решение по жалобе на постаноление по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ



Дело №12-209/2012

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Псков ** ***** 2012 года

Судья Псковского городского суда Псковской области Зайцева Е.К.,

рассмотрев жалобу председателя Государственного комитета Псковской области по организации государственных закупок Кадочникова А.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области от ** ***** 2012 года по делу №** об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Псковское УФАС России) Милонаец О.В. от ** ***** 2012 года должностное лицо - председатель Государственного комитета Псковской области по организации государственных закупок (далее – Комитет) Кадочников А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, выразившегося в нарушении положения ч.4 ст.10 Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон «О размещении заказов….»), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Кадочников А.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить данное постановление по тем основаниям, что он не является субъектом данного правонарушения, поскольку решение о способе размещения заказа принимал не Комитет, а заказчик. Также полагает, что вывод антимонопольного органа о ненадлежащем способе размещения заказа является неверным. Поскольку объект, в отношении которого был размещен заказ, является объектом культурного наследия федерального значения, то предметом торгов являлось выполнение ремонтно-реставрационных, а не строительных работ на указанном памятнике. Законом, действовавшим на момент вынесения постановления, допускалась возможность при размещении заказов на проведение реставрации объектов культурного наследия, работ по реконструкции и ремонту, без выполнения которых невозможно проведение реставрации, проведение конкурса, а не аукциона. Просил отменить обжалуемое постановление за отсутствием события административного правонарушения.

В судебном заседании Кадочников А.А. и его защитник Волкова Н.А., доводы жалобы полностью поддержали, просили отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить. Кроме того пояснили, что ГКУ Псковской области «Управление капитального строительства» было принято решение о размещении заказа на ремонтно-реставрационные работы с приспособлением под современное использование объекта культурного наследия федерального значения (далее - ОКН ФЗ) «Народный дом им. А.С. Пушкина». Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов…» не относит реставрационные работы к работам, размещение заказа на производство которых должно проводиться только путем проведения аукциона. При этом, в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под реставрационными работами понимается консервация, реставрация, восстановление и приспособление объекта культурного наследия для современного использования. Таким образом, по мнению заявителя, законом допускается возможность размещения заказов на проведение реставрации объектов культурного наследия, работ по реконструкции и ремонту, без выполнения которых невозможно проведение реставрации, путем проведения конкурса, что и было сделано в данном случае.

Представитель Псковского УФАС России Иванов Н.Н. доводы жалобы не признал и пояснил, что в соответствии с ч.2 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ ФЗ «О размещении заказов…» в случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков, указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений. В соответствии Положением о Государственном комитете Псковской области по организации государственных закупок, утвержденным Постановлением Администрации Псковской области от 10.08.2009 года №301, основными задачами Комитета являются размещение в установленном порядке заказов для государственных нужд области. При этом Комитет осуществляет контроль за соблюдением законодательства при размещении заказов. Административным регламентом Государственного комитета Псковской области по организации государственных закупок, утвержденным Приказом №235 от 23.05.2011г. предусмотрено право председателя Комитета в случаях не соответствия заказа законодательству РФ принять решение о его возвращении. Кроме того указал, что выбранный способ размещения заказа не соответствует требованиям Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ ФЗ «О размещении заказов …», поскольку размещение заказа на работы, предусмотренные конкурсной документацией, в соответствии с действующим законодательством должно осуществляться в форме открытого аукциона в электронной форме. Просил оставить обжалуемое постановление без изменения, а жалобу Кадочникова А.А. без удовлетворения.

Заслушав Кадочникова А.А., его защитника Волкову Н.А., представителя УФАС по Псковской области Иванова Н.Н., исследовав материалы дела, нахожу обжалуемое постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.

Частью 2 ст.7.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за принятие должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов, а также принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона.

Согласно ч.2 Постановления Администрации Псковской области от 22.02.2006 г. №63 «Об организационных мероприятиях, связанных со вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Государственный комитет Псковской области по организации государственных закупок является уполномоченным органом по размещению государственных заказов.

На основании ч.3 ст.10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ ФЗ «О размещении заказов …» решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями названного Закона.

В соответствии с ч.2 ст. 4 вышеназванного закона в случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков, указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений.

