Дело № 2-3258/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации **.***. 2012 года гор. Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Теселкиной С.М. при секретаре Рязаповой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богдановой Л.В. к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений с учетом даты постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилья, восстановлении в Сводном списке ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, включении в Список претендентов на получение субсидии в 2012 году и обязании выдать свидетельство на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдове умершего участника Великой Отечественной войны, УСТАНОВИЛ: Богданова Л.В. обратилась в суд с иском к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений с учетом даты постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилья, восстановлении в Сводном списке ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, включении в Список претендентов на получение субсидии в 2012 году и обязании выдать свидетельство на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдове умершего участника Великой Отечественной войны. В обоснование иска указано, что Богданова Л.В., является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. В силу своего статуса она имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений. Постановлением Администрации П. района от **.***.2011 года № ** она была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В связи с этим истец обратилась с заявлением в Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений. На основании данного заявления она была включена в Сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Однако решением Комиссии при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в предоставлении субсидии ей было отказано в связи с отсутствием оснований для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий и выявлением неправомерности действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при решении этого вопроса. Богданова Л.В. считает данное решение незаконным, нарушающим её право на обеспечение жилым помещением, как вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. Поэтому она просит данное право подтвердить решением суда. Истец Богданова Л.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещалась судом надлежащим образом. Её представители Маслюк А.А. и Разумовская А.С. требования с учетом их уточнений поддержали. Пояснили суду, что первоначально истец признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в 2011 году по основанию, предусмотренному пп. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, то есть как не имеющая жилого помещения для проживания. Однако истец зарегистрирована и проживает по адресу: П. область, П. район, с. С., ул. С., д. № **, в индивидуальном жилом доме, принадлежавшем на праве собственности умершему в *** году супругу – Б.А. В права наследования Богданова Л.В. не вступила, однако продолжает проживать в этом доме, что свидетельствует о фактическом принятии ею наследства. Указанный жилой дом был признан непригодным для проживания. В связи с чем, Постановлением Администрации П. района от **.***.2012 года Богданова Л.В. была исключена из текста Постановления № ** от **.***.2011 года, и, одновременно, признана нуждающейся на основании пп.3 п. 1 ст. 51 ЖК РФ с **.***.2011 года. По мнению представителей истца, надлежащий пакет документов, необходимых для предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений Богдановой Л.В. своевременно подготовлен не был по вине Администрации П. района. Поэтому они полагают, что субсидия на приобретение или строительство жилых помещений должна быть предоставлена с учетом даты постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилья - с **.***.2011 года. Представитель ответчика Администрации Псковской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Белкин И.Н. с иском не согласился, пояснил, что основания для признания истца нуждающейся в жилом помещении появились лишь в *** 2012 года. В связи с тем, что на момент рассмотрения вопроса о предоставлении истцу субсидии на приобретение или строительство жилых помещений документы, свидетельствующие о признании занимаемого Богдановой Л.В. жилого помещения непригодным для проживания, не поступили, данный вопрос будет дополнительно рассмотрен на заседании Комиссии с учетом даты признания жилого помещения непригодным для проживания. Представитель ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Попов Ф.Ю. с иском также не согласился. Представил письменные возражения, из которых следует, что в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений Богдановой Л.В. было отказано в связи с принятием на учет нуждающихся в жилых помещениях с нарушением жилищного законодательства, так как она проживает в жилом доме, принадлежавшем на праве собственности её мужу Б.А., умершему *** года, наследство после которого фактически приняла, хотя и не обращалась с заявлением к нотариусу. Сведений о том, что данный дом в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», признан непригодным для проживания на день рассмотрения вопроса не имелось. **.***.2012 года в Управление были представлены акт и заключение межведомственной комиссии при Администрации П. района от **.***.2012 года о признании занимаемого истцом жилого помещения, расположенного по адресу: П. область, П. район, сельское поселение «С. волость», с. С., ул. С., д. № **, непригодным для проживания. Поэтому, по мнению Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области, право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета у истца возникло с момента признания указанного жилого помещения непригодным для проживания, то есть с **.