решение по иску о признании решения незаконным и обязании выдать госудасртвенный жилищный сертификат



Дело № 2-2233/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**.**. 2012 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Семёновой Т.А.,

при секретаре Ивановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева М.Б. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения о задержке выдачи государственного жилищного сертификата и обязании выдать государственный жилищный сертификат в 2012 году,

У С Т А Н О В И Л :

Васильев М.Б. обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Псковской области о признании незаконным решения о задержке в выдаче ГЖС и обязании выдать ГЖС.

В обоснование иска указано, что 31 августа 2009 года Васильев М.Б. был уволен из УИС с должности начальника СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области по ограниченному состоянию здоровья.

С 29 октября 1997 года Васильев М.Б. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

03 июня 2010 года Васильев М.Б. обратился с заявлением к начальнику ФБУ ИЗ 60/1 УФСИН России по Псковской области о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и приложил все необходимые документы.

30 июня 2010 года на основании решения ЖБК Васильев М.Б. был включен в состав участников программы «Жилище» на 2011-2015 годы составом семьи 4 человека, 04 мая 2011 года включен в состав участников подпрограммы, 24 мая 2011 года – в список получателей ГЖС в 2011 году.

Однако в 2011 году Васильев М.Б. ГЖС не получил, официального ответа ему не дали, а устно сообщили, что им не была представлена выписка из лицевого счета на дату постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

30 июня 2012 года Васильев М.Б. предоставил необходимый документ, и его заверили, что он будет включен в список получателей ГЖС на 2012 год. Однако на обращение к начальнику УФСИН России по Псковской области он получил ответ, что в 2012 году денежные средства были выделены только на 2 ГЖС, в связи с чем считает, что ему незаконно отказали в выдаче ГЖС в 2011 году, что привело к необоснованному затягиванию выдачи ГЖС.

Поэтому Васильев М.Б. просил признать незаконным решение УФСИН России по Псковской области о задержке в выдаче ему ГЖС в 2011 году и обязать ФСИН России совместно с УФСИН России по Псковской области выдать ему ГЖС.

Определением суда к участию в деле качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Васильева С.М. и Пичугина Р.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Пичугиной В.С.

В ходе рассмотрения дела Васильев М.Б. уточнил исковые требования и просил выдать ему ГЖС в 2012 году на состав семьи из четырех человек.

В судебном заседании истец Васильев М.Б. исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в заявлении.

Третьи лица – Васильева С.М. и Пичугина Р.М. исковые требования поддержали.

Представитель ответчиков - УФСИН России по Псковской области и ФСИН России Васильева Т.К. исковые требования не признала, пояснив, что документ, который был затребован у Васильева М.Б., предусмотрен п. 19 и п. 44 Правил выпуска и реализации ГЖС. Кроме этого, полагает, что право Васильева М.Б. не нарушено, поскольку письменного отказа в получении ГЖС уполномоченным органом не выносилось, решение данного вопроса было отложено до предоставления полного пакета документов. В настоящее время Васильев М.Б. включен в сводный список получателей ГЖС на 2013 год под номером 11.

Выслушав объяснения сторон, третьих лиц, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».

Данным Постановлением установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы»

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) сотрудники органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата за год до увольнения со службы.

В судебном заседании установлено, что Васильев М.Б. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системе и приказом Министерства юстиции РФ № *** от 30 июля 2009 года был уволен из УФСИН России по Псковской области по ограниченному состоянию здоровья, а 31 августа 2009 года исключен из списков личного состава (л.д. 31,33).

Во время прохождения службы Васильев М.Б. 20 октября 1997 года был постановлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, учетный номер 52, чему свидетельствует выписка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии СИЗО-1 УИН УВД Псковской области (л.д. 30).

Согласно п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Перечень документов, необходимых для участия в подпрограмме, предоставляемых гражданином-участником, предусмотрен пунктом 19 Правил.

Согласно п. 21 Правил по результатам проверки представленных гражданином документов, органом исполнительной власти принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

Также пунктом 44 Правил предусмотрен перечень документов, которые должен представить гражданин - участник подпрограммы для получения жилищного сертификата, среди которых, в том числе, значится выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.

Судом установлено, что 03 июня 2010 года истец Васильев М.Б. обратился с рапортом на имя начальника УФСИН России по Псковской области о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (л.д. 20), приложив при этом все необходимые документы.

Из сводного списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» получателей государственных жилищных сертификатов на 2011 год по УФСИН России по Псковской области Васильев М.Б. значился под номером 4.

Однако в 2011 году ГЖС Васильев М.Б. не получил.

Из показаний свидетеля Х.М., сотрудника УФСИН России по Псковской области, установлено, что в 2009 году, а также в 2012 году приказом руководителя УФСИН России по Псковской области она назначена ответственным за реализацию подпрограммы «Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В ее обязанности входит сбор документов от участников программы по получению ГЖС. В 2011 году она повезла в г. Москву сертификатные дела сотрудников для получения ГЖС, где в ходе проверки дел было выявлено, что в деле Васильева М.Б. отсутствует выписка из лицевого счета на дату постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем она предложила отложить решение этого вопроса. Почему она не позвонила по телефону Васильеву М.Б., пояснить не может.

