Дело № 5-708/2010
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
*** 2010 года город Псков, ул. Петровская, д.24
Судья Псковского городского суда Псковской области Емельянова Л.В.,рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Государственного учреждения культуры П. (далее - ГУК «П.»), находящегося по адресу: г. П., ул. К., дом ***,
УСТАНОВИЛ:
*** 2010 года Отделом государственного пожарного надзора по г. Пскову Псковской области была проведена внеплановая проверка соблюдения ГУК «П.», требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности в принадлежащих ему помещениях, расположенных по адресу: г. П., ул. К., д. ***.
В ходе проведения проверки установлены факты нарушений требований Технического регламента, ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*, выразившихся в том, что на оконных проёмах установлены глухие металлические решётки, зазор между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничного марша выполнены менее 75 мм.
*** 2010 года государственным инспектором г. Пскова по пожарному надзору в отношении ГУК «П.», составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Результаты проверки отражены в акте от ***.2010 N ***.
***2010 года в присутствии представителя ГУК «П.», составлен протокол N *** об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель отдела государственного пожарного надзора по г. Пскову Псковской области - Е.Д.Е. в судебном заседании пояснил, что несоблюдение ГУК «П.» требований пожарной безопасности подтверждается материалами административного дела. Данное юридическое лицо ранее привлекалось к ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности. ***2010г. было проведено внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в помещениях ГУК «П.», в ходе которого, выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: на оконных проемах установлены глухие металлические решетки. Нарушены требования технического регламента ст.151 ч.1 и ППБ 01-03 п.40, зазор между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничного марша выполнен менее 75 мм., нарушены технический регламент ст.151 ч.1, ППБ 01-03 п.3 и СНиП 21-01-97* п.8.9. Поскольку указанные нарушения создают угрозу здоровья и жизни людей, просит применить административное наказание в виде приостановления деятельности на соответствующий срок.
В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности - А.Т.Б. вину в совершении административного правонарушения не признала. Указала, что ГУК «П.» находится в помещении молельного дома купца Батова, который является памятником федерального значения, какие - либо действия по изменению внешнего облика данного памятника самостоятельно театр произвести не может. Данное нарушение предъявлялось театру не первый раз, оно было предъявлено еще в 2003г. На ее письменное обращение по вопросу выполнения предписаний пожарного надзора, в ее адрес был направлен ответ о том, что оконные решетки демонтировать нельзя, поскольку памятник находится на государственной охране согласно Указу Президента РФ №176 от 20.02.1995 года. По данному вопросу она обращалась в комитет по культуре Псковской области с просьбой ответить по тем нарушениям, которые касались именно здания и с просьбой о разрешении устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании №*** от ***2009 года. В их адрес был направлен ответ о том, что лестничные марши, металлические ограждения, перила лестничных маршей, металлические решетки на окнах являются неотъемлемой частью объекта культурного наследия - «Церковь домовая двора Батова» и подлежит сохранению в неизменном виде. Таким образом, ГУК «П.», как пользователь, не вправе производить без согласования с собственником изменений внешнего облика памятника архитектуру. В охранном обязательстве указано, что данные решетки являются объектом культурного наследия.
Представитель Государственного комитета Псковской области по культуре -М.А.А. в судебном заседании указал, что ***2009г. было заключено охранное обязательство между комитетом по культуре и П.. Охранное обязательство было разработано и подписано в соответствии с нормативно-правовыми актами: инструкцией по охране памятников от 1989 года и ФЗ «Об охране объектов культурного наследия». Согласно условий этих охранных обязательств, пользователь обязался проводить работы изменяющие предмет охраны, текущий ремонт здания, реставрационные работы только при наличии согласованной с государственным органом проектно-сметной и научной документации, после получения письменного разрешения Комитета. Также пользователь обязался согласно п.11.12 не допускать использования этой территории под новое строительство, и также не производить никаких пристроек к памятнику, переделок здания. Имеется опись предметов охраны, в том числе лестничных клеток и кованных решеток. Также предметом охраны являются кованные решетки на окнах первого этажа и междуэтажной лестницы, кованные ворота, вся сохранившаяся фурнитура, двери и оконные задвижки, литые дверцы, дымоходы первого этажа. Основной закон который регламентирует деятельность по охране объектов культурного наследия - ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» № 73 ФЗ, в котором указано, что объекты культурного наследия подлежат охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения, изменения облика и интерьера, нарушение порядка их использования, а также в целях защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и иного негативного воздействия. Государственная охрана включает в себя выдачу разрешения, что все работы, которые проводятся на памятнике только при наличии согласования с Комитетом, проектной документации. Проведение любых работ на территории памятника запрещается, за исключением работ по сохранению данного памятника. Требования пожарных направлены на изменение облика памятника, как интерьера или экстерьера. Считает, что требования пожарных служб должны согласовываться с ними, чего в данном случае сделано не было, хотя ими направлялись письменные обращения с просьбой уведомлять комитет о предстоящих проверках. Указал, что имеются нормы государственной противопожарной службы - НПП 108-96, утвержденные главным государственным инспектором по пожарному надзору, согласованные письмом Минстроя России и письмом Министерства Культуры в 1996г. П.1.2 инструкции говорит, что при реставрации и капитальном ремонте культовых сооружений, являющихся историческим и культурным памятником необходимо учитывать требования законодательства об охране и использовании памятника культуры. Требования государственных органов противопожарной службы в отношении культовых зданий памятников истории и культуры, и мероприятия компенсирующие отступления от требований нормы права должны решаться совместно с государственными органами охраны памятников культуры, данным органом является комитет по культуре.
