ул. Р. в городе Пскове. Антоненков П.С., являясь членом семьи нанимателя, также проживал и был зарегистрирован по данному адресу, следовательно, имел право пользования этим жильем (л.д. 66). ** *** 2006 года указанное жилое помещение на основании договора приватизации было передано в собственность дочери истца Ч.О. и внуку Ч.М. по 1/2 доле в праве собственности каждому (л.д. 63). При этом Антоненков п.С. и Антоненкова Т.А. от личного участия в приватизации отказались, что подтверждается копиями их заявления (л.д. 65). Оценивая право истца на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ 21.03.2006 года № 153 и доводы сторон, суд исходит из следующего. Конституцией РФ (ст. 18) установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Исходя из фактических обстоятельств дела, формально можно говорить о том, что истцом было допущено ухудшение жилищных условий. Однако на момент вынесения решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата Антоненкову П.С. прошло более 5 лет, в связи с чем ст. 53 ЖК РФ, по мнению суда, в данном случае применению не подлежит. Также суд учитывает, что Антоненков П.С. сдать занимаемое им ранее жилое помещение и принять на себя такое обязательство объективно не мог, так как помимо него и супруги права на данное помещение имели дочь истца Ч.О. и внук Ч.М. Истец изначально не претендовал и не претендует в настоящее время на получение сертификата с учетом дочери Ч.О. и внука Ч.М. Кроме того, с указанного времени Антоненков П.С. и Антоненкова Т.А. нанимателями указанного жилого помещения не являются, в связи с чем, требование Правил о принятии гражданином-участником подпрограммы обязательства об отчуждении (сдаче) данного жилого помещения на них распространено быть не может. Также суд принимает во внимание, что Антоненков П.С. и Антоненкова Т.А. в настоящее время сохраняют статус нуждающихся в улучшении жилищных условий. Квартира № ** в доме № ** по ул. Р. в городе Пскове было продана Ч.О., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ч.М., тем самым Антоненковы утратили право пользования данным жильем. В данный период времени они проживают в квартире № ** в доме № ** по ул. П. в городе Пскове, принадлежащей дочери и внуку, однако членами семьи Ч.О. и Ч.М. они не являются и поэтому прав на указанное жилье не приобрели. Эти обстоятельства подтверждаются пояснениями допрошенных в ходе судебного разбирательства свидетелей Ч.О. и И.И., которые пояснили суду, что Ч. и Антоненковы проживают отдельными семьями, хозяйство ведут раздельное, имеют разные бюджеты, расходы по оплате коммунальных услуг несут самостоятельно. Вторым основанием, повлекшим отказ в выдаче Государственного жилищного сертификата Антоненкову П.С., послужило наличие в собственности Антоненковой Т.А. 1/3 доли в праве на индивидуальный жилой дом, расположенный в д. К., Л. волости, В. района Псковской области. Оценивая это обстоятельство, суд принимает во внимание, что согласно отчету № ** об оценке рыночной стоимости, составленному ЗАО «П.», указанный дом представляет собой одноэтажное деревянное строение общей площадью 41,5 кв.м., 1947 года постройки, с функциональным износом 50%, стоимостью 72000 рублей. Площадь, соответствующая доле Антоненковой Т.А., составляет 13, 8 кв.м. На состав семьи из 2 человек приходится по 6, 9 кв.м. При наличии других собственников, суд приходит к выводу, что Антоненковы жилым помещением не обеспечены. Кроме того, наличие в собственности жилого помещения, не свидетельствует об отсутствии права на получение сертификата. Это обстоятельство может быть учтено в порядке, предусмотренном п. 16.2 Правил. Более того, Антоненкова Т.А. согласна передать принадлежащую ей долю в праве собственности на указанный жилой дом в предусмотренном Правилами порядке. С учетом фактических обстоятельств дела, принимая во внимание, что жилья для постоянного проживания Антоненков П.С. и Антоненкова Т.А. фактически не имеют, суд полагает, что истец на основании ст.ст. 13, 14, 15 Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подпункта «е» пункта 5, пункта 6 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, вправе претендовать на получение государственного жилищного сертификата. Поэтому суд находит заявленные исковые требования законными и обоснованными и удовлетворяет их. На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за Антоненковым П.С. право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства от 21.03.2006 года № 153, с учетом состава семьи два человека, в том числе Антоненков П.С. и его супруга Антоненкова Т.А. Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ** *** 2012 года. Судья С.М. Теселкина Решение обжаловано в апелляционном порядке. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда оставлено без изменения. Вступило в законную силу.