ПОСТАНОВЛЕНИЕ Дело №5-358/12 ** *** 2012 года г.Псков Судья Псковского городского суда Псковской области (г.Псков, ул.Петровская, д.24) Мальгина М.И., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ООО «С.В.Т.С. - Легион Северо-Запад» ИНН **, КПП **, ОГРН **, ОКПО **, местонахождение: 191036, г.Санкт-Петербург, ул.Г., д.**, лит. **, пом. **, Свидетельство о включении в реестр таможенных представителей № ** от **.**.2011 года, о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: Между ООО «И.» (ИНН 7722708892, юридический адрес: 111020, г. Москва, ул. У., д. **, т.: **) и фирмой «V..» (Г.) был заключен внешнеторговый договор купли - продажи (контракт) от **.**.2011 № **. В рамках выполнения внешнеторгового Договора ООО «И.», являясь декларантом, получателем и лицом, ответственным за финансовое урегулирование, ввезло на таможенную территорию Таможенного союза и произвело таможенное декларирование товара «Оборудование сельскохозяйственное, предназначенное для выращивания растений в условиях защищенного грунта. Оборудование состоит из комплекса систем: система распределения тепла с коллектором, система контроля, система дозирования С02, система бесперебойного электрического обеспечения силовых агрегатов. В разобранном виде. Изготовитель V., товарный знак V.» при совершении таможенных операций по декларации на товары (далее - ГТД) №10209080/030811/0002989. В графе 33 таможенной декларации заявлен классификационный код 8436809900 ТН ВЭД ТС «оборудование для сельского хозяйства, садоводчества, лесного хозяйства, птицеводства и пчеловодства, включая оборудование для проращивания семян.. .», ставка ввозной таможенной пошлины - 0 % от таможенной стоимости товара. Согласно графе 54 «Место и дата» ДТ № 10209080/030811/0002989 таможенное декларирование товара осуществлено таможенным представителем ООО «С.В.Т.С. -Легион Северо - Запад» (адрес: 191036, г. Санкт-Петербург, ул. Г., д. **, литер **, Свидетельство о включении в реестр таможенных представителей № ** от **.**.2011 года) на основании договора № ** от **.**.2011 г. на совершение таможенных операций, заключенного с ООО «И.» (л.д. 67-74 т.1), декларация (ДТ №10209080/030811/0002989) подана на Печорский таможенный пост **.**.2011 г. Для подтверждения сведений, заявленных в графах 31, 33 ГТД №10209080/030811/0002989, в порядке ст. 99 ТК ТС («таможенный контроль после выпуска товаров») **.**. 2011 г. Главным государственным таможенным инспектором Карнач В.В. было принято решение о необходимости проведения таможенной экспертизы и возможностью классификации товара в подсубпозиции 8403 10 900 0 ТН ВЭД ТС (л.д.111-113 т.1). На основании решения ОТН и ПТ декларанту был выставлен расчет размера обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 2 940 513,90 (два миллиона девятьсот сорок тысяч пятьсот тринадцать рублей девяносто копеек РФ). **.**.2011 товар был выпущен под обеспечение уплаты таможенных платежей. Денежный залог был внесен по платежному поручению № ** от **.**.2011 (таможенная расписка №10209080/090811 /ТР-5431532). **.**.2011 экспертом ЭКС ЦЭКТУ М.В. Копаревой было составлено экспертное В виду несогласия Псковской таможни ФТС России с выводами эксперта по основаниям отсутствия полной информации для объективного отнесения товара к какому-либо классификационному коду, в связи с определением наименования товара должностным лицом отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Псковской таможни **.**.2011 г. было принято решение о назначении повторной таможенной экспертизы, проведение которой было поручено экспертам ЭКС ЦКТУ К.А. и Е.В. (л.д.119-122 т.1). **.**.2012 в Псковскую таможню поступило Заключение таможенного эксперта от **.**.2012 на основании заключения эксперта № ** ОТН и ПТ Псковской таможни было принято решение о классификации товара № 10209000-44-17.1/000419 (л.д.128-133 т.1). Согласно экспертного заключения от **.**.2011 г. и решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, по ДТ №10209080/030811/0002989 таможенному контролю представлен товар: «Система производства тепла и углекислого газа, в разобранном виде, состоящая из котельной установки со вспомогательным оборудованием, работающей по принципу централизованного управления и установки для центрального дозирования углекислого газа «Van Dijk Heating». В комплекте: трех стальных водогрейных котлов модели «CLW 350 CRONE», мощностью 42 МВт., циркуляционных, демпферных и шунтирующих насосов, предохранительных клапанов, азотного генератора «VERNIT», газовых конденсаторов, ультразвукового теплосчетчика; сборочных и комплектующих материалов. Используется для создания благоприятного микроклимата в тепличном комплексе. Изготовитель «V.», товарный знак «V..»», классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС - 8403 10 900 0. Изменение кода ТН ВЭД ТС с 8436 80 990 0 на 8403 10 900 0 привело к изменению ставки ввозной таможенной пошлины с 0 % на 15 % от таможенной стоимости товара, Изменение классификационного кода ввезенных товаров возлагало на Общество обязанность по уплате таможенных платежей в сумме 2 940 513 руб. 90 коп., в связи с чем, в его адрес было направлено требование на указанную сумму. Платежным поручением № ** от **.