Решение об отмене постановления административного органа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.



Дело 12-561/11

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

*** 2011 года

г.Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Шабалина Е.И., при секретаре Тюриной Н.А.,

рассмотрев жалобу Горло С.В., проживающего по адресу: г.П., ул.Т., д.№***, кв.№***, на постановление заместителя начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы по Псковской области в г.Пскове по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.19.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела УФМС России по Псковской области от *** 2011 года Горло С.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2500 рублей.

Не согласившись с принятым должностным лицом решением, Горло С.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит оспариваемое постановление отменить, ссылаясь на его незаконность.

В судебном заседании Горло С.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, пояснил, что с 1987 года зарегистрирован и проживает по адресу: г.П., ул.Т., д.№***, кв.№***. В 2003 году в связи с заменой паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации обратился в паспортно-визовую службу, в результате чего ему был выдан паспорт с отметкой о регистрации по указанному выше адресу места жительства. В ноябре 2011 года в связи с получением отказа в выдаче кредита, в обоснование которого кредитная организация сослалась на отсутствие у него регистрации по месту жительства, с целью выяснения сложившейся ситуации, обратился в органы миграционной службы, где 15 ноября 2011 года в бланк паспорта ему были одномоментно проставлены штампы о снятии с регистрационного учета 28 января 2002 года и постановке на учет, датированный днем обращения. В тот же день сотрудником миграционной службы был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, назначена дата разбирательства дела, принять участие в котором он не смог по причине служебной занятости. По получении постановления обжаловал его в установленном законом порядке. Полагает, что в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку о снятии с регистрационного учета 28 января 2002 года сведений не имел, в указанный период отбывал наказание в виде лишения свободы, кто-либо из проживающих с ним родственников с соответствующим заявлением в органы внутренних дел не обращался, при замене паспорта в 2003 году сотрудником паспортно-визовой службы во вновь выданном паспорте были занесены сведения о наличии регистрации по фактическом месту жительства, в связи с чем оснований для обращения с заявлением о регистрации не имелось. От проверочных мероприятий, в том числе с целью проверки достоверности сведений о наличии у него регистрации в городе Пскове не уклонялся, с момента условно-досрочного освобождения обращался к участковому в отдел правопорядка по месту жительства, в последующем совершал различные регистрационные действия, в том числе связанные с предъявлением паспорта (постановка транспортного средства на учет, обращение в налоговые, финансовые органы, обусловленные замещением должности генерального директора предприятия и т.д.).

Представитель административного органа – заместитель начальника Управления Федеральной миграционной службы по Псковской области Кисс Г.Э. указала на необоснованность жалобы заявителя, мотивируя тем, что действующими правилами был установлен порядок, согласно которому лица, осужденные к лишению свободы, подлежали снятию с регистрационного учета по месту жительства на основании представленной в адрес паспортно-визовой справки следственного изолятора, сведения об этом направлялись в домоуправление и адресное бюро. Уведомления осужденного о произведенных действиях не требовалось, в его паспорте, при наличии такового, проставлялся штамп о снятии с регистрационного учета. Отсутствие паспорта препятствием для осуществления указанных мероприятий не являлось. Причины, по которым заявителю при замене паспорта в 2003 году, в бланк был внесены сведения о его регистрации по месту жительства, пояснить затрудняется. Считает, что Горло С.В., заведомо зная об отсутствии у него регистрации по месту жительства, преднамеренно уклонялся от исполнения возложенной законом обязанности. Указанный вывод подтверждается, по мнению представителя административного органа, сведениями, содержащимися в квитанциях об уплате коммунальных услуг, расчет которых производится пропорционально числу лиц, зарегистрированных на жилой площади, в связи с чем утверждение заявителя об отсутствии у него сведений о данном факте находит надуманными.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 19.15 КоАП РФ административным правонарушением признается проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации месту жительства.

Регистрация гражданина по месту жительства (месту пребывания) является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 № 4-П).

В силу пункта 26.3 действующего на момент исследуемых событий приказа МВД от 15.09.1997 № 605 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации» гражданам, имеющим регистрацию по месту жительства, в паспорте производится отметка о регистрации по месту жительства.

Установлено, что Горло С.В. постоянно проживает в квартире № *** дома № *** по улице Т. в городе П., в связи с чем зарегистрирован по данному адресу с 21 апреля 1987 года.

31 марта 1987 года Горло С.В. выдан паспорт серии ***, в бланк которого занесены сведения о регистрации по указанному выше адресу.

