Решение по адм. жалобе ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ



Дело № 12-387/11

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Псков **.***. 2011 года

Судья Псковского городского суда Псковской области Шекера О.С.,

при секретаре Ермоленко М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу настоятеля прихода Храма "название" Ковалева Е.В. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, вынесенное мировым судьей судебного участка № 38 города Пскова

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 38 г. Пскова от **.***.2011 года Храм "название" привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей за невыполнение в установленный срок законного предписания органа Государственного пожарного надзора об устранении следующих нарушений требований пожарной безопасности:

- не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций (стропила, обрешетка кровли, несущие конструкции купола, выполненные из горючего материала), чем нарушены требования Технического регламента ст.151 ч.1, ППБ 01-03 п.36; НПБ 108-96 «Культовые сооружения. Противопожарные требования» п.2.9;

- двери эвакуационных выходов выполнены открывающимися против направления движения из помещения, чем нарушены требования Технического регламента ст.151 ч.1, ППБ 01-03 п.52.

Данные нарушения требований пожарной безопасности были выявлены в ходе внепланового мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности, проведенного **.***.2011 года в 16 часов 00 минут по адресу: г.Псков ул. О., д.**.

На данное постановление от настоятеля прихода Храма "название" Ковалева Е.В. поступила жалоба, в которой он просит отменить вышеуказанное постановление и производство по делу прекратить, т.к. Храм "название" г.Пскова является федеральной собственностью и имеет статус памятника истории и культуры федерального значения, передан Православной Церкви в безвозмездное и бессрочное пользование по охранному договору №35 от **.***.2005 года. Требования органа пожарного надзора относительно кровли и входных дверей касаются элементов и конструкций храма, являющихся предметом охраны, и согласно охранному обязательству №1475 входят в опись предметов охраны. Приход храма согласно охранному обязательству не может без согласования с Государственным комитетом Псковской области по культуре выполнять какие-либо изменения облика храма, в том числе и те, что вменяются предписаниями органов пожарного надзора. В ответ на обращение в Государственный комитет по культуре Псковской области председатель комитета указал на невозможность выполнения требований органов пожарного надзора относительно изменения направления открывания дверей, являющихся эвакуационными выходами, в связи с тем, что это повлечет изменение облика объекта культурного наследия. Относительно возможности проведения огнезащитной обработки кровли без причинения вреда объекту культурного наследия Комитет направил соответствующий запрос в специализированную организацию.

В судебном заседании настоятель храма Ковалев Е.В. доводы жалобы поддержал.

Инспектор отдела надзорной деятельности по г.Пскову управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Псковской области Леньшин А.Н. пояснил, что в ходе внеплановой проверки в храме было выявлено не исполнение в полном объеме предписания об устранении нарушений требований правил пожарной безопасности.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, нахожу жалобу Ковалева Е.В. обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Частью ч.1 ст.19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что указанные в предписании №60/259/1-11 от **.***. 2010 года, вынесенном отделом ГПН по городу Пскову Главного управления МЧС России по Псковской области, требования об устранении нарушений в области пожарной безопасности являются законными, так как они соответствуют действующему законодательству и содержатся в приказе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), а также в Федеральном законе «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Предписание вынесено в адрес надлежащего юридического лица, использующего помещение храма в своей деятельности.

Церковь "название", являющаяся федеральной собственностью и имеющая статус памятника истории и культуры федерального значения, находится под государственной охраной согласно охранному договору №35 от **.***.2005 года и передана в безвозмездное и бессрочное пользование приходу Храма "название" г.Пскова.

При передаче данного памятника в пункте 1.2 охранного обязательства №1475 от **.***.2008 года было оговорено, что пользователь - Приход Храма "название" в лице настоятеля Ковалева Е.В. обязуется не производить работы, изменяющие предмет охраны.

Данное требование вытекает из Федерального Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ст. 33 вышеуказанного закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно ч.3 ст.52 данного закона объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований:

обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта.

Данные требования полностью согласуются с п. 1.2 НПБ 108-96 «Культовые сооружения. Противопожарные требования», утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от 18.06.1996 N 32, где предусмотрено, что при реконструкции, реставрации и капитальном ремонте культовых сооружений, являющихся историческими и культурными памятниками, необходимо учитывать требования законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры, а также с п. 10 «Положения об охране и использовании памятников истории и культуры», утвержденном Постановлением Совмина СССР от 16.09.1982 № 865 (ред. от 29.12.1989, с изм. от 25.06.2002), где указано, что требования государственных органов противопожарного и санитарного надзора и других специальных органов в отношении памятников истории и культуры подлежат обязательному согласованию с государственными органами охраны памятников.

Требования органов управления Государственной противопожарной службы в отношении культовых зданий - памятников истории и культуры и мероприятия, компенсирующие отступления от требований норм и правил, должны решаться совместно с государственными органами охраны памятников истории и культуры.

В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что настоятель храма Ковалев Е.В., выполняя требования органа государственного пожарного надзора, в своей деятельности руководствовался вышеуказанными законодательными актами и требованиями охранного свидетельства. В связи с чем часть требований, указанных в предписании, не влекущих согласования работ с государственным органом по охране памятников, была выполнена. Также Ковалев Е.В. направил соответствующий запрос в Государственный комитет Псковской области по культуре, где подробно изложил требования органа противопожарного надзора относительно проведения работ по кровле и эвакуационным выходам. Однако надлежащего разрешения для проведения указанных работ не получил.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что храм добросовестно выполнял указанные в предписании требования, в частности, самостоятельно устранил выявленные нарушения правил пожарной безопасности, не требующих дополнительного согласования с государственным органом по охране памятников. Вместе с тем Храм "название" не имел реальной возможности выполнить предписание контролирующего органа в части проведения огнезащитной обработки кровли и изменения направления открывания дверей, являющихся эвакуационными выходами, в связи с отсутствием установленного законодательством разрешения соответствующего государственного органа на проведения таких работ.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что приход Храма "название" принял все возможные меры для выполнения предписания органов противопожарной безопасности, однако по объективным причинам не смог их выполнить в полном объеме, что в силу ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Храма "название" г.Пскова подлежит отмене, а производство по делу прекращению в соответствие со ст. 24.5 ч. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

РЕШИЛ:

Жалобу настоятеля прихода Храма "название" г.Пскова Псковской епархии Русской Православной Церкви Ковалева Е.В. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 38 г. Пскова от **.***. 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ о привлечении к административной ответственности юридического лица - Храма "название" г.Пскова и о наложении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей отменить, производство по делу прекратить.

Судья

Псковского городского суда О.С. Шекера

Решение вступило в законную силу.