**.2011 года для выпуска товара под обеспечение в связи с изменением кода ТН ВЭД указанная сумма Обществом перечислена (л.д.135-136т.1). На основании изложенного должностные лица Псковской таможни пришли к выводу о том, что таможенным брокером при декларировании были заявлены недостоверные сведения о товаре, что послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин. **.**.2012 г. старшим уполномоченным по ОВД отдела административных расследований Псковской таможни Довгань СЕ. в отношении ООО "С.В.Т.С. - Легион Северо-Запад" составлен протокол N 10209000-293/2012 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 2 л.д. 32-38). **.**.2012 г. первым заместителем начальника Псковской таможни по таможенному контролю Щ.В. на основании определения данное дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение в Псковский городской суд (т. 2 л.д. 46). При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель лица, привлекаемого к административной ответственности - ООО "СВ.Т.С. - Легион Северо-Запад", - Мустафина И.Г. вину не признала, просит производство по настоящему делу прекратить, поскольку считает, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, поскольку им приняты все зависящие от него меры для соблюдения правил и норм, охраняемых законом, а само по себе указание в таможенной декларации неправильного кода товарной номенклатуры, если это не сопряжено с заявлением при описании товара недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию, не может быть отнесено к противоправному деянию, образующему объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По мнению представителя ООО "С.В.Т.С. - Легион Северо-Запад" таможенным органом не представлено доказательств, что Общество при формировании ТД описало товар не в соответствии с товаросопроводительными документами и представленной информацией. Аналогичная позиция изложена Обществом в письменных объяснениях, представленных в суд (л.д. 103-105 т.2). Представитель Псковской таможни - Зуев Ю.А. - заместитель начальника отдела административных расследований Псковской таможни, считает, что в действиях ООО "С.В.Т.С. - Легион Северо-Запад" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Выслушав объяснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, представителя Псковской таможни, показания свидетеля Малкова А.Б., проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам. Согласно ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ, действующей на момент декларирования Обществом товара) заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в заявлении декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации не соответствующих действительности (недостоверных) сведений о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера (п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). В соответствии со ст. ст. 123, 124 Таможенного кодекса Российской Федерации товары при их перемещении через таможенную границу подлежат декларированию. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным названным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. В соответствии п. 35 ст. 4 Таможенного кодекса таможенного союза товаром является любое перемещаемое через таможенную границу Российской Федерации движимое имущество. Согласно п. 1 и п. 3 ст. 150 ТК ТС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. В соответствии с п. 27 ст. 4 Таможенного кодекса таможенного союза таможенное декларирование — заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Согласно п. 24 ст. 4 ТК ТС таможенная декларация — документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров. Пункт 34 статьи 4 Таможенного кодекса таможенного союза определяет таможенного представителя, как юридическое лицо, государства - члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза. Согласно ст. 179 Таможенного кодекса таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. Статья 180 ТК ТС определяет перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, который ограничивается сведениями, необходимыми для взимания таможенных платежей. В соответствии со ст. 181 Таможенного кодекса таможенного союза в декларации на товары указываются основные сведения о товаре, в том числе, наименование, описание, классификационный код, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто), таможенная стоимость и др. Согласно ст. 183 ТК ТС подача таможенному органу декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К основным сведениям, которые подлежат указанию в таможенной декларации в силу п. п. 4 п. 3 ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации, относится и классификационный код товаров по ТН ВЭД (Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности). ТН ВЭД применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации (ч. 2 ст. 39 Таможенного кодекса Российской Федерации). