решение по жалобе - ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ



Дело № 12-505/2011

Р Е ШЕ Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

**.** 2011 года город Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В., при участии заявителя Гериньш Ю.В., государственного инспектора г. Пскова по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Псковской области Ефимова Д.Е., при секретаре Шавриной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Псковцентр ОТТО» Гериньш Ю.В. на постановление № * государственного инспектора г. Пскова по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Псковской области Ефимова Д.Е. от **.**.2011 года, которым заявитель, являясь директором ООО «Псковцентр ОТТО» (расположен по адресу: г. Псков О проспект д. **), признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 6000 (шесть тысяч) рублей,

У С Т А Н О В И Л:

В период времени с 11 часов 30 минут до 12 часов 30 минут **.** 2011 года и с 09.00. часов до 10.00. часов **.** 2011 года сотрудниками отдела государственного пожарного надзора по г. Пскову ГУ МЧС России по Псковской области на основании распоряжения № * от **.** 2011 года заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору по городу Пскову была проведена проверка помещений ООО «Псковцентр ОТТО», расположенных по адресу: г. Псков О проспект д. *, на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения правил и норм пожарной безопасности: в нарушение требований, норм и правил пожарной безопасности, а также в нарушение требований Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03):

1.      ответственный за пожарную безопасность не прошёл обучение по пожарно-техническому минимуму с получением квалификационного удостоверения – нарушены ст.151 ч.1 Технического регламента; ППБ 01-03 п. 3, Постановление Администрации Псковской области № 307 от 17.08.2009г. «Об организации обучения населения Псковской области мерам пожарной безопасности»;

2.      в помещениях киоска используется огнетушитель не в соответствии паспортных данных (просроченный), отсутствуют документы на огнетушитель – нарушены ст. 4 ч. 3 ст.151 ч.1 Технического регламента; ППБ 01-03 п. 108;

3.      киоск, установленный в помещении магазина выполнен из горючих материалов – нарушены ст. 4 ч. 3 ст. 151 ч. 1 Технического регламента; ППБ 01-03 п. 165

**.** 2011 года государственным инспектором г. Пскова по пожарному надзору Ефимовым Д.Е. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора ООО «Псковцентр ОТТО».

**.** 2011 года государственным инспектором г. Пскова по пожарному надзору Ефимовым Д.Е. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым директор ООО «Псковцентр ОТТО» Гериньш Ю.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, и за совершенное правонарушение ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 6000 рублей.

Выражая несогласие с указанным постановлением, директор ООО «Псковцентр ОТТО» Гериньш Ю.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление № *, вынесенное государственным инспектором г. Пскова по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Псковской области Ефимовым Д.Е. **.**.2011 года отменить, как вынесенное с нарушением норм процессуального и материального права, и производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В обосновании жалобы приведено следующее. По мнению заявителя, в оспариваемом постановлении не приведены доказательства совершения директором ООО «Псковцентр ОТТО» правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, что является нарушением ст. 29.10. ч. 1 п. 4 КоАП РФ, то есть процессуальным нарушением. Кроме того, по мнению заявителя, помещение, занимаемое ООО «Псковцентр ОТТО», не является киоском, а является торговым павильоном, отгороженным от общего помещения торгового центра панелями (не имеет несущих стен и потолочных перекрытий), соответственно, на данное помещение не распространяется требование о том, что панели, отделяющие торговый отдел от других помещений, должны быть выполнены из негорючих материалов. Огнетушитель, находившийся на момент проверки в отделе, не использовался, как указано в протоколе об административном правонарушении. Более того, распоряжение № * от **.** 2011 года не содержало требования о необходимости предъявления проверяющему должностному лицу огнетушителя и документов к нему, а потому, инспектор Ефимов Д.Е. не имел права требовать документы, не указанные в распоряжении. Кроме того, заявитель полагает, что не должна нести ответственности за то, что ответственный за пожарную безопасность не прошел необходимых инструктажей, поскольку ею, как директором, были произведены все возможные действия по соблюдению в данной части обязанностей – ею был назначен ответственный за пожарную безопасность, который имел специальное образование, и должен был знать о необходимости специальной подготовки.

В судебном заседании заявитель требования и доводы жалобы поддержала в полном объеме. Дополнительно указав, что в настоящее время в торговом отделе, занимаемом ООО «Псковцентр ОТТО» имеется огнетушитель, со всеми необходимыми документами. Кроме того, решается вопрос о прохождении ответственным за пожарную безопасность необходимого обучения. На панели, которые отделяют торговую площадь, занимаемую ООО «Псковцентр ОТТО», от других торговых помещений, в отделе имеется сертификат пожарной безопасности, свидетельствующий о том, что используемые панели выполнены из негорючего материала.