Согласно п.2 Положения о Государственном комитете Псковской области, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 10.08.2009 года №301 основными задачами Комитета по организации государственных закупок являются размещение в установленном порядке заказов для государственных нужд области. В соответствии с п.3.1.1 Положения для реализации возложенных задач Комитет осуществляет контроль за соблюдением законодательства при размещении заказов.

При этом, в п.25 Административного регламента Государственного комитета Псковской области по организации государственных закупок, утвержденного Приказом №235 от 23.05.2011г., определяющем общие процедуры для размещения заказа путем проведения торгов в форме конкурса, установлено, что по результатам проверки на соответствие задания от заказчика на размещение заказа требованиям, установленным законом, председатель Комитета принимает решение либо о размещении заказа путем проведения торгов, либо о невозможности размещения заказа.

При таких обстоятельствах, доводы заявителя, являющегося председателем указанного Комитета, о том, что он не наделен полномочиями по принятию решения о форме размещения заказа, являются несостоятельными.

Способы размещения заказа установлены ст.10 Закона «О размещении заказов…».

Так, частью 4 ст.10 Закона «О размещении заказов…» установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с частью 4.2 данной статьи, согласно которой размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

При этом, из положений ч.6 ст.28 Закона «О размещении заказов…» в редакции ФЗ от 21.04.2011 N 79-ФЗ, действовавшей на момент привлечения Кадочникова А.А. к административной ответственности, следует, что размещение заказа на проведение реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, работ по реконструкции и ремонту, без выполнения которых невозможно проведение реставрации, при условии включения работ по реконструкции и ремонту в один предмет контракта (один лот) с реставрацией таких объектов осуществляется в виде конкурса.

В настоящее время аналогичная норма содержится в ч.6.2 ст.28 указанного закона.

Принимая решение о привлечении Кадочникова А.А. как председателя ГК Псковской области по организации государственных закупок к административной ответственности должностное лицо Псковского УФАС России исходило из того, что все виды работ, на которые был размещен заказ в виде проведения открытого конкурса, относятся в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (далее – ОКДП) к подразделу 4500000 «Услуги строительные и объекты строительства», т.е. отнесены к услугам, размещение заказов на оказание которых осуществляется путем проведения аукциона.

Приказом Комитета от 13 марта 2012 года №191 был объявлен открытый конкурс на право заключить государственный контракт (договор) на ремонтно-реставрационные работы с приспособлением под современное использование, реконструкцию, переоборудование ОКН ФЗ «Народный дом им. А.С. Пушкина» (Драматический театр им. А.С. Пушкина).

В соответствии с конкурсной документацией в состав работ, подлежащих выполнению в объеме контракта, входят следующие работы:

1. Строительно-монтажные работы вспомогательного здания мастерских.

2.Инженерное оснащение здания мастерских (системы водоснабжения, отопления, вентиляции, кондиционирования, электроснабжения и т.д.).

3.Инженерное оснащение здания театра (системы водоснабжения, отопления, вентиляции, кондиционирования, электроснабжения и т.д.).

4.Устройство закладных деталей в стенах и полах, обеспечивающих последующий монтаж технологических систем и оборудования Большого и Малого залов.

5. Лифты.

6. Внутриплощадочные сети электроснабжения.

7. Возведение наружных инженерных сетей для здания театров и мастерских (сети водопровода, бытовой и ливневой канализации, теплоснабжения, связи).

8. Устройство дорог, площадок, тротуаров.

9.Благоустройство и озеленение территории.

При этом извещением о проведении открытого конкурса (в редакции №3 от 23.03.2012г.) предмет контракта отнесен к коду 9232214 ОКДП «Услуги реставрационных творческо-производственных объединений по реставрации зданий».

Установлено, что здание Псковского драматического театра является объектом культурного наследия федерального значения, памятником архитектуры «Народный дом» нач. ХХ в., и включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании Указа Президента РФ от 20.02.1995г. №176 (л.д.20).