В связи с обращением Горло С.В. в органы внутренних дел города Пскова, 01 сентября 2003 года ранее выданный паспорт заявителя заменен на паспорт гражданина РФ серии ***, в котором проставлен штамп о регистрации по адресу: г.П., ул.Т., д.№***, кв.№***.

В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно положений статьи 7 вышеназванного закона снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях:

изменение места жительства - на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства;

призыв на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;

осуждение к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда;

признание безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

смерть или объявление решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;

изменение гражданином, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, - на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, указанного в абзаце четвертом части второй статьи 6.1 настоящего Закона;

прекращение гражданином, указанным в статьи 6.1 настоящего Закона, кочевого и (или) полукочевого образа жизни - на основании заявления гражданина в письменной форме.

Из материалов уголовного дела усматривается, что приговором Псковского городского суда от *** 2001 года Горло С.В. осужден по ч. 3 ст. 30, ст. 64 УК РФ к 3 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима /л.д. 18, 19/.

*** 2002 года заявитель освобожден условно-досрочно от дальнейшего отбывания наказания сроком на 1 год 5 месяцев 27 дней /л.д. 26/.

Во исполнение статьи 7 Закона решением ПВС УВД города Пскова Горло С.В. снят с регистрационного учета по месту жительства 28 января 2002 года, о чем заявитель уведомлен не был, штамп о снятии с регистрационного учета в паспорт Горло С.В. не проставлялся, информация в его адрес паспортно-визовой службой органов внутренних дел не направлялась.

Изложенные выше обстоятельства представителем административного органа не отрицались, последняя пояснила суду, что порядок снятия с регистрационного учета лиц, осужденных приговором суда к наказанию в виде лишения свободы, носит односторонний характер, обязанность по уведомлению осужденного о снятии его с учета по месту жительства на административный орган не возложена, отсутствие паспорта осужденного препятствием для проведения соответствующих мероприятий не является.

Из пояснений Горло С.В. следует, после освобождения явился в отделение милиции, где участковым уполномоченным ему разъяснены обязанности, вменяемые лицам, условно-досрочно освобожденным от отбывания наказания, необходимость соблюдения общественного порядка, при этом обязанность по регистрации по месту жительства ему не вменялась.

Сведений, опровергающих доводы Горло С.В. в этой части, представителем миграционной службы суду не представлено.

Кроме того, при замене паспорта в сентябре 2003 года, то есть после снятия с регистрационного учета, во вновь выданном бланке специалистом паспортно-визовой службы проставлен штамп о наличии регистрации по адресу: г.П., ул.Т., д.№***, кв.№***, что подтверждается копией паспорта заявителя /л.д. 27/.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2010 года № 376-О-О основной функцией паспорта является удостоверение личности гражданина Российской Федерации, содержащаяся в нем информация должна быть определенной и актуальной, чтобы личность гражданина могла быть установлена.

С момента освобождения паспорт находился в пользовании заявителя, предъявлялся им в финансовые, административные и иные органы, в том числе для проведения различных регистрационных действий, сомнений в достоверности содержащихся в паспорте Горло С.В. сведений в части, касающейся наличия регистрации по месту жительства, не имелось.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в распоряжении заявителя сведений о снятии его с регистрации в принудительном порядке в связи с осуждением по приговору суда.

Доводы представителя административного органа о сознательном уклонении Горло С.В. от постановки на учет по месту жительства с целью уменьшения расходов, связанных с оплатой расходов по содержанию жилого помещения, носят предположительный характер, в связи с чем суд отклоняет данные утверждения, как объективно не подтвержденные.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина

Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ обязанность представления доказательств, что в действиях физического или юридического лица имеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения возложена законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении к административной ответственности.

В обоснование решения о наличии вины во вменяемом правонарушении представитель административного органа сослался лишь на факт снятия Горло С.В. с регистрации по месту жительства в связи с осуждением по приговору суда, совершенном по решению паспортно-визовой службы УВД города Пскова в одностороннем принудительном порядке, без уведомления заявителя. Вопрос о виновности Горло С.В. в совершении действий по регистрации и постановке на учет по месту проживания при рассмотрении дела не исследовался.

Достаточных и убедительных доказательств того, что Горло С.В., будучи осведомленным об отсутствии регистрации по месту жительства, умышленно уклонялся от исполнения возложенной на него законом обязанности, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, нахожу жалобу Горло С.В. обоснованной, а постановление подлежащим отмене за недоказанностью обстоятельств, на которых вынесено решение.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Жалобу Горло С.В. удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отдела УФМС России по Псковской области от *** 2011 года по делу административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Горло С.В. отменить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток.

Судья Е.И. Шабалина

Постановление в порядке главы 30 КоАП РФ не пересматривалось.

Вступило в законную силу.