Государственный инспектор г. Пскова по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Псковской области Ефимов Д.Е. в судебном заседании пояснил, что полагает, что все три, указанные в оспариваемом постановлении нарушения, являются существенными нарушениями правил пожарной безопасности. Наличие выявленных нарушений создает серьезную угрозу жизни и безопасности людей, поскольку торговый павильон, занимаемый ООО «Псковцентр ОТТО» находится в помещении торгового центра, с большой посещаемостью, и, кроме того, расположен на путях эвакуации. Полагал, что постановление законно и обосновано, просил оставить его без изменения, а жалобу заявителя – без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы и представленные материалы, а, также выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, и ч.ч. 3-8 ст. 20.4 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Порядок организации проверки (плановой, внеплановой, выездной, документарной) юридического лица определен ст. 14 Федерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008г. (в редакции применительно к рассматриваемой ситуации от 18.07.2011г. № 242-ФЗ).

В соответствии с приведенной правовой нормой проверка юридического лица проводится на основании распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), в котором указываются: наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки.

Статья 15 Федерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008г. (в редакции применительно к рассматриваемой ситуации от 18.07.2011г. № 242-ФЗ) запрещает должностным лицам государственного контроля (надзора) при проведении проверки юридического лица требовать представления документов, если они не являются объектом проверки и не относятся к предмету проверки.

Заявитель утверждает, что государственный инспектор г. Пскова по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Псковской области Ефимов Д.Е. при производстве проверки помещений ООО «Псковцентр ОТТО», не имел права требовать документы на находившийся в помещении торгового павильона огнетушитель, поскольку данные документы не запрашивались распоряжением № * от **.**.2011г. Кроме того, заявитель ссылается на то обстоятельство, что огнетушитель просто находился в торговом павильоне, но не использовался, как указано в протоколе об административном правонарушении. Кроме того, заявитель утверждает, что представленного сертификата качества на панели, ограждающие торговый отдел ООО «Псковцентр ОТТО» от других площадей, было достаточно для подтверждения того, что панели изготовлены из негорючего материала, и торговое помещение ООО «Псковцентр ОТТО» не является киоском, на которые распространяется требование п. 165 Правил пожарной безопасности. Приведенные доводы заявителя суд находит несостоятельными, учитывая следующее:

Проверка ООО «Псковцентр ОТТО» проводилась на основании распоряжения начальника (руководителя) ОНД по г. Пскову УНД Главного управления МЧС России по Псковской области* от **.**.2011 года. Копию распоряжения директор ООО «Псковцентр ОТТО» Гериньш Ю.В. получила **.**.2011г.

Согласно указанного распоряжения, целью проверки являлось соблюдение юридическим лицом требований действующего законодательства, задачами – предупреждение, выявление, пресечение нарушений в сфере пожарной безопасности, проверка соблюдения требований пожарной безопасности. В распоряжении, среди прочего, указаны следующие мероприятия, необходимые для достижения целей и задач проверки: проверить выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности помещений; состояние эвакуационных путей и выходов; наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасения; наличие, правильность монтажа и работоспособность систем противопожарной защиты; готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара; создания и поддержания пожарной охраны в соответствии с установленными нормами; наличие организационно-распоряжительных документов по организации обучения работников предприятия мерам пожарной безопасности. В перечне документов, предоставление которых ООО «Псковцентр ОТТО» было заявлено необходимым, среди прочего указаны: сертификаты пожарной безопасности, удостоверение прохождения пожарно-технического минимума.

Требования пожарной безопасности для торговых помещений, каковым является торговый отдел ООО «Псковцентр ОТТО», расположенный в торговом центре по адресу: г. Псков О проспект д. *, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ № 313 от 16.06.2003г.

В соответствии с п. 108 Правил пожарной безопасности, помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения, использование которых в соответствии с приложением № 3 указанных Правил не допускается без соответствующих сертификатов.

Таким образом, огнетушитель должен был находиться в торговом павильоне ООО «Псковцентр ОТТО», будучи в состоянии годном к применению (использованию), при этом иметь соответствующий сертификат. Согласно распоряжения № * от **.**.2011 года, государственный инспектор г. Пскова по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Псковской области Ефимов Д.Е. не просто имел право, но обязан был проверять наличие огнетушителя в помещении, и имел право запрашивать сертификат к нему. Утверждение заявителя о том, что огнетушитель не используется, а только находится в торговом помещении, является неверной трактовкой норм закона заявителем, поскольку законодателем в понятие «использование», по смыслу приведенных выше правовых норм, вкладывается понятие «находится в состоянии пригодном к применению», а не его применение по назначению в конкретный момент проведения проверки.

Учитывая изложенное, нарушение, указанное в оспариваемом заявителем постановлении в пункте № 2, является нарушением правил и норм пожарной безопасности. На момент рассмотрения жалобы заявителя, указанное нарушение директором ООО «Псковцентр ОТТО» устранено, приобретен и установлен в торговом помещении новый огнетушитель, имеющий соответствующий сертификат.