Согласно положений ст. 40, 44 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к ремонтно-реставрационным работам, направленным на сохранение объекта культурного наследия в целях обеспечения его физической сохранности, относятся консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

Статьей 45 того же Закона установлен специальный порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Пунктом 92 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 N 203, действующей в части, не противоречащей Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», приспособление недвижимых памятников культуры для современного использования также отнесено к видам производственно-реставрационных работ.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста С.Н. показала, что ОКН ФЗ «Народный дом им. А.С. Пушкина» является одним из самых серьезных реставрационных проектов в городе Пскове. Вся проектно-сметная документация по указанным в заказе работам была представлена на экспертизу, как единый комплекс работ. На всю проектную документацию имеется единое заключение экспертизы в связи с чем разграничить работы на ремонтно-реставрационные и строительные невозможно. Инженерное оборудование, необходимое для функционирования театра, является частью приспособления объекта культурного наследия к современному использованию. Это мнение Института «Спецпроектреставрация» г. Москва и Центральных научно-реставрационных мастерских. Любые работы на объекте культурного наследия требуют предельной профессиональной грамотности. Строительно-монтажные работы вспомогательных зданий мастерских, работы по инженерному оснащению здания мастерских, лифтов, внутриплощадных сетей электроснабжения и иные работы, перечисленные в заказе, также относятся к ремонтно-реставрационным работам на объекте культурного наследия. Вся площадь земельного участка, на которой находится объект культурного наследия, является объектом культурного наследия федерального значения «Культурный слой г. Пскова». Инженерные коммуникации не действуют отдельно в здании театра и в здании мастерских, поскольку представляют собой единую систему. В связи с этим, технические условия на данном объекте культурного наследия заказывались на единую систему энергообеспечения, водообеспечения, теплообеспечения и канализации. Возведение вспомогательных зданий мастерских, включая производственные мастерские и складские помещения, необходимо для нормального функционирования театра. Данные вспомогательные помещения находятся в непосредственной близости от здания театра. Лифты предусмотрены для обеспечения людей с ограниченными возможностями. Внутриплощадочные сети электроснабжения, также как и инженерные коммуникации, представляют собой единый комплекс.

Специалист А.Н. пояснила суду, что ОКН ФЗ «Народный дом им. А.С. Пушкина» имеет свою исторически сложившуюся территорию. Все объекты, находящиеся на данной территории, включая хозпостройки, являются единым комплексом. После проведения ремонтно-реставрационных работ назначение объекта культурного наследия измениться не должно. Согласно письму Министерства культуры РФ все работы, проводимые по сохранению памятника истории и культуры, должны осуществляться только в соответствии с Законом «Об объектах культурного наследия…». Размещение заказа на проведение работ на памятнике культуры нельзя проводить путем аукциона, поскольку единственный его критерий – сметная стоимость, что может привести к тому, что работы на памятнике истории будут производиться лицами, не обладающими достаточным опытом работы на объектах культурного наследия. При проведении конкурса учитывается квалификация участников, опыт идентичных работ, дипломы, гарантия качества, а при проведении аукциона эти условия обеспечить невозможно. Именно поэтому законодатель разрешает осуществлять размещение заказов на данные виды объектов не виде аукционов, а путем объявления конкурса. Кроме того, для проведения работ на памятниках культуры и истории необходимо наличие лицензии.

Учитывая вышеизложенное, исходя из анализа правовых норм, регулирующих вопросы охраны объектов культурного наследия, а также принимая во внимание, что предметом контракта являются работы, которые на основании вышеуказанных правовых норм подлежат отнесению к работам по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования (т.е. к ремонтно-реставрационным работам), оснований полагать, что выбранный способ размещения государственного заказа в форме конкурса противоречит требованиям Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в частности ч.6 ст.28 указанного закона в редакции ФЗ от 21.04.2011 N 79-ФЗ, действовавшей до 23.07.2012 года, не имеется.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Поскольку в ходе рассмотрения жалобы установлено, что в действиях председателя Государственного комитета Псковской области по организации государственных закупок Кадочникова А.А. при размещении заказа на право заключить государственный контракт (договор) на ремонтно-реставрационные работы с приспособлением под современное использование, реконструкцию, переоборудование ОКН ФЗ «Народный дом им. А.С. Пушкина» в форме конкурса отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, то на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области от ** ***** 2012 года по делу №** об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ в отношении должностного лица - председателя Государственного комитета Псковской области по организации государственных закупок Кадочникова А.А. отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток через Псковский городской суд.

Судья Е.К.Зайцева

Решение обжаловано в порядке гл.30 КоАП РФ.

Не вступило в законную силу.