Дело 12-63/11 Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении *** 2012 года г. Псков Судья Псковского городского суда Псковской области Шабалина Е.И., при секретаре Тюриной Н.А., рассмотрев жалобу директора Государственного бюджетного учреждения культуры «Псковский областной театр кукол» Ааб Т.Б., расположенного по адресу: г.П., ул.К., дом №***, на постановление государственного инспектора г.Пскова по пожарному надзору по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, У С Т А Н О В И Л: Постановлением государственного инспектора г.Пскова по пожарному надзору № *** от *** 2011 года директор Государственного бюджетного учреждения культуры «Псковский областной театр кукол» Ааб Т.Б. привлечена к административной ответственности по ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей. Директор ГБУК «Псковский областной театра кукол» Ааб Т.Б., ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого должностным лицом решения, обратилась в Псковский городской суд с жалобой, в которой просит постановление государственного инспектора по пожарному надзору отменить, производство по делу прекратить. В судебном заседании Ааб Т.Б. изложенные в жалобе доводы поддержала в полном объеме, полагает, что ее вина как руководителя учреждения не доказана. Оспаривая по сути законность требований инспектора по пожарной безопасности, пояснила, что схемы эвакуации людей на случай пожара, соответствующие требованиям противопожарной безопасности, установлены. Проводивший проверочные мероприятии государственный инспектор г.Пскова по пожарному надзору Судаков С.Ю. указал на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы привлекаемого к ответственности лица. Наличие планов эвакуации людей с фотолюминесцентным покрытием подтвердил. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участвующих в рассмотрении жалобы лиц, прихожу к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, частями 3-8 настоящей статьи, установлена административная ответственность, в том числе для должностных лиц, в виде административного штрафа в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет привлечение к административной ответственности в виде штрафа (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ). Как следует из вышеназванного решения инспектора отдела надзорной деятельности по городу Пскову в ходе проведения уполномоченным лицом проверки соблюдения ГБУК «Псковский областной театр кукол» требований пожарной безопасности выявлены следующие нарушения указанных требований: - не разработан план (схема) эвакуации людей, соответствующий положениям ГОСТа 12.2 143-2009, наличие которого предусмотрено ч. 1, ст. 151 п. 4 ст. 4 Федерального закона № 123 от 22 июля 2008 года «Технический регламент», п. 16 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003г., - помещение зрительного зала не оборудовано системой дымоудаления, что противоречит требованиям ч. 1, ст. 151 п. 4 ст. 4 Федерального закона № 123 от 22 июля 2008 года «Технический регламент», п. 3 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003г., п. 8.2 СНиП 41-01-2003. По результатам проверки *** 2011 года составлены протоколы об административных нарушениях №№ ***, ***, а в последующем вынесено постановление от *** от ***, которым директор ГБУК «Псковский областной театр кукол» Ааб Т.Б. как должностное лицо подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей. В соответствии ч. 1 ст. 151 Федерального закона № 123 от 22 июля 2008 года «Технический регламент» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона. На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случай собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с требованиями настоящего Федерального Закона ( п. 4 ст. 4 названного Закона). Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003г., в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Как установлено материалами дела и не оспаривалось лицом, в отношении которого ведется производство по делу, в нарушение вышеназванных нормативно-правовых актов в здании ГБУК «Псковский областной театр кукол» отсутствуют планы эвакуации, соответствующие требованиям ГОСТа 12.2 143-2009, что свидетельствует о нарушении директором театра норм и правил пожарной безопасности и наличию в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Решение должностного лица о виновности привлекаемого к ответственности лица обоснованно, доводов, опровергающих заключение инспектора, в жалобе не содержится. Пунктом 8.2 СНиП 41-01-2003 предусмотрено наличие системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре в помещениях, обладающих признаками, прямо перечисленными в положениях указанного пункта. Как следует из предписания, делая вывод о необходимости установки в зрительном зале театра, применительно к пункту 8.2 СНиП 41-01-2003, системы дымоудаления, инспектор расценил данное помещение по следующим характеристикам: - общественное, предназначенное для массового пребывания людей, - площадью 50 кв.м. и более с постоянными рабочими местами, предназначенное для хранения или использования горючих веществ и материалов. С указанным выводом должностного лица согласиться нельзя. Согласно приложению к нормам 41-01-2003 постоянное рабочее место- это место, где люди работают более 2 часов непрерывно или более 50 % рабочего времени. Доказательств, указывающих на то, что помещение зрительного зала ГБУК «Псковский областной театр кукол» обладает перечисленными выше признаками, в деле не имеется, как не представлено их и в ходе судебного разбирательства дела. Напротив, согласно результатам аттестации рабочего места по условиям труда, проведенных ООО «П.», имеющего аккредитацию на оказание услуг в области охраны труда, фактическое состояние условий труда по факторам производственной среды и трудового процесса артиста (кукловода) театра кукол, аттестовано как нестационарное рабочее место. Из анализа рабочего времени артистов театра за 2011 год следует, что средний показатель отработанных дней на базе театра составляет 11,2 дня в месяц с нормой часов 39,2 часа. Средняя продолжительность спектакля – 0, 75 часа. С учетом изложенного выше оснований для признания помещения зрительного зала театра постоянным рабочим местом в понимании пункта 8.2 СНиП 41-01-2003 не имеется. Помещением с массовым пребыванием людей является помещение (залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и др.) с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 кв.м. помещения площадью 50 кв.м. и более. Проведенным инспектором осмотра зрительного зала театра установлен размер площади данного помещения в размере 180, 32 кв.м. с вместимостью 110 человек, включая задействованных в спектакле работников театра. Таким образом, при максимальной заполненности зрительного зала на 1 кв.м. помещения приходится 0, 61 человека, что указывает на ошибочность вывода должностного лица в обязательности наличия в помещении зрительного зала системы дымоудаления. Правильность расчетов подтверждается представленным заключением ОАО институт «П.», оформленным в соответствии с действующими нормами, правилами и стандартами, в том числе и по пожарной безопасности, согласно которому расположение и количество зрительных мест определено с учетом просматриваемости сцены в условиях существующих особенностей, формы и размером данного помещения. С учетом этого, нахожу, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с чем производство по дела в этой части подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Вместе с тем, принимая во внимание объем допущенных нарушений, характер и степень общественной опасности содеянного, предпринятые заявителем действенные меры, направленные на их устранение, отсутствие вредных последствий для охраняемых законом интересов граждан и государства, суд полагает возможным признать совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, как малозначительное и приходит к выводу о целесообразности освобождения Ааб Т.Б. от административной ответственности. При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ - прекращению. Процессуальных нарушений, влекущих отмену вынесенного постановления по иным основаниям, в ходе производства по делу не допущено. На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Р Е Ш И Л : Постановление государственного инспектора г.Пскова по пожарному надзору № *** от *** 2011 года, вынесенное в отношении директора Государственного бюджетного учреждения культуры «Псковский областной театр кукол» Ааб Т.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, отменить; в части 1 ст. 20.4 КоАП РФ - ограничиться устным замечанием, производство по делу за малозначительностью совершенного административного правонарушения на основании ст. 2.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ – прекратить; в части 4 ст. 20.4 КоАП РФ производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Постановление может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления. Судья: Е.И. Шабалина Постановление в порядке главы 30 КоАП РФ пересматривалось. Определением судьи Псковского областного суда оставлено без изменения. Вступило в законную силу.