Дело № 5-700/2011 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении **.** 2011 года г. Псков, ул. Петровская, 24 Судья Псковского городского суда Бондаренко И.В., при участии представителей Псковской таможни Ковкина А.Н., выступающего по доверенности № * от **.**.2010г., и Васильевой Т.А., выступающей по доверенности № * от **.**.2010г., представителей фирмы-перевозчика UAB «SAUDINGOS AUTOTRANSPORTAS» Переверзева В.В. и Раусова В.А., выступающих по доверенностям от **.**.2011г., при секретаре Шавриной О.В., рассмотрев дело об административном правонарушении № 5-700/2011 в отношении фирмы-перевозчика UAB «SAUDINGOS AUTOTRANSPORTAS» о о правонарушении, предусмотренном ст. 16.2. ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, У С Т А Н О В И Л: **.** 2011 года должностным лицом Псковской таможни в отношении юридического лица фирмы-перевозчика UAB «SAUDINGOS AUTOTRANSPORTAS», был составлен протокол об административном правонарушении за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Протоколом об административном правонарушении установлено, что **.**.2011 года на таможенный пост МАПП «Убылинка» Псковской таможни прибыло транспортное средство регистрационный номер *** (фирма-перевозчик UAB «SAUDINGOS AUTOTRANSPORTAS») под управлением водителя М.С., следующее из Л. Республики в г. С. - П. с грузом: мебель, светильник, обои, ткань, металлоконструкции, общим весом брутто 5662,10 кг., количество грузовых мест 74. Таможенному органу при открытии процедуры таможенного транзита водителем фирмы-перевозчика были представлены следующие документы: транзитная декларация *, CMR *. Отправителем товара заявлен Е.. Получателем товара заявлено OOO "Р.". При проведении досмотра автомашины, было установлено, что количество товара – ткани акриловые, составляет 18 рулонов, что на 11 рулонов больше, чем заявлено в товаросопроводительных документах, вес брутто данного товара составляет 313 кг, что на 98 кг больше, чем заявлено в товаросопроводительных документах. 11 рулонов, весом 98 кг. признанные предметом административного правонарушения, были изъяты по протоколу изъятия, помещены на склад временного хранения ЗАО «Р» (г. П.). Согласно заключения эксперта № *, рыночная стоимость изъятого товара составила 429 000, 00 рублей (л.д. 81-84). Определением от **.** 2011 года дело об административном правонарушении было передано на рассмотрение в Псковский городской суд. В судебном заседании представитель Псковской таможни Ковкин А.Н. пояснил, что фирмой-перевозчиком UAB «SAUDINGOS AUTOTRANSPORTAS», при перемещении товара через таможенную границу РФ часть товара, а именно 11 рулонов ткани, были незадекларированы по установленной форме, хотя подлежала декларированию, поскольку в товаросопроводительных документах указано, что перемещается 7 рулонов ткани, а не 18, как было установлено, и водитель фирмы-перевозчика, присутствуя при погрузке товара, имел реальную возможность пересчитать не только количество грузовых мест, но и количество рулонов перемещаемого товара, сверив с товаросопроводительными документами, однако мер к соблюдению таможенного законодательства не принял, и выступая в качестве декларанта при открытии процедуры таможенного транзита не задекларировал товар надлежащим образом. Полагает, что в действиях фирмы-перевозчика UAB «SAUDINGOS AUTOTRANSPORTAS» имеет место состав правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 ч. 1 КоАП РФ. Представители фирмы-перевозчика UAB «SAUDINGOS AUTOTRANSPORTAS» - Раусов В.А. и Переверзев В.В. пояснили, что администрация фирмы вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 ч. 1 КоАП РФ. Кроме того, фирмой-перевозчиком были соблюдены все требования ТК ТС и Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам, поскольку были приняты все разумные меры, необходимые для обеспечения точности сообщаемых таможенному органу сведений. Водитель присутствовавший при загрузке товара, не мог предположить, что количество единиц товара не соответствует количеству, заявленному в товаросопроводительных документов, проверить количество рулонов ткани в коробке, размещенной на грузовом месте он не имел возможности, вскрывать грузовое место – не имел права. Кроме того, регистрация транзитной декларации осуществлена таможенным органом после принятия решения о проведении таможенного контроля и начала его фактического осуществления, чем грубо нарушены права перевозчика. Исследовав материалы дела, выслушав представителей фирмы-перевозчика UAB «SAUDINGOS AUTOTRANSPORTAS»», представителей Псковской таможни, суд приходит к следующему. Транспортное средство регистрационный номер *** (фирма-перевозчик UAB «SAUDINGOS AUTOTRANSPORTAS») под управлением водителя М.