Выслушав объяснения представителя Отдела государственного пожарного надзора по г. Пскову Е.Д.Е.., представителя ГУК «П.»- А.Т.Б.., представителя Государственного комитета Псковской области по культуре М.А.А.., исследовав материалы дела, признаю вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ доказанной по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03).
Из материалов административного дела следует, что на основании охранного договора №*** на безвозмездное пользование памятником истории и культуры домовая церковь двора Батова, находящегося по адресу: г. П., ул. К., дом *** от *** 2001 года, комитет по управлению государственным имуществом Псковской области, научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры и Государственное учреждение культуры «П.» (пользователь) заключили договор о передаче в бессрочное безвозмездное пользование памятника архитектуры федерального значения для использования под П. (л.д.15).
Согласно охранного обязательства №*** пользователя части объекта культурного наследия «Усадьба Батова», пользователь в лице Государственного учреждения культуры «П.» взял на себя обязательства по обеспечению режима содержания памятника, и обязался содержать памятник и все связанное с ним имущество, в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке (л.д.23-26).
Пунктом 40 ППБ 01-03 предусмотрено, что в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с требованиями Технического регламента, ППБ 01-03 п. 3 и СНиП 21-01-97*п. 8.9 между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей следует предусматривать зазор шириной не менее 75 мм.
Факт нарушений указанных выше требований Правил и норм пожарной безопасности подтверждается материалами дела: актом проверки №*** от *** 2010 года, протоколом об административном правонарушении №*** от *** 2010 года.
Суд признает обоснованными доводы представителя Государственного комитета Псковской области по культуре о том, что при наличии статуса здания - памятник архитектуры, в данном случае, помимо общих норм, должны быть применены нормы государственной противопожарной службы МВД России Культовые сооружения. Противопожарные требования НПБ 108-96, введенные в действие Приказом ГУГПС МВД РФФ от 18.06.1996 года №32.
Пункт 1.4 НПБ 108-96 предусматривает, что ответственность за выполнение требований пожарной безопасности на этапах проектирования, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и эксплуатации определяется Законом Российской Федерации "О пожарной безопасности".
Согласно п. 2.12 НПБ 108-96 часть решеток в оконных проемах культовых сооружений должны быть распашными и открываться наружу.
В соответствии с п. 1.3 НПБ 108-96 в культовом сооружении должна быть обеспечена безопасность людей при пожаре и разработаны инструкции в соответствии с ППБ 01-93.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о наличии в действиях ГУК «П.», состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ не выявлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ не установлено.
Принимая во внимание характер совершения правонарушения, специфику деятельности ГУК «П.», а именно то, что деятельность юридического лица связана с наличием в помещениях театра значительного количества людей, в том числе детей и в случае возникновения пожароопасной аварийной ситуации возникнет реальная угроза жизни и здоровью людей, считаю необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности ГУК «П.», с целью скорейшего устранения нарушений требований пожарной безопасности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - ГУК «П.» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 20 (двадцать) суток.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Псковский областной суд через Псковский городской суд.
Судья Псковского городского суда Л.В. Емельянова
Постановление обжаловано в порядке гл. 30 КоАП РФ.
Решением судебной коллегии Псковского областного суда оставлено без изменения. Вступило в законную силу.