Свидетель Щ.А. суду показал, что он проходил службу вместе с Васильевым М.Б. в СИЗО-1 и являлся председателем жилищно-бытовой комиссии. В 1997 году Васильев М.Б. обратился в жилищно-бытовую комиссию СИЗО-1 с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставив при этом все необходимые документы, в том числе выписку из лицевого счета, поскольку данный документ является основным для признания нуждающимся, так как он содержит сведения о площади занимаемого жилья и количестве членов семьи, проживающих на данной жилплощади. После 1997 года Васильев М.Б. ежегодно предоставлял документы, подтверждающие, что он не утратил основания состоять на учете. Кроме этого, ежегодно сотрудники Управления проверяют учетные дела сотрудников на предмет нуждаемости в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Постановлением Правительства № 153 от 21.03.2006 года Приказом ФСИН России № 287 от 4.06.2007 года была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам вышеуказанной федеральной подпрограммы, согласно п. 12 и п. 13 которой, для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья подразделения, подведомственного территориальному органу УИС, в 10-дневный срок на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению N 2 к Правилам.

Формирование списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Список, утвержденный начальником подразделения и заверенный оттиском мастичной печати, и сформированные в установленном порядке учетные дела до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляются в территориальный орган УИС.

На основании представленных списков граждан - участников подпрограммы соответствующими службами территориального органа, образовательного учреждения (в том числе филиала образовательного учреждения) УИС в 10-дневный срок рассматриваются представленные списки, осуществляется проверка обоснованности включения граждан - участников подпрограммы в указанные списки.

При этом сведения, послужившие основанием для признания гражданина участником подпрограммы, подлежат уточнению с истребованием в случае необходимости от учреждения (органа) УИС, в котором гражданин состоит на жилищном учете, дополнительных документов.

По результатам рассмотрения принимается решение о включении граждан в состав участников подпрограммы по территориальному органу, образовательному учреждению УИС, о чем делается соответствующая выписка из протокола органа по учету и распределению жилья, утвержденная начальником территориального органа, образовательного учреждения УИС и заверенная оттиском мастичной печати, и организуется работа по составлению сводного списка.

Таким образом, из приведенных выше положений следует, что при формировании списка получателей ГСЖ ответственными лицами органа уголовно-исполнительной системы осуществляется проверка обоснованности признания гражданина участником подпрограммы с истребованием в случае необходимости из органа, в котором гражданин состоит на учете, соответствующих документов.

Судом установлено, что при включении Васильева М.Б. в список получателей ГЖС необходимые проверочные действия осуществлены не были, в связи с чем суд полагает, что в результате ненадлежащего исполнения сотрудниками УФСИН России по Псковской области своих обязанностей, в частности при приеме документов у Васильева М.Б. на участие в подпрограмме, не была истребования выписка из лицевого счета на дату постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, в результате чего Васильев М.Б. был лишен возможности реализовать свое право на получение ГЖС в 2011 году.

В настоящее время в сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» получателей ГЖС на 2012 год в УФСИН России по Псковской области Васильев М.Б. значится под номером 5, а на 2013 год под номером 11.

Доводы представителя ответчиков Васильевой Т.К. о том, что получить сертификат в 2012 году Васильев М.Б. не сможет, так как денежные средства, выделенные на Псковскую область для получения ГЖС в 2012 году, составили 3943800 руб. и были распределены между двумя получателями ГЖС в 2012 году, кроме того, ГЖС был выдан еще одному участнику по решению Псковского городского суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку к полномочиям жилищно-бытовой комиссии относится формирование списка очередности, исходя из времени принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, комиссия проводит осуществление мероприятий по подготовке материалов для получения сотрудниками управления и подразделений УИС области «ГЖС», осуществляет принятие решения о включении сотрудников (бывших сотрудников) в список кандидатов на участие в программе «ГЖС», представление данных материалов в ФСИН России, получение и выдачу участникам программы именных бланков «ГЖС».

Принимая во внимание нуждаемость истца в жилом помещении, установленную с октября 1997 года и существующую до настоящего времени, отсутствие доказательств снятия с жилищного учета по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, обращение Васильева М.Б. по вопросам обеспечения государственным жилищным сертификатом при увольнении со службы, суд приходит к выводу, что указанные ответчиком обстоятельства о недостаточности финансирования, не могут являться основанием для лишения его установленного законом права на получение социальной поддержки на приобретение жилого помещения в той форме, которая установлена законом для данной категории граждан.

При разрешении исковых требований суд учитывает, что в результате неправомерных действий ответчиков истец не получил в 2011 году ГЖС, его нарушенное право должно быть восстановлено путем выдачи ГЖС в 2012 году, возложив обязанность на Федеральную службу исполнения наказаний России по предоставлению жилищных сертификатов во исполнение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в раках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, претендующих на получение жилищных сертификатов в 2012 году.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования в части выдачи ГЖС в 2012 году являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, требования истца о признании незаконным решения УФСИН России по Псковской области о задержке в выдаче ему ГЖС в 2011 году удовлетворению не подлежат, поскольку такого решения соответствующим органом не принималось.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕ Ш И Л:

Исковые требования Васильева М.Б. удовлетворить частично.

Обязать Федеральную службу исполнения наказания России выдать Васильеву М.Б. в 2012 году государственный жилищный сертификат во исполнение подпрограммы «Жилище» на 2011- 2015 г.г. «Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на состав семьи из четырех человек.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено **.**. 2012 года.

Судья Т.А. Семёнова

Решение в апелляционном порядке обжаловано. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда решение оставлено без изменения. Вступило в законную силу.