С., следующее из Л. Республики в г. С. - П. прибыло на таможенный пост МАПП «Убылинка» Псковской таможни **.**.2011 года в 02 часа 56 минут. Весовой контроль пройден в 04 часа 21 минуту **.**.2011г. В тот же день в 09 часов 40 минут принято решение о пропуске транспортного стредства в Российскую Федерацию – талон контроля при выезде (л.д. 73). **.**.2011г. в 10 часов 11 минут был произведен таможенный досмотр транспортного средства с помощью ИДК – акт таможенного досмотра № * (л.д. 14-13). Актом таможенного досмотра установлено, что предположительно в выделенной части № 1 рентгеновского изображения количество грузовых мест товара превышает количество, заявленное в ТСД; в выделенной части № 2 рентгеновского изображения, предположительно находится товар, сведения о котором отсутствуют в товаросопроводительных документах. Оба предположения в дальнейшем в ходе таможенного досмотра не подтвердились, поскольку количество грузовых мест не превысило, заявленного в товаросопроводительных документах, и не было установлено наличие товара, не заявленного в товаросопроводительных документах. О результатах таможенного досмотра, произведенного при помощи ИДК должностным лицом таможенного органа доложено начальнику таможенного поста МАПП «Убылинка», который поручает организацию проведения 100% таможенного досмотра транспортного средства, с пересчетом количества грузовых мест их выборочным вскрытием, проверкой идентификации товара – докладная записка (л.д. 14). **.**.2011г. в 13 часов 45 минут сотруднику таможенной службы Д.М. выдано поручение на досмотр транспортного средства, согласно которого поручается организация проведения 100% таможенного досмотра транспортного средства, с пересчетом количества грузовых мест их выборочным вскрытием, взвешиванием, идентификация товара по результатам ИДК – поручение на досмотр № * (л.д. 15). **.**.2011г. в 14 часов 10 минут книжка МДП * была зарегистрирована в качестве транзитной декларации – журнал регистрации (л.д. 74). **.**.2011г. Д.М. обращается к начальнику таможенного поста МАПП «Убылинка» с заявлением об увеличении степени досмотра в части взвешивания и пересчета товара по результатам ИДК – докладная записка (л.д. 16). В данной документе не указано время обращения. Повторное (дополнительное) поручение на досмотр не выдавалось, однако в представленном поручении на досмотр уже указано разрешение на взвешивание товара. Представленные документы свидетельствуют о том, что имело место иное поручение на досмотр, не представленное суду и не приобщенное к материалам дела об административном правонарушении, и имел место первоначальный досмотр транспортного средства, которым не были подтверждены данные досмотра, проведенного при помощи ИДК, протокол о чем, не составлялся. Согласно акта таможенного досмотра № * с фототаблицей (л.д. 17-31), досмотр транспортного средства в присутствии водителя проведен с 22.00. часов **.**.2011 года до 05.00. часов **.**.2011г. В ходе досмотра было установлено: средства идентификации нарушены не были; в грузовом отделении находится товар упакованный в разногабаритные картонные коробки, полиэтилен, ящики из ДСП; упаковка товара повреждений не имеет. Товар представляет собою: электороосветительное оборудование, мебель, стулья, розетки электрические, оборудование электрическое, изделия металлические, плитка настенная, образцы ткани, бумажная продукция, обои, ткани. При этом отмечено, что ткани, предположительно акриловые, в рулонах разных размеров, упакованы в полиэтиленовую пленку, а также в картонные коробки, количество грузовых мест товара – 3 (2 коробки и один паллет), что на 4 грузовых места меньше, чем заявлено в товаросопроводительных документах, вес брутто – 131, что на 98 кг больше, чем заявлено в товаросопроводительных документах, количество рулонов – 18, что на 11 рулонов больше, чем заявлено в товаросопроводительных документах. При этом взвешивался только товар «ткани», общий вес перемещаемого товара не определялся. Согласно фототаблицы к указанному акту таможенного досмотра, рулоны ткани находились в картонной коробке, то есть были упакованы в непрозрачный материал, визуально определить их содержимое, без вскрытия упаковки, невозможно. **.