решение ст.16.5 КоАП РФ



Дело № 12-222/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Псков **.*** 2011 года

Судья Псковского городского суда Псковской области Гусак Л.Л.,

с участием ст.помощника Псковского транспортного прокурора Парахина В.Н.,

представителя Псковской таможни Ковкина А.Н., действующего на основании доверенности . от **.*** 2010 года,

при секретаре Обризан Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя Псковского транспортного прокурора на постановление-предупреждение государственного таможенного инспектора ТП ЖДПП Печоры - Псковские Псковской таможни Дворниченко С.Г. от **.***.2011 года в отношении Трошкина Р.Н.

У С Т А Н О В И Л:

**.***.2011 года государственным таможенным инспектором ТП ЖДПП Печоры - Псковские Псковской таможни Дворниченко С.Г. в отношении Трошкина Р.Н. вынесено постановление-предупреждение №10209000-411, согласно которому Трошкин Р.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.

На данное постановление заместителем Псковского транспортного прокурора принесен протест, в котором он просит вышеуказанное постановление –предупреждение отменить в связи с тем, что оно вынесено должностным лицом Псковской таможни, не наделённым правом рассматривать дела об административных правонарушения, при рассмотрении дела Трошкину Р.Н. не разъяснены его права и обязанности, чем нарушены требования п.5 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ, указанное нарушение влечет невозможность использования доказательств. В постановлении не приведены фактические обстоятельства совершения правонарушения.

В судебном заседании ст.помощник Псковского транспортного прокурора Парахин В.Н. протест поддержал и просил отменить постановление-предупреждение от **.***.2011 года в отношении Трошкина Р.Н. и производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Представитель Псковской таможни Ковкин А.Н. возражал против удовлетворения протеста прокурора, полагал, что законодательством предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности в виде строго определенной санкции- оформления предупреждения или административного штрафа вместо составления протокола должностным лицом, уполномоченным на составление протокола. Государственный таможенный инспектор является должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении.

Трошкин Р.Н. поддержал протест прокурора и пояснил, что не знает, за что его привлекли к административной ответственности. Он работает водителем ООО «Е.» и получил поручение доставить домкрат работникам железнодорожного транспорта, совместно с другими лицами выписали документы у пограничников и те их впустили через запертые ворота на территорию, где к ним подошли работники таможни и предложили последовать за ними, права ему никто не разъяснял, дали образец объяснения и он написал в точности такое же от своего имени, никаких запрещающих знаков входа на эту территорию он не видел, существа происходящей процедуры привлечения к административной ответственности не понял, ранее к административной ответственности не привлекался, на подобные территории не заезжал.

Проверив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, нахожу протест заместителя Псковского транспортного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно п.2 ст. 1.6 КоАП РФ применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

Статья 23.8 КоАП РФ устанавливает, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.5 КоАП РФ, рассматривают таможенные органы. Часть 2 данной статьи устанавливает перечень должностных лиц таможенных органов, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся: руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители; начальники региональных таможенных управлений, их заместители; начальники таможен и их заместители; начальники таможенных постов.

Данный перечень является исчерпывающим.

Ссылка представителя Псковской таможни о том, что действующим законодательством предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности в виде строго определенной санкции- оформления предупреждения или административного штрафа вместо составления протокола должностным лицом, уполномоченным на составление протокола, т.е. государственным таможенным инспектором, который является должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, не может быть принята во внимание по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.28.6 КоАП РФ в случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.

Статья 29.10 КоАП РФ относится к главе 29 «Рассмотрение дела об административном правонарушении», что свидетельствует о том, что постановление-предупреждение является одним из видов постановлений, выносимых по результатам рассмотрения дела.

Из системного толкования ст.ст.29.10, п.1 ст.28.9, 23.8 КоАП РФ следует, что любое постановление по делу об административном правонарушении вне зависимости от того, в каком порядке оно вынесено, должно быть принято компетентным должностным лицом, наделенным этим полномочием Кодексом об административных правонарушениях.