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с основными правилами интерпретации ТН ВЭД. Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 04.09.2007 г. N 1057, на декларанта возложена обязанность заполнения графы 33 ГТД с указанием кода по ТН ВЭД. Согласно Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации (приложение к приказу Федеральной таможенной службы России от 4 сентября 2007 г. N 1057) в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" в целях исчисления и взимания таможенных платежей и обеспечения соблюдения запретов и ограничений необходимо указать сведения о декларируемых товарах, позволяющие идентифицировать товары для таможенных целей и относить их к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД России. В частности, в данной графе необходимо указать наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товаров с добавлением сведений о производителе, обо всех товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристиках, а также сведений о количественном и качественном составе декларируемых товаров. При этом выбор конкретного кода ТН ВЭД России всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 718 "О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) утвержден Таможенный тариф, содержащий Основные правила интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ОПИ ТН ВЭД). Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД установлено, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. В случае если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, в силу Правила 3(a) ОПИ ТН ВЭД классификация товаров осуществляется таким образом, что предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Согласно разделу XVI Таможенного тарифа в товарную позицию 8436 включаются: "оборудование для сельского хозяйства, садоводства, лесного хозяйства, птицеводства или пчеловодства, включая оборудование для проращивания семян с механическими или нагревательными устройствами, прочее; инкубаторы для птицеводства и брудеры», при этом, в подсубпозиции 8436 80 990 0, указанной Обществом в ТД значится «Прочие», а в товарную позицию 8403 - "котлы центрального отопления, кроме котлов товарной позиции 8402", с указанием в подсубпозиции 8403 10 900 0, согласно классификационного решения Таможенного органа, « из чугунного литья» (л.д.77-88 т.2). Согласно заключению по результатам ведомственного контроля, утвержденному заместителем начальника СЗТУ начальником правовой службы И.А. Пушкаревой 29.06.2012 года решение Псковской таможни от 07.03.2012 года о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД и о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ГТД, соответствует требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле (л.д. 60-67 т.2). При установлении вины лица, привлекаемого к административной ответственности, суд, с учетом Правил толкования ТН ВЭД, пояснений к ней, представленной коммерческой документации, судья, анализируя, имелась ли у ООО "С.В.Т.С. - Легион Северо-Запад" - таможенного представителя, возможность отнести товар к правильной товарной позиции, оценивая очевидность аргументов указанного лица, приводимых им в обоснование указания конкретного кода ТН ВЭД в ГТД - 8436 80 990 0, и полноту и достоверность сведений о наименовании товаров, указанных в таможенной декларации, исходит из следующих обстоятельств. Статьёй 12 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей. Отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе. В соответствии со ст. 16 ТК ТС обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом. За несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (ст. 17 ТК ТС). Согласно ст. 15 Таможенного кодекса Таможенного союза при осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе: 1) требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных настоящим Кодексом требований; 2) иметь доступ в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, к информационным системам таможенных органов, используемым ими для автоматизированной обработки информации, электронной передачи данных, необходимых для таможенных целей. Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ООО "С.В.Т.С. - Легион Северо-Запад" при указании сведений о товаре в графе 31 ГТД исходило из фактических характеристик товара и содержания коммерческих документов отправителя, что подтверждается представленными товаросопроводительными документами, сведениями о предмете договора купли-продажи (контракте), в которых фирмой-производителем также указан таможенный код, соответствующий коду, обозначенному Обществом в ГТД (л.д.9-63 т.1, л.д. 130-142 т.2). Так, из письма фирмы-производителя декларируемого товара с описанием технологии его производства следует, что эта технология соответствует технологии производства, описанной в таможенной декларации (т. 1 л.