** 2011 года старшим государственным таможенным инспектором т/п МАПП «Убылинка» Псковской таможни Д.М. ткани, предположительно акриловые в рулонах разных размеров, упакованные в полиэтиленовую пленку и картонные коробки с маркировкой на иностранном языке с указанием торговой марки и страны изготовления товара <dickson made in france>, весом брутто – 98 кг, количеством – 11 рулонов, а также товаросопроводительные документы (CARNET TIR * от **.**.2011г. на 11-ти листах, CMR * от **.**.2011г. на 2-х листах, INVOCE * от **.**.2011г. на 01-м листе, перевод к инвойсу * на 2-х листах, копия паспорта на 01-м листе, копия технических паспортов на 01-м листе, копия талона контроля на выезде № * на 01-м листе, пломбы *** и ***, были изъяты – протокол изъятия вещей и документов (л.д. 32-34). **.**.2011г. ткани, предположительно акриловые в рулонах разных размеров, упакованные в полиэтиленовую пленку и картонные коробки с маркировкой на иностранном языке с указанием торговой марки и страны изготовления товара <dickson made in france>, весом брутто – 98 кг, количеством – 11 рулонов, были переданы на ответственное хранение на склад временного хранения ЗАО «Р» - акт приема-передачи имущества (л.д. 35). Часть 1 статьи 16.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ. Из смысла данной нормы следует, что субъектом данного правонарушение может выступать исключительно декларант. Для перевозчика существует специальная норма – ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ, состава которой в действиях фирмы-перевозчика UAB «SAUDINGOS AUTOTRANSPORTAS» не имеется, что признается представителями Псковской таможни. В соответствии со ст. 4 ТК ТС, определяющей основные понятия, используемые в ТК ТС, законодатель разделяет понятия декларант и перевозчик. Так, согласно п. 6 указанной статьи декларант – это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары; согласно п. 21 указанной статьи перевозчик – это лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств. В соответствии с п. 24 ст. 4 ТК ТС, таможенная декларация – это документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров. Одним из видов таможенной декларации является транзитная декларация. В соответствии со ст. 2 Решения КТС № 438 от 17.08.2010г. таможенный орган отправления принимает в качестве транзитной декларации книжку МДП, заполненную в соответствии с положениями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года, с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами. В обязанности перевозчика при международной перевозке автомобильным транспортом, в соответствии со ст. 159 ТК ТС входит представление таможенному органу по прибытии на территорию таможенного союза документов на транспортное средство международной перевозки; транспортные (перевозочные) документы; документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; и сведений о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки; наименование и адрес перевозчика товаров; наименование страны отправления и страны назначения товаров; наименование и адрес отправителя и получателя товаров; о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен; о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной. Как установлено материалами дела об административном правонарушении водитель фирмы-перевозчика UAB «SAUDINGOS AUTOTRANSPORTAS», прибыв на таможенную территорию Российской Федерации и представив таможенному органу товаросопроводительные документы, заявил о процедуре таможенного транзита. Согласно ст. 182 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация, в качестве которой могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами, содержащие следующие сведения: об отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами; стране отправления, стране назначения товаров; декларанте; перевозчике; транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары; наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами; коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых шести знаков; весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров; количестве