***.2012 года. По указанной дате истец была включена в Сводный список, по состоянию на **.***.2012 года и её порядковый номер № **. Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения социального обслуживания Псковской области «Центр социального обслуживания Порховского района» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Выслушав представителей истца Богдановой Л.В. Маслюка А.А. и Разумовскую А.С., представителя ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Попова Ф.Ю., пояснения свидетелей К.Т., В.Г. и У.А., исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Богданова Л.В. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Б.А., что подтверждается копией справки № ** (л.д. 72). В силу изложенных обстоятельств она имеет право на компенсации и льготы, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что вдовам умерших участников Великой Отечественной войны, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Законом Псковской области от 07.07.2006 № 563-оз «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области» установлена форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в виде субсидии. Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации П. района от **.***. 2011 года № ** Богданова Л.В., зарегистрированная по адресу: П. область, П. район, с. С., ул. С., д. № **, на основании пп. 1 п.1 ст. 51 ЖК РФ была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как вдова умершего участника ВОВ (л.д. 78-80). В связи с этим **.***.2011 года она обратилась в Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения (л.д. 69) Согласно выписке из приказа Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от **.***.2011 года № ** Богданова Л.В. была включена в Сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставивших документы, подтверждающие их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления, с **.***.2011 года по **.***.2011 года с учетом даты постановки на учет **.***.2011 года. Как усматривается из копии протокола № ** от **.***. 2012 года (л.д. 43-45) в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений Богдановой Л.В., включенной в Список претендентов на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения на 2012 год, было отказано на основании п. 15 Положения о порядке предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 14.08.2006 года № 326. Из копии сообщения Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области (л.д. 13), иных материалов дела и пояснений представителя ответчика в судебном заседании установлено, что непосредственным основанием для отказа в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения послужило то, что истец проживает в жилом помещении, принадлежащем ранее на праве собственности её супругу Б.А., умершему *** года. Мер к принятию наследства истец не принимала, однако её проживание в этом доме может быть расценено как фактическое принятие наследства. Из Сводного списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и Списка претендентов на получение субсидии на 2012 год истец была исключена, что подтверждается выпиской из приказа от **.***.2012 года № **. Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что, действительно, оснований для принятия истца на учет нуждающихся по приведенному Администрацией П. района основанию, то есть в соответствии с пп. 1 п.1 ст. 51 ЖК РФ, не имелось. Вместе с тем суд учитывает, что на основании заявления Богдановой Л.В. (л.д. 32) межведомственной комиссией, назначенной на основании постановления Главы П. района, **.***. 2012 года было проведено обследование занимаемого истцом жилого помещения, расположенного по адресу: П. район, с. С., ул. С., д. № **. По результатам обследования жилой дом, 1956 года постройки, был признан непригодным для дальнейшего проживания и вынесено соответствующее заключение (л.д. 29, 30). На основании данного постановления Администрации П. района от **.***.2012 года № ** Богданова Л.В. была исключена из текста постановления от **.***.2011 года № **. Постановлением от **.***.2012 года № ** дом, расположенный по адресу: П. район, с. С., ул. С., д. № **, признан непригодным для дальнейшего проживания, а истец нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании пп3 п.1 ст. 51 ЖК РФ и поставлена на соответствующий учет с **.***. 2011 года. Поскольку вышеуказанные заключение и постановления Администрации П. района поступили в Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области после **.***.2012 года, то при рассмотрении вопроса о предоставлении Богдановой Л.В. субсидии на приобретение или строительство жилых помещений они не рассматривались. Однако приказом от **.***.2012 года № ** Богданова Л.В. была включена в Сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставивших документы, подтверждающие их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления, с **.***.2012 года по **.***.2012 года с учетом даты постановки на учет **.***.2012 года, то есть даты вынесения заключения о непригодности занимаемого жилья. В настоящее время нуждаемость истца в жилом помещении, право быть принятой на учет на основании п.п.3 п.1 статьи 51 ЖК РФ, а также право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем в виде субсидии сторонами не оспаривается. Спорным является период, исходя из которого Богданова Л.В. должна быть включена в Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии. На основании пунктов 4 и 5 Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 14.08.2006 N 326, Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения формируется исходя из времени постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В данном случае суд полагает, что основания для принятия Богдановой Л.В. