решение по иску о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке



Дело № 2-732/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**.**. 2012 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Семёновой Т.А.

при секретаре Ивановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Пскова, действующего в интересах Ананьева И.М., к Администрации г. Пскова о признании права на предоставление жилья во внеочередном порядке и обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Пскова, действующий в интересах Ананьева И.М., обратился в суд с иском к Главному государственному Управлению социальной защиты населения Псковской области о предоставлении права на предоставление мер социальной поддержки.

В обоснование иска указано, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что Ананьев И.М., 1934 года рождения, является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Псков, ул. М., д. № ***.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 29 апреля 2010 года принадлежащее Ананьеву И.М. жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания, в связи с несоответствием требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Постановлением Администрации г. Пскова Ананьев И.М. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, как несовершеннолетний узник, учетный номер № ***.

Поэтому прокурор г. Пскова просил обязать Главное государственное Управление социальной защиты населения Псковской области предоставить Ананьеву И.М. меры социальной поддержки по обеспечению жильем во внеочередном порядке.

В ходе рассмотрения дела прокурор, действующий в интересах Ананьева И.М., изменил основание иска и просил признать за Ананьевым И.М. право на предоставление вне очереди благоустроенного жилого помещения и обязать Администрацию г. Пскова предоставить жилое помещение по договору социального найма, поскольку истец проживает в помещении, непригодном для проживания и не способен приобрести на свои личные средства жилье, в связи с чем у органов местного самоуправления г. Пскова возникла обязанность по предоставлению жилого помещения.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г. Пскова, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, привлечено Управление городского хозяйства Администрации г. Пскова, Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова, Государственное предприятие ПО «Бюро технической инвентаризации».

В судебном заседании прокурор Емельянова О.В. требования и доводы в их обоснование поддержала.

Истец Ананьев И.М. исковые требования поддержал, просил предоставить ему благоустроенное жилье.

Представитель ответчика – Администрации города Пскова, третьего лица -Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова и УГХ Администрации г. Пскова Хмелев С.Н. исковые требования не признал, пояснив, что принятие решения о том, подлежит ли жилой дом реконструкции или капитальному ремонту, относится к компетенции органа местного самоуправления, а поэтому заключение экспертизы нельзя принимать во внимание, кроме того, не определена дальнейшая судьба принадлежащего Ананьеву И.М. дома.

Представитель ГП ПО «Бюро технической инвентаризации» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, представителя третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истцу принадлежит на праве собственности дом, расположенный по адресу: г. Псков, ул. М., д. № ***, состоящий из двух жилых комнат, общей площадью 63 кв.м. (л.д. 13).

Занимаемое истцом жилое помещение заключением межведомственной комиссии № *** от 29 апреля 2010 года, признано непригодным для проживания (л.д. 10,11).

Постановлением Администрации г. Пскова от 23 августа 2010 года № *** Ананьев И.М. составом семьи один человек поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, поскольку принадлежащее ему жилое помещение признано непригодным для проживания, учетный номер № *** (л.д. 60-62).

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания дает комиссия, созданная органом местного самоуправления на основании заявления собственника либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора.

Вместе с тем, в заключении межведомственной комиссии от 29 апреля 2010 года не был сделан вывод о том, подлежит ли принадлежащий истцу дом реконструкции или ремонту, в связи с чем, суд возложил на Администрацию г. Пскова обязанность представить заключение межведомственной комиссии с указанием последствий признания дома непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года.

Письмом от 01 июня 2012 года начальник УГХ Администрации г. Пскова сообщил, что жилой дом, принадлежащий Ананьеву И.М., признан комиссией непригодным для проживания. Бюджетом г. Пскова не предусмотрены денежные средства на получение технических заключений о состоянии несущих конструкций жилых зданий, не относящихся к муниципальному жилищному фонду (л.д. 69).

Поскольку ответчик не представил суду заключение межведомственной комиссии в соответствии с требованиями п. 47 Положения на предмет того, подлежит ли жилой дом реконструкции или ремонту, суд, для разрешения данного спора назначил строительную экспертизу, на разрешение которой поставил вопрос, подлежит ли жилой дом, принадлежащей Ананьеву И.М., капитальному ремонту или реконструкции (л.д. 100-103).

Согласно заключению эксперта ЗАО «НЭК «Мосэкспертиза-Псков» от 30 июля 2012 года капитальный ремонт и реконструкция жилого дома, расположенного по адресу: г. Псков, ул. М., д. № *** невозможны, так как все конструктивные элементы жилого дома имеют нормативный физический износ 93 % и утратили возможность выполнять свои конструктивные свойства. Данный дом не пригоден для проживания и опасен для нахождения в нем людей.

В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с п. 1 ч. 2 указанной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 05.03.2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Довод представителя ответчика Хмелева С.Н. о том, что принятие решения о том, подлежит ли жилой дом реконструкции или ремонту относится к компетенции органа местного самоуправления, не может быть принят судом во внимание в связи со следующим.

Действительно, оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания дает комиссия, образованная органом местного самоуправления. Вместе с тем, ответчик, ссылаясь на отсутствие денежных средств, отказался предоставить суду соответствующее заключение, в связи с чем и была назначена строительная экспертиза.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, заключение комиссии о непригодности дома для проживания и заключение судебной экспертизы о том, что жилой дом, принадлежащий Ананьеву И.М., ремонту и реконструкции не подлежит, позволяют сделать суду вывод о том, что у Администрации г. Пскова возникла обязанность предоставить Ананьеву И.М. вне очереди жилое помещение по договору социального найма по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ.

Пунктом 3 статьи 85 Жилищного кодекса РФ в качестве основания для предоставления другого благоустроенного помещения по договору социального найма предусмотрено признание жилого помещения непригодным для проживания.

Разрешая вопрос о жилом помещении, которое должно быть предоставлено истцу, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В силу положений ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Аналогичная позиция отражена в разъяснениях, содержащихся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

Таким образом, из смысла ст.ст. 87, 89 ЖК РФ следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Не принимает во внимание суд доводы представителя ответчика о том, что не решена дальнейшая судьба жилого дома, поскольку после предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма ответчик не лишен права на обращение в суд по данному вопросу.

С учетом обстоятельств дела, пояснения сторон и представленных доказательств суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Ананьевым И.М. право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма.

Обязать Администрацию г. Пскова предоставить Ананьеву И.М. отдельную благоустроенную квартиру с составом семьи один человек, общей площадью не менее 63 кв.м., по договору социального найма в черте муниципального образования «Город Псков».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено **.**. 2012 года.

Судья Т.А. Семёнова

Решение в апелляционном порядке обжаловано. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда решение оставлено без изменения. Вступило в законную силу.