решение по иску об обязании организовать проведение капитального ремонта системы отопления и оконных заполнений на лестничных клетках многоквартиного жилого дома



Дело № 2-2374/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

**.** 2012 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Семёновой Т.А.,

при секретаре Ивановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Пскова, действующего в интересах Михайловой М.П., к Администрации города Пскова об организации работ по проведению капитального ремонта системы отопления и оконных заполнений на лестничных клетках многоквартирного жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Пскова, действуя в интересах Михайловой М.П., обратился в суд с иском к Администрации г.Пскова об обязании организовать проведение капитального ремонта системы отопления и оконных заполнений на лестничных клетках жилого многоквартирного дома.

В обоснование иска указано, что Михайлова М.П. является собственником жилого помещения по адресу: г. Псков, ул. Я., д. № ***, кв. № ***.

В связи с длительной эксплуатацией указанного дома и непроведением капитального ремонта конструктивные элементы его вышли из строя.

Поскольку правоотношения по ремонту дома возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то прокурор полагает, что обязанность по ремонту лежит на Администрации г. Пскова, в связи с чем просил суд обязать ответчика провести капитальный ремонт системы отопления и оконных заполнений на лестничных клетках многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Я., д. № *** в срок до 01 декабря 2013 года.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление городского хозяйства Администрации г. Пскова, ООО «Микрорайон № 7», МБУ «Стройтехнадзор».

В судебном заседании прокурор Измайлов А.С заявленные требования поддержал. В обоснование привел доводы, указанные в исковом заявлении.

Истец Михайлова М.П. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика – Администрации г. Пскова и третьего лица – Управления городского хозяйства Администрации г. Пскова Кузьмина И.П. исковые требования не признала, при этом необходимость капитального ремонта системы отопления дома не оспаривала, пояснив, что срок для исполнения обязанности по проведению капитального ремонта законом не установлен, в связи с чем Администрацией г. Пскова предпринимаются все возможные меры по капитальному ремонту. Также указала, что необходимости в проведении капитального ремонта оконных заполнений не имеется, так как они нуждаются в текущем ремонте.

Представитель третьего лица – ООО «Микрорайон № 7» Валуева Н.А. исковые требования поддержала.

Представитель третьего лица – МБУ «Стройтехнадзор» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил, возражений по иску не представил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение, и осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Согласно ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Судом установлено, что жилой дом № *** по ул. Я. в г. Пскове представляет собой пятиэтажное здание, 1963 года постройки. По состоянию на 11 октября 1989 года износ дома составлял 32 % (л.д. 16-17).

Согласно акту технического состояния от 10 декабря 2007 года системы центрального отопления и окна на лестничных клетках многоквартирного жилого дома № *** по ул. Я. требуют капитального ремонта (л.д. 10-11).

Необходимость проведения капитального ремонта системы отопления дома № *** по ул. Я. в г. Пскове подтверждается также справкой государственной жилищной инспекции Государственного комитета Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора.

Представитель ответчика – Администрации г. Пскова в судебном заседании не оспаривала тот факт, что капитальный ремонт конструктивных элементов дома № *** по ул. Я. не проводился.

При этом, минимальная продолжительность эксплуатации элементов домов до их капитального ремонта, установленная ведомственными строительными нормами и Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р), утвержденными Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 года № 312, для элементов системы центрального отопления не может превышать 30-40 лет (приложение № 3).

В соответствии с п. 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170 при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда.

Принимая во внимание то обстоятельство, что до введения в действие в 1991 году Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилой дом № *** по ул. Я. эксплуатировался с 1963 года, суд приходит к выводу, что правоотношения сторон по капитальному ремонту дома возникли еще в период действия ЖК РСФСР, задолго до 01 марта 2005 года, и обязанность проведения капитального ремонта лежала на Администрации г.Пскова, следовательно, к данным правоотношениям необходимо применять ранее действовавшее законодательства.

По ранее действовавшему законодательству с нанимателей удерживалась плата на капитальный ремонт дома, а на наймодателях (собственниках жилья) лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (ст.141 ЖК РСФСР).

Согласно ст. 149 ЖК РСФСР финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществляется за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета.

Статья 149.1 ЖК РСФСР предусматривала обязанность собственников жилья только по ремонту и эксплуатации квартир.

Кроме того, ст. 15.1 ФЗ «Об основах федеральной жилищной политики» определяла, что в состав платы за жилье входит и плата за ремонт жилья.

Учитывая, что организации, в чьем ведении ранее находился спорный жилой дом в тот или иной период, ликвидированы, то все жилищные права и обязанности находятся в компетенции собственника - муниципального образования «Город Псков».

Однако ни Администрация г.Пскова, ни созданные по ее решению управления микрорайоном капитальный ремонт конструктивных элементов дома не производили, хотя плата за производство такового ремонта взималась, что не оспаривается представителем ответчика.

При таких обстоятельствах, учитывая, что факт нахождения системы центрального отопления в неудовлетворительном состоянии нашел свое подтверждение в судебном заседании, а также то, что до передачи дома № *** по ул. Я. на обслуживание ООО «Микрорайон № 7» Администрация г. Пскова как бывший наймодатель, не выполнила обязанность по производству капитального ремонта здания, требования прокурора г. Пскова в этой части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, требование о возложении на Администрацию г. Пскова обязанности по проведению капитального ремонта оконных заполнений на лестничных клетках удовлетворению не подлежат, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ стороной истца не представлено доказательств, подтверждающих данное требование.

Актом осмотра от 15 июня 2012 года установлено, что оконные заполнения на лестничных клетках находятся в удовлетворительном состоянии, но в силу длительного срока эксплуатации требуют проведения текущего ремонта силами ООО «Микрорайон № 7» (л.д. 23). Доказательств в подтверждение обратного суду не представлено.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом указанной нормы закона, суд считает разумным срок до 01 декабря 2013 года для проведения ремонта системы отопления жилого дома № *** по ул. Я. в г. Пскове, который и устанавливает ответчику

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Пскова удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Пскова организовать работы по проведению капитального ремонта системы отопления жилого дома № *** по ул. Я. г. Пскова в срок до 01 декабря 2013 года.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено **.** 2012 года.

Судья Т.А. Семёнова

Решение в апелляционном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.