решение по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ



№12-446/11

Псковский городской суд (г.Псков ул.Петровская д.24)

РЕШЕНИЕ по делу об административном правонарушении

**.**. 2011 г. г.Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Падучих С.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Администрации Псковской области,

установил:

08 сентября 2011 года государственный инспектор по пожарному надзору С.А. составил протоколы №27 и №28 в отношении Администрации Псковской области о нарушениях требований пожарной безопасности, предусмотренных ч.1 ст.20.4 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.

В этот же день постановлением №28 Администрация Псковской области была привлечена к административной ответственности за совершение указанных правонарушений и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 150.000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Администрация Псковской области обжаловала его. В жалобе указывает, что вины организации в выявленных нарушениях не имеется и возможности устранить нарушения нет, так как здание Администрации Псковской области является объектом культурного наследия и внесение изменений, которые требуют органы госпожнадзора, в него недопустимо, что подтверждается письмами Государственного комитета Псковской области по культуре. В связи с этим просят постановление отменить и производство по делу прекратить, либо считать его малозначительным. Также указано на истечение в настоящий момент срока давности привлечения к административной ответственности.

Представитель СЗРЦ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Кунгурцев А.В. постановление считает законным и обоснованным.

Представитель Государственного комитета Псковской области по культуре поддержал позицию Администрации Псковской области, указал, что выполнение требований органов госпожнадзора приведет к нарушению требований по сохранению памятника истории и культуры.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

08 сентября 2011 года государственный инспектор по пожарному надзору С.А. составил протоколы №27 и №28 в отношении Администрации Псковской области о нарушениях требований пожарной безопасности, предусмотренных ч.1 ст.20.4 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.

Согласно протоколу №27 в здании Администрации Псковской области по адресу: г.Псков ул.Н., д.№** были выявлены нарушения правил пожарной безопасности: - несущие конструкции открытых лестниц не имеют предела огнестойкости REI 60; - кровли зданий не полностью оборудованы ограждениями. Данные нарушения квалифицированы по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Согласно протоколу №28 в здании Администрации Псковской области было выявлено нарушение правил пожарной безопасности – в здании литера "А" эвакуационные пути включают в себя участки ведущие по лестницам второго типа, соединяющие между собой более двух этажей; через лестничные клетки, площадки которых являются частью коридора, а также через помещения, в которых расположены лестницы второго типа, не являющиеся эвакуационными. Данное нарушение было квалифицировано по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ.

В этот же день постановлением №28 Администрация Псковской области была привлечена к административной ответственности за совершение указанных правонарушений и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 150.000 рублей.

Согласно ч.4 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение иных требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 ст.20.4 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу ст. 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и лицо не обязано доказывать свою невиновность.

На основании ч.2 ст.2.1 KoA.П РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из представленных суду документов следует, что в соответствия с Указом Президента РФ от 20.02.1995 №176 здание Администрации Псковской области является объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения - памятником архитектуры конца 18 - середины 19 века, находится под охраной государства. Данный объект включен в реестр объектов культурного наследия народов РФ.

Согласно ст.33 ФЗ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера.

В силу ч.3 ст.52 данного закона объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным обеспечением неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта.

Согласно требованиям п.10 «Положения об охране и использовании памятников истории и культуры», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 16.09.1982 требования государственных органов противопожарного и санитарного надзора и других специальных органов в отношении памятников истории и культуры подлежат обязательному согласованию с государственными органами охраны памятников.

Из пояснений в судебном заседании и представленных Государственным комитетом Псковской области по культуре письмам следует, что проведение действий по изменению предела огнестойкости несущих конструкций открытых лестниц, обустройству ограждений кровли, обустройство лестниц и лестничных клеток недопустимо, так как изменит охраняемый облик и интерьер данного объекта культурного наследия, ввиду чего производить такие действия Администрации Псковской области запрещено. Свои вышеуказанные требования с органами по охране памятников госпожнадзор не согласовывал.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что вины Администрации Псковской области в совершении указанных в протоколах и обжалуемом постановлении нарушений требований пожарной безопасности не имеется, так как производить требуемые для устранения данных нарушений действия Администрация Псковской области не вправе.

При таких обстоятельствах действия Администрации Псковской области составов административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.4 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, не содержит.

Доказательств обратного, то есть, что указанные в протоколах нарушения могут быть устранены без нарушения требований, предъявляемых к сохранности объектов культурного наследия, административные материалы не содержат, представителем СЗРЦ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не представлены, хотя в силу ст.1.5 КоАП РФ бремя доказывания виновности привлекаемого к ответственности лица лежит на данном органе.

На основании всего вышеизложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

1. Постановление государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору С.А. №28 от 08 сентября 2011 года о привлечении Администрации Псковской области к административной ответственности по ч.1 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ – отменить.

2. Производство по делу в отношении Администрации Псковской области, по факту совершения административных правонарушений, предусмотренных ч.1 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, - прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

3. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья С.А. Падучих

Решение в порядке гл. 30 КоАП РФ судом вышестоящей инстанции не пересматривалось.

Вступило в законную силу.