грузовых мест; пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами; документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов; планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути. Таможенный орган не вправе требовать от декларанта представления других сведений. Согласно п. 1 ст. 8 Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно грузовых мест, их маркировки, размеров, а так же внешнее состояние груза и его упаковки. Проверка веса брутто или количества груза, выраженного в иных единицах измерения, а также проверка содержимого грузовых мест может проводиться перевозчиком только по требованию отправителя, и за его счет. Все требования Конвенции а также ТК ТС фирмой перевозчиком соблюдены. Маркировка товара, указанная на упаковках, соответствует указанным в товаросопроводительных документах. Количество грузовых мест в паллетах, не превышало заявленного в товаросопроводительных документах. Согласно протокола опроса водителя фирмы-перевозчика М.С., водитель лично присутствовал при погрузке товара на складе в г. К. При этом пересчитал количество грузовых мест, но не вскрывал их, поскольку не наделен таким правом. (л.д. 36-38). Наличие в упакованных в картонную коробку, закрепленную полиэтиленовой пленкой и помещенную на паллет (грузовое место), большего количества рулонов, чем указано в товаросопроводительных документам, представители таможни смогли предположить только после проведения досмотра транспортного средства с помощью ИДК, и установить в дальнейшем путем вскрытия упакованного грузового места. Кроме того, приведенные выше нормы закона, свидетельствуют, что перевозчик, при открытии процедуры таможенного транзита в соответствии с п. 3 ст. 186 ТК ТС, не выступает декларантом, как таковым, не оформляет документы, представляемые таможенному органу, не имеет права вносить корректировки в представляемые товаросопроводительные документы, то есть, не наделен в полном объеме правами декларанта, регламентированными ст. 187, 188, 189 ТК ТС, поскольку не является стороной внешнеэкономической сделки. Более того, перевозчику запрещено повреждать наложенные средства идентификации, нарушать неизменность товара, принятого к международной перевозке. Данное обстоятельство своими действиями подтвердили и сотрудники таможенных органов, исключив возможность представителю фирмы-перевозчика вносить корректировки в транзитную декларацию. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность КоАП РФ. Обязанности, предусмотренные ТК ТС, а также Конвенцией о договоре международной перевозки грузов по дорогам, и иными международными договорами, фирмой-перевозчиком UAB «SAUDINGOS AUTOTRANSPORTAS» соблюдены, и данное юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности по ст. 16.2 ч. 1 КоАП РФ. Кроме того, лицо, привлекаемое к административной ответственности должно являться субъектом правонарушения, в ином случае отсутствует состав правонарушения. В рассматриваемом случае фирма-перевозчик, не выступавшая декларантом перемещаемого товара, а только заявившая об открытии процедуры таможенного транзита, не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 ч. 1 КоАП РФ, поскольку не принимала участие в оформлении товаросопроводительных документов, а только представила документы на перемещаемый товар таможенному органу, открывая процедуру таможенного транзита, не имея возможности вносить в товаросопроводительные документы изменения, а так же проверить количество единиц товара, размещенного на упакованном грузовом месте. Вместе с тем, суд отмечает, что неверное указание в товаросопроводительных документах количества единиц перемещаемых рулонов, могло быть отражено, самим таможенным органом, и перемещаемый товар, выпущенный к ввозу, по прибытии к получателю, мог быть задекларирован дополнительно, без нарушений действующего таможенного законодательства. Инициируя возбуждение дела об административном правонарушении и изъятие части товара, таможенный орган лишил декларанта возможности в полной мере реализовать свои права и обязанности до окончания периода действия данных прав. Кроме того, регистрация транзитной декларации осуществлена таможенным органом после принятия решения о проведении таможенного контроля и начала его фактического осуществления. Так таможенный орган принял уведомление о прибытии, никаких требований уведомлений в адрес UAB «SAUDINGOS AUTOTRANSPORTAS» о предоставлении дополнительных сведений о перемещаемом товаре не поступало, в материалах дела об административном правонарушении не имеется. **.