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как вдовы умершего участника ВОВ в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 51 ЖК РФ имелись при первичном рассмотрении вопроса Администрацией П. района, то есть **.***.2011 года. Согласно справке Администрации сельского поселения «С. волость» П. района № ** (л.д. 23) Богданова Л.В. проживает в доме № ** по ул. С. в с. С. П. района с 1971 года. Другого жилого помещения для проживания истец не имеет, что подтверждается копией уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним закрашиваемых сведений от **.***.2012 года (л.д. 64) и справкой П. филиала ГП «БТИ» от **.***.2011 года № ** (л.д. 16) Согласно справке П. филиала ГП «БТИ» физический износ занимаемого истцом жилого дома по состоянию на **.***.2012 года составляет 51%. Из акта обследования межведомственной комиссией от **.***.2012 года (л.д. 29) следует, что фундамент дома ушел в землю. Нижние венцы стен подгнили в результате воздействия атмосферных осадков; бревна проточены жучком, между венцами нарушена конопатка. Древесина под оконными проемами подгнила, лаги пола поражены гнилью и жучком. Дощатый пол местами просел, между досками видны щели, в ходовых местах произошло стирание досок. Поражена гнилью и жучком древесина мауэрлатов, стропил, обрешетки, кровли (местами протекает). Коробки и подоконные доски поражены гнилью и жучком, все сопряжения нарушены. Дверные полотна просели и плохо закрываются. Отопительные приборы в доме необходимо ремонтировать. Проводка старая. С учетом степени поражения конструкций дома, суд полагает, что приведенные несоответствия установленным требованиям не могли образоваться в течение года и, соответственно имели место в *** 2011 года. Данные обстоятельства подтверждаются и показаниями свидетелей К.Т., В.Г. и У.А., пояснивших суду, что дом находится в неудовлетворительном состоянии уже на протяжении десяти лет. С учетом изложенного суд находит, что Администрацией П. района при вынесении постановления о признании Богдановой Л.В.нуждающейся в получении жилья были неверно определены основания для принятия соответствующего решения, в чем вины истца не усматривает. По мнению суда, Богданова Л.В. в силу возраста (*** год рождения) и юридической неграмотности не могла в достаточной степени понимать буквальный смысл постановления органа муниципальной власти, и в связи с этим несоответствие своевременно устранено не было. В то же время Администрация П. района имела реальную возможность установить наличие у истца жилых помещений для проживания и провести соответствующее обследование, чего не сделала. В связи с этим суд считает, что неправомерные действия органа муниципальной власти при принятии Богдановой Л.В. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не должны нарушать право истца на включение в Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, исходя из времени её постановки на учет. Разрешая настоящий спор, суд также учитывает, что в силу ст.ст. 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, Президент Российской Федерации постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Согласно пояснениям свидетелей К.Т., В.Г. и У.А. в связи с поражением гнилью конструкций дома в зимний период в жилых помещениях очень холодно, и Богданова Л.В. вынуждена закрывать щели в полу различными материалами. При этом устранить неисправности самостоятельно она не в состоянии в силу возраста. Кроме того, водопроводом занимаемый истцом индивидуальный жилой дом не оборудован, колодец расположен в 600 метрах от дома. По причине разрушения печи в кухне, Богданова Л.В. вынуждена готовить пищу в комнате. Истец также лишена возможности получения своевременной квалифицированной медицинской помощи, т.к. врача в селе С. не имеется, скорая помощь при необходимости приезжает из г. П., при этом состояние дорог неудовлетворительное. По мнению суда, такие условия не позволяют достойно проживать пожилому человеку и вдове умершего участника Великой Отечественной войны. С учетом исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, суд полагает, что имеются законные основания для признания за Богдановой Л.В. права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть с **.***. 2011 г. Поскольку истец была включена в Сводный список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, сформированный по состоянию на **.***.2011 г. для граждан, представивших документы с **.***.2011 по **.***.2011 г., и Список претендентов на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения на 2012 год, то требования Богдановой Л.В. об обязании включить в данные списки и выдать свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений также обоснованны и подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за Богдановой Л.В. право на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдовой умершего участника Великой Отечественной войны с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть с **.***. 2011 года. Обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области восстановить Богданову Л.В., проживающую в с. С., П. района, П. области, ул.С., д.№ **, в Сводном списке ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, сформированном по состоянию на **.***.2011 г. для граждан, представивших документы с **.***.2011 по **.***.2011 года, и включить ее в Список претендентов на получение субсидии в 2012 году. Обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области выдать Богдановой Л.В. свидетельство на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдове умершего участника Великой Отечественной войны. Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено **.***. 2012 года. Судья С.М. Теселкина Решение в апелляционном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.