Дело № 2-1993/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации *** 2012 года гор. Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Семеновой Т.И. при секретаре Барсуковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гавунаса М.С. о признании незаконными действий Прокурора Псковской области по направлению запроса к компетентным органам государства Израиль об оказании правовой помощи и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и свобод путем запрета использовать информацию, полученную от компетентных органов, У С Т А Н О В И Л: Гавунас М.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Прокурора Псковской области по направлению запроса к компетентным органам государства Израиль об оказании правовой помощи и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и свобод путем запрета использовать информацию, полученную от компетентных органов. В обоснование заявленных требований указал, что 07.11.2011 года прокуратурой Псковской области был направлен запрос об оказании правовой помощи через Генеральную Прокуратуру РФ в рамках международно-правового сотрудничества, предусмотренного Конвенцией ООН против коррупции от 31.10.2003 года, к компетентным органам государства Израиль. Полагает, что у прокуратуры отсутствовали законные основания для направления указанного запроса именно в рамках указанной Конвенции, т.к. на тот момент времени уголовное преследование в отношении заявителя по делам о коррупции не осуществлялось. Считает, что действиями должностного лица прокуратуры Псковской области нарушены права заявителя, предусмотренные ст. ст. 23, 24 Конституции РФ, касающиеся неприкосновенности частной жизни, а также запрета на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Более подробная позиция изложена в письменной виде. Представители Прокуратуры Псковской области, действия должностного лица которой оспариваются, заявленные требования не признали, указав, что направление указанного запроса связано не со сбором информации о частной жизни гражданина Гавунаса М.С., а с проверкой информации о нарушении должностным лицом представительного органа государственной власти субъекта РФ требований федерального и регионального законодательства. Полагали, что в данном случае имело место не направление запроса прокурора Псковской области компетентным органам государства Израиль, а лишь направление его текста в Генеральную прокуратуру РФ для последующего принятия соответствующего решения в соответствии с предоставленными ей полномочиями. В связи с чем, направлением указанного запроса не нарушены какие-либо права и свободы заявителя. Более подробная позиция изложена в письменном виде. Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующими обстоятельствами. Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно разъяснениям, приведенным в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд удовлетворяет заявление, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Обращаясь в суд с указанным заявлением, Гавунас М.С. и его представители оспаривают именно действия прокурора Псковской области по направлению запроса об оказании правовой помощи компетентным органам государства Израиль (что было уточнено представителем также в письменной позиции по заявлению, предоставленной в судебном заседании 29.05.2012 г.). Между тем, в соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации. В названной статье Закона в качестве субъекта международного сотрудничества указывается лишь на Генеральную прокуратуру РФ. Это означает, что все иные органы и учреждения прокуратуры России (в том числе и прокуратура Псковской области) не вправе непосредственно вступать в международно-правовые отношения с органами других государств и международными организациями, что не лишает органы и учреждения прокуратуры России права обращаться с соответствующими предложениями в Генеральную прокуратуру России. Данный вывод подтверждается и положениями, изложенными в Приказе Генпрокуратуры РФ от 12.03.2009 N 67 «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации». В частности, в п. 2.4 Приказа указано, что Главное управление международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ осуществляет непосредственное взаимодействие с компетентными органами иностранных государств, международными органами и организациями в целях решения возложенных на прокуратуру Российской Федерации задач. Пункт 4.2 названного Приказа определяет, что прокурорам субъектов Российской Федерации при решении практических вопросов сотрудничества и взаимодействия с правоохранительными органами других государств и международными организациями исходить из того, что все сношения по этим вопросам должны осуществляться через Генеральную прокуратуру Российской Федерации, если иной порядок прямо не установлен международными договорами и законодательством Российской Федерации. Далее в п. 1 Указа Президента РФ от 18.12.2008 N 1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи» установлено, что центральными органами Российской Федерации, ответственными за реализацию положений Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., касающихся взаимной правовой помощи, являются: Министерство юстиции Российской Федерации - по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел; Генеральная прокуратура Российской Федерации - по иным вопросам взаимной правовой помощи. Судом установлено, что 09.11.2011 года Прокурором Псковской области в адрес Управления правовой помощи Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ направлен запрос об оказании правовой помощи для решения вопроса о направлении компетентным органам Государства Израиль. При этом, к сопроводительному письму в Генеральную прокуратуру приложен сам текст запроса «об оказании правовой помощи» от 07.11.2011 г № 27-115-2011, из которого усматривается, что он направляется в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции от 31.10.2003 г. в связи с проверками, проводимыми в отношении Гавунаса М.С. (являющегося также заместителем Председателя Псковского областного собрания депутатов четвертого созыва) о фактах неправомерного завладения государственной собственностью, а также о фактах нарушения им действующего законодательства об ограничениях, связанных с осуществлением депутатской деятельности. В связи с чем, в тексте запроса ставится вопрос о предоставлении сведений о наличии у Гавунаса М.С. гражданства государства Израиль. При этом в ходе рассмотрения дела также установлено, что основанием для инициирования направления текста запроса в Генеральную прокуратуру РФ послужили проводимые в отношении Гавунаса М.С., являвшегося депутатом Псковского областного собрания депутатов, проверки соблюдения уголовного, а также избирательного законодательства, что подтверждается наличием соответствующих материалов проверки, часть из которых обозревалась в судебном заседании. Факт отправления данного текста запроса в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса о направлении компетентным органам государства Израиль подтверждается представленной заинтересованным лицом копией реестра № 179 от 09.11.2011 г. и не вызывает сомнений у суда. Подтверждается это и сообщением из управления правовой помощи Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ от 25.05.2012 г. № 82/2-4688-11, где также указано, что запрос о правовой помощи полностью соответствует требованиям российского законодательства и международного договора. При этом именно к компетенции указанного органа относится оценка соответствия указанного запроса требованиям законодательства РФ и норм международных договоров, а также наличие оснований для его направления. В случае его несоответствия указанным нормам Генеральная прокуратура РФ вправе была отказать инициатору запроса в его направлении, а израильская сторона не исполнять его в случае направления, что также следует из указанного выше сообщения. В связи с чем, довод представителей заявителя о том, что указанный запрос безосновательно направлялся прокурором Псковской области непосредственно компетентным органам государства Израиль, и по своему содержанию не соответствовал требованиям закона, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрении дела и опровергается исследованными материалами дела. Фактически заявитель оспаривает действия Прокурора Псковской области, которые указанным должностным лицом не совершались и не могли быть совершены в силу отсутствия соответствующих полномочий. Само по себе инициирование направления текста запроса в Генеральную прокуратуру РФ не является действием, порождающим какие-либо правовые последствия для заявителя, т.к. не предопределяет принятие Генеральной прокуратурой РФ решения о направлении самого запроса компетентным органам Израиля. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемыми действиями Прокурора Псковской области права и свободы Гавунаса М.С. не нарушаются, препятствий к осуществлению его прав не создается, какие-либо обязанности на него не возлагаются, в связи с чем, основания для признания оспариваемых действий должностного незаконными отсутствуют. В силу изложенного, суд отказывает Гавунасу М.С. в удовлетворении заявления. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Гавунаса М.С. о признании незаконными действий Прокурора Псковской области по направлению запроса к компетентным органам государства Израиль об оказании правовой помощи и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и свобод путем запрета использовать информацию, полученную от компетентных органов, отказать. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Т.И. Семенова