Государственным таможенный инспектор к таким должностным лицам действующим законодательством не отнесен.

Об ошибочности подобной позиции представителя таможни свидетельствуют в частности, положения иных норм Кодекса, регламентирующих вопросы привлечения к административной ответственности должностными лицами иных органов.

Так, законодатель, наделяя должностных лиц органов внутренних дел (полиции), указанных в п.3 ч.2 ст.23.3 КоАП РФ, правом рассматривать дела об административных правонарушениях, названных в этом же пункте, ограничивает их полномочия, разрешая применять исключительно только наказания в виде предупреждения или административного штрафа до трехсот рублей. Кроме того, ст.23.3 КоАП РФ содержит более расширенный перечень должностных лиц органов внутренних дел, полномочных рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции этих органов, включая, в частности, любого сотрудника государственной безопасности дорожного движения, имеющего специальное звание. В то время как ст.23.8 КоАП РФ замыкает перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных на рассмотрение дел об административных правонарушениях, указанием на начальников таможенных постов.

Перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таможенных органов, является исчерпывающим и не может быть дополнен ведомственными нормативными актами.

В судебном заседании было установлено и не оспаривалось никем из участвующих в деле лиц, что ни в самом постановлении, ни в материалах дела об административном правонарушении, не имеется доказательств разъяснения лицу, привлекаемому к административной ответственности его прав и обязанностей. Указанный факт был подтвержден в судебном заседании и лицом, привлеченным к административной ответственности- Трошкиным Р.Н. Указанное нарушение является грубым, ущемляющим права лица, привлеченного к административной ответственности, и само по себе является основанием для отмены обжалуемого постановления.

Коме того, при вынесении постановления, были нарушены требования к содержанию любого из видов постановления по делам об административных правонарушения, в т.ч. вынесенного в порядке предусмотренном ч.1 ст.28.6 КоАП РФ.

В частности, в нарушение положений ст.29.10 КоАП РФ в постановлении-предупреждении не приведены фактические обстоятельства совершения Трошкиным Р.Н. административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.5 КоАП РФ, в частности, не указано, в каком именно месте произошло пересечение границы постоянной зоны таможенного контроля, указанный в постановлении адрес: г.П. ул.Ж. д.* является адресом расположения железнодорожного вокзала, открытого для свободного прохождения по его территории любыми лицами, в деле также отсутствуют какие-либо сведения о месте пересечения границы зоны таможенного контроля, в т.ч схема, утвержденная должностным лицом таможенного органа, что не позволяет суду установить, было ли совершено Трошкиным Р.Н. правонарушение, предусмотренное ст.16.5 КоАП РФ.

Все изложенные нарушения являются неустранимыми, достаточных доказательств в подтверждение того, что Трошкиным Р.Н. **.***.2011 года совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.16.5 КоАП РФ по делу не добыто, событие административного правонарушения не установлено, поэтому производство по делу подлежит прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.3, п.3 ч.1 ст.30.7, ст. 30.8- 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

РЕШИЛ:

Протест заместителя Псковского транспортного прокурора на постановление-предупреждение государственного таможенного инспектора ТП ЖДПП Печоры - Псковские Псковской таможни Дворниченко С.Г. от **.***2011 года в отношении Трошкина Р.Н. удовлетворить.

Постановление-предупреждение №10209000-411, вынесенное государственным таможенным инспектором ТП ЖДПП Печоры - Псковские Псковской таможни Дворниченко С.Г. от **.***2011 года в отношении Трошкина Р.Н., которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.5 КоАП РФ отменить.

Производство по делу в отношении Трошкина Р.Н. на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Настоящее решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения копии решения.

Судья Л.Л. Гусак

Решение вступило в законную силу.

В порядке гл.30 КоАП РФ судом вышестоящей инстанции решение не пересматривалось.