Требования пожарной безопасности непосредственно для торговых помещений регламентированы главой VII Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 16.06.2003г. Данный нормативный документ разделяет торговые точки, располагаемые в помещениях (сооружениях) на две разновидности – «торговые ряды» и «киоски и ларьки». При этом выделяет последние, как отдельно огражденные торговые помещения, для которых предусмотрены специальные нормы, в частности п. 165 Правил, который гласит: «киоски и ларьки, устанавливаемые (если это не противоречит нормативным документам) в зданиях и сооружениях, должны быть из негорючих материалов». В данном случае не требуется обращение к толковым словарям для определения понятия «киоска», оно уже определено нормативным документом.

Таким образом, помещение, которое занимает торговый павильон ООО «Псковцентр ОТТО» в торговом комплексе «М» относится к категории «киоски и ларьки», и его стены должны быть выполнены из негорючего материала. На момент проведения проверки государственному инспектору г. Пскова по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Псковской области Ефимову Д.Е. не был представлен сертификат пожарной безопасности на панели, из которых выполнены стены павильона, и он определил горючесть данных панелей исходя из справочной литературы. Опровержения его определению степени пожароустойчивости панелей на момент проверки представлено не было.

Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы заявителя в суде, сертификат пожарной безопасности на панели, из которых выполнены стены торгового павильона ООО «Псковцентр ОТТО», представлены, и нарушение, указанное в п. 3 оспариваемого постановления подлежит исключению.

В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ № 313 от 16.06.2003г., наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Согласно п. 2 Приказа № 645 МЧС и ГО РФ от 12.12.2007г. «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (в ред. Приказов МЧС РФ от 27.01.2009 N 35, от 22.06.2010 N 289), ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно п. 33 указанного приказа обучение пожарно-техническому минимуму должно проводиться в течении месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения. В соответствии с п. 34 Приказа, обязанности по организации обучения возлагаются на ее руководителя. Порядок прохождения ответственными за пожарную безопасность обучения в Псковской области регламентирован Постановлением Администрации Псковской области № 307 от 17.08.2009г. «Об утверждении положения об организации обучения населения Псковской области мерам пожарной безопасности».

Материалами дела об административном правонарушении уставлено, что приказом № * ООО «Псковцентр ОТТО» от **.**.2011г. ответственным за пожарную безопасность отдела «ОТТО» в ТК «М» был назначен Ц.А., который был принят на работу в соответствии с действующим законодательством (договор возмездного оказания услуг от **.**.2011г.), согласно должностных инструкций отвечал в том числе за проведение организацию пожарно-профилактической работы. Ц.А. имеет специальное образование, и с должностной инструкцией был ознакомлен. Руководителю организации он не сообщал о необходимости прохождения им, несмотря на наличие специального образования, пожарно-технического минимума. Таким образом, непосредственно руководителем в данной ситуации были приняты все меры к обеспечению соблюдения требований указанных норм Закона, и за непрохождение ответственным за пожарную безопасность пожарно-технического минимума могло быть привлечено к ответственности ООО «Псковцентр ОТТО», и непосредственно Ц.А., но не директор ООО.

В соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

С учетом изложенных выше обстоятельств, нахожу, что при постановлении оспариваемого постановления, государственным инспектором г. Пскова по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Псковской области Ефимовым Д.Е. не было принято во внимание следующее: ряд пунктов предписания был заявлен к устранению незаконно. На момент рассмотрения жалобы заявителя в судебном заседании все пункты, изложенные, как нарушение требований правил и норм пожарной безопасности, заявителем опровергнуты либо устранены.

Непринятие во внимание конкретных обстоятельств правонарушения, незначительного количества выявленных нарушений правил и норм пожарной безопасности, отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, общественно-опасных последствий правонарушения, активных мер предпринимаемых администрацией ООО «Псковцентр ОТТО» к соблюдению требований пожарной безопасности, не дало должностному лицу возможности объективно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.9. КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, суд находит, что эффективным и достаточным на момент вынесения оспариваемого постановления, было объявление должностному лицу – директору ООО «Псковцентр ОТТО» Гериньш Ю.В. устного замечания, без назначения административного наказания.

На основании изложенного, постановление № * государственного инспектора г. Пскова по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Псковской области Ефимова Д.Е. от **.**.2011 года, которым директор ООО «Псковцентр ОТТО» Гериньш Ю.В. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 6000 (шесть тысяч) рублей, нельзя признать обоснованным, а поэтому оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 3, ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление № * государственного инспектора г. Пскова по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Псковской области Ефимова Д.Е. от **.**.2011 года, которым директор ООО «Псковцентр ОТТО» Гериньш Ю.В. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 6000 (шесть тысяч) рублей - отменить.

Освободить директора ООО «Псковцентр ОТТО» Гериньш Ю.В. от административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ограничиться объявлением ей устного замечания.

Производство по делу об административном правонарушении - прекратить.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течении 10 дней с момента получения копии решения.

Судья Псковского

городского суда Бондаренко И.В.

Решение вступило в законную силу.

В порядке гл.30 КоАП РФ судом вышестоящей инстанции решение не пересматривалось