д. 64-65, т.2 л.д. 143-144). Указанные обстоятельства подтверждаются также и копией письма ООО «Т.» от **.**.2012 года, которым в настоящее время осуществляется эксплуатация оборудования (л.д. 145 т.2). Из заключений экспертов, имеющихся в материалах дела следует, что оборудование, состоящее из нескольких компонентов, предназначено для совместного выполнения основной функции - производства тепла и углекислого газа, а также создания благоприятного микроклимата в тепличном комплексе, при этом, выводы всех экспертов в данной части друг другу не противоречат (л.д. 114-118, 123-127 т.1). Акт экспертных исследований, проведенных ФБУ «Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы», № ** от **.**.2012 года, представленный Обществом, свидетельствует о том, что ввезенная в Российскую Федерацию на условиях контракта № ** от **.**.2011 года товарная продукция, представляет собой сельскохозяйственное оборудование, предназначенное для создания микроклимата при выращивании растений в условиях защищенного грунта с выполнением функции обеспечения требуемого температурного и атмосферного (по содержанию С02 для подкормки растений) режимов (л.д. 162-164 т.2). Таким образом, при декларировании ввозимого на территорию Таможенного союза товара ООО "С.В.Т.С. - Легион Северо-Запад" внесло в графу 31 ГТД N 10209080/030811/0002989 достоверные сведения о свойствах и характеристиках данного товара. Кроме того, согласно ст. ст. 39, 40 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы уполномочены осуществлять ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и классифицировать товары, то есть относить конкретные товары к позициям, указанным в ТН ВЭД России. В соответствии с ч. ч. 1 и 3 ст. 40 Таможенного кодекса Российской Федерации товары при их декларировании таможенным органом подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае установления нарушений правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров. В силу п. 14 Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России (Приложение к приказу ФТС России от 29.09.2004 г. N 85) при выявлении в результате проведения документального или фактического контроля нарушения правил классификации товаров при их декларировании уполномоченное должностное лицо таможенного поста принимает решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России. Таким образом, при заявлении декларантом в таможенной декларации достоверных сведений о товаре в случае неправильного определения кода товарной номенклатуры, таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товара и проверку таможенной декларации, исходя из полномочий, определенных указанными статьями Таможенного кодекса Российской Федерации, а также общих принципов таможенного контроля, обязан не допустить таможенное оформление товара на основании такой декларации. При этом, сведениями, недостоверное заявление которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются такие сведения, которые отражают качественные характеристики товара, позволяющие отнести его к определенному коду ТН ВЭД РФ. Даже указание в таможенной декларации неправильного кода ТН ВЭД РФ, если это не сопряжено с заявлением при описании товара недостоверных сведений о качестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Учитывая, что факт недостоверного декларирования сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, не доказан, то оснований считать, что таможенным представителем - ООО "С.В.Т.С. - Легион Северо-Запад" совершено противоправное деяние, образующее объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется. Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в совершенном ООО "С.В.Т.С. - Легион Северо-Запад" деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил: Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «С.В.Т.С. - Легион Северо-Запад» по ч.2 ст. 16.1 Кодекса об административных правонарушениях прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья М.И. Мальгина Постановление в порядке главы 30 КоАП не обжаловалось. Вступило в законную силу.
заключение № 322/07-02-2011, согласно которому «представленный товар не является
котлами центрального отопления для обогрева теплиц за счёт циркуляции воды, а
является оборудованием для сельского хозяйства, исследуемое оборудование не является
водяными котлами с пароперегревателями» (л.д.114-118 т.1).
**.**.2011 № **, в соответствии с которым исследуемый товар идентифицирован
как «система трёх водогрейных котлов модели CLW 350 CRONE (Голандия), состоящая
из отдельных компонентов, предназначенных для выполнения основной функции —
производства тепла и углекислого газа, функция распределения углекислого газа не
является основной, основная функция оборудования — централизованная выработка
тепла, это котельная установка для производства тепла и углекислого газа» (л.д.123-127
т.1).