**.2011 года в 10 часов 11 минут таможенный орган начал осуществлять таможенный контроль, в 12 часов 30 минут было получено разрешение на 100% таможенный досмотр по результатам осмотра ИДК, в 12 часов 45 минут выдано поручение на досмотр, которое получено исполнителем в 13 часов 45 минут. Все данные действия произведены на стадии уведомления о прибытии. После принятия решения о таможенном досмотре таможенный орган требований о предоставлении дополнительных документов на перемещаемый товар, уведомлений о проведении таможенного досмотра фирме-перевозчику не направляет, и в дальнейшем в 14 часов 10 минут регистрирует транзитную декларацию. Действуя подобным образом таможенным органом нарушены положения Решения комиссии ТС № 438 от 17 августа 2010 года «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедура таможенного транзита». Таким образом, во-первых, при проведении процедуры таможенного досмотра таможенным органом были допущены процессуальные нарушения, которые выразились в регистрация таможенным органом транзитной декларации после принятия решения о проведении таможенного контроля и начала его фактического осуществления, то есть решение о таможенном досмотре и начало данного действия пришлись на стадию уведомления о прибытии, чем грубо нарушены права перевозчика, во-вторых, фирма-перевозчик, с достаточной степенью заботливости и осмотрительности исполняла обязанности по перемещению товара, и представитель фирмы не мог при предоставлении товаросопроводительных документов таможенному органу предполагать о наличии незадекларированного товара, поскольку не имел права нарушать средства идентификации и вскрывать упакованные грузовые места; в-третьих, фирма-перевозчик в рассматриваемом случае не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 ч. 1 КоАП РФ, поскольку не наделена в полной мере правами декларанта. Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, если в действиях лица отсутствует состав административного правонарушения. Изложенное выше свидетельствует о том, что в действиях фирмы-перевозчика UAB «SAUDINGOS AUTOTRANSPORTAS», отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 ч. 1 УК РФ, и дело об административном правонарушении подлежит прекращению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5 ч. 1 п. 2, 29.9 ч. 1 п. 2, 29.10, 16.2. ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд П О С Т А Н О В И Л: Производство по делу об административном правонарушении в отношении фирмы-перевозчика UAB «SAUDINGOS AUTOTRANSPORTAS»», прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По вступлении постановления в законную силу, изъятые: - ткань, весом брутто – 98 кг, количеством – 11 рулонов, находящуюся на СВХ ЗАО «Р» (г. П), возвратить фирме-перевозчику UAB «SAUDINGOS AUTOTRANSPORTAS». - книжку CARNET TIR * от **.**.2011г. на 11-ти листах, находящуюся при деле об административном правонарушении, возвратить фирме-перевозчику UAB «SAUDINGOS AUTOTRANSPORTAS»; - CMR * от **.**.2011г. на 2-х листах, INVOCE * от **.**.2011г. на 01-м листе, перевод к инвойсу * на 2-х листах, копию паспорта на 01-м листе, копию технического паспорта на 01-м листе, копию талона контроля на выезде № * на 01-м листе, находящиеся в материалах дела об административном правонарушении, хранить в материалах дела; - пломбы *** и ***, находящиеся при деле об административном правонарушении – уничтожить. Издержки по делу - за проведение товароведческой экспертизы – в сумме 600 (шестьсот) рублей, отнести за счет средств федерального бюджета. Настоящее постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток с момента получения сторонами копии постановления. Судья Бондаренко И.В. Постановление в кассационном порядке обжаловано. Решением Псковского областного суда от **.**.2011 года постановление судьи Псковского городского суда от **.**.2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.2 ч.1 КоАП РФ в отношении фирмы-перевозчика UAB «SAUDINGOS AUTOTRANSPORTAS» оставлено без изменения, жалоба уполномоченного по ОВД Псковской таможни Васильевой Е.А. без удовлетворения. Постановление вступило в силу