Постановление по делу об АП, предусмотренном ч.1 ст.16.2 КоАП РФ



Дело № 5-356/12

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

** *** 2012 года г. Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области М.И.Мальгина, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Кальченко И.А., ** *** года рождения (паспорт РФ ** выдан **.**.2010 ФМС 78039), проживающего по адресу: П.п., д.** корпус **, кв.**, Санкт-Петербург, 190000,

У С Т А Н О В И Л:

**.**.2012 в 03 часов 15 минут на таможенном посту ЖДПП «Скангали» Псковской таможни в ходе таможенного контроля пассажирского поезда № 38 сообщением Рига – Санкт-Петербург, принадлежащего фирме-перевозчику «L-Ekspresis», в пассажирском вагоне № ** купе № ** место № ** при осмотре багажа пассажира Кальченко И.А. ** *** года рождения (паспорт ** выдан **.**.2010 г. ФМС 78039), проживающий по адресу: Санкт-Петербург, П.п., д.**, корп.**, кв.**, был выявлен товар имитаторы курения электронные (сигареты электронные) различных наименований, а именно:

1. Premium RICH cartridges black – 16 упаковок в каждой 5 пач. по 5 шт.;

2. Premium RICH cartridges white – 28 упаковок в каждой 5 пач. по 5 шт.;

3. AirSmoke Coffee Liquid – 150 шт.;

4. AirSmoke Cherry Liquid – 100 шт.;

4. AirSmoke CLub Edition – 20 упаковок;

5. AirSmoke Premium RICH white – 10 упаковок;

6. AirSmoke Premium RICH black – 40 упаковок.

Согласно представленным Кальченко И.А. документам - инвойс № **, стоимость товара составляет 2551,87 долларов США (1932,94 евро по курсу на 24.03.2012 г.), что на 432,94 евро превышает нормы товаров для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные приложением № 3 Соглашения от 18 июня 2010 года «О Порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».

При устном опросе Кальченко И.А. о наличии товаров, подлежащих письменному декларированию, не заявил и не предъявил пассажирскую таможенную декларацию на данные товары.

В протоколе опроса от **.**.2012 гражданин Кальченко И.А. сообщил, что провозит из Латвии в Россию товар, для личного пользования и в подарок друзьям товар: имитатор курения электронный (электронные сигареты) и жидкости для заправки электронных сигарет. При таможенном контроле, на вопрос инспектора таможни о наличии товаров, подлежащих декларированию, ответил, что таковых нет. Хотя он при перемещении через таможенную границу таможенного союза товара на сумму свыше 1500 евро был обязан задекларировать его по установленной письменной форме. Таким образом, в действиях гражданина Кальченко И.А. имеются достаточные данные, свидетельствующие о совершении административного правонарушения, выразившегося в недекларировании по установленной форме товара, подлежащего таможенному декларированию, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

С учетом выявленного обстоятельства в порядке ст. 28.7 КоАП РФ **.**.2012 должностным лицом ОТО и ТК таможенного поста ЖДПП «Скангали» Псковской таможни вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 10209000-284/2012 в отношении гражданина Кальченко И.А. по ч. 1 ст. 16.2 КоАП России; **.**.2012 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Кальченко И.А. в судебное заседание не явился, представил письменные объяснения, в которых свою вину не признал, просил прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что должностное лицо таможенного органа не имело оснований для назначения товароведческой экспертизы и определения таможенной стоимости товара, поскольку согласно акту приема-передачи имущества на ответственное хранение от **.**.2012 стоимость передаваемого на хранение товара составляла 52500 рублей, что не превышает 1500 евро. Кроме того, определение о назначении товароведческой экспертизы было направлено эксперту до ознакомления с ним лица, привлекаемого к административной ответственности. Таможенная стоимость товара была определена в нарушение закона, так как согласно п.7 Правил определения таможенной стоимости товаров в случаях их незаконного перемещения через таможенную границу РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 500 таможенная стоимость незаконно ввозимых товаров определяется на основе документов, имеющих отношение к незаконно ввозимым товарам и содержащих сведения о количестве, стоимости и иных обстоятельствах перемещения этих товаров на территорию РФ. При этом, если документы, указанные в п.7 Правил, содержат сведения о цене, по которой незаконно ввозимые товары приобретены на территории РФ, проверка приемлемости этой цены для целей определения таможенной стоимости товаров производится таможенными органами путем ее сопоставления с проверочными величинами. Поскольку Кальченко И.А. приобрел товар за пределами РФ, что подтверждено доказательствами, имеющимися в деле, то применяется п.12 Правил, согласно которому при отсутствии документов, указанных в п.7 настоящих Правил, либо при невозможности использования для целей определения таможенной стоимости незаконно ввозимых товаров определяется на основе сведений (в том числе имеющихся в распоряжении таможенного органа) о стоимости сделки с товарами того же класса или вида при продаже таких товаров на экспорт в РФ на сопоставимых условиях в тот же или соответствующий ему период, который выбран для определения таможенной стоимости незаконно ввозимых товаров…». Кальченко И.А. представил в Таможню подлинник инвойса от **.**.2012, таможенным инспектором С.В. составлен акт приема-передачи имущества на ответственное хранение от **.**.2012, согласно которому стоимость изъятого товара составляла 52500 рублей. При таких обстоятельствах является незаконным порядок определения таможенной стоимости товара по пунктам 8 и 10 Правил, основанный на заключении эксперта, без учета представленного инвойса и стоимости, определенной таможенным инспектором С.В. Также Кальченко В.В. до пересечения таможенной границы не был проинформирован о нарушении им закона. При этом, осознав противоправность деяний, добровольно предъявил товар к досмотру, незамедлительно выразил готовность оплатить таможенные платежи, чем пытался предотвратить вредные последствия. Те же самые доводы привел в обоснование позиции Кальченко И.А. его представитель Ситников А.И. в предыдущем судебном заседании, дополнив, что в случае признания Кальченко виновным в совершении административного правонарушения, сумма штрафа должна исчисляться, исходя из стоимости товара, превышающего сумму 1500 евро.

Представитель Псковской таможни полагает, что вина Кальченко И.А. в недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, является доказанной, и он подлежит привлечению к административной ответственности, просил суд применить к правонарушителю наказание в пределах санкции статьи в виде назначения административного штрафа. Полагал, что при определении стоимости изъятых вещей используется предусмотренный частью 2 статьи 27.11 КоАП Российской Федерации порядок оценки стоимости изъятых вещей, предписывающий исходить при определении стоимости товара из его цены (государственной или рыночной) именно в Российской Федерации либо устанавливать ее путем проведения экспертизы.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя Псковской таможни, свидетелей Л.Т., С.В., суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товара, подлежащего таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, является административным правонарушением.

В соответствии со ст. 355 ТК ТС, а так же согласно п.п. 1 п. 2 ст. 8 международного соглашения от 18.06.2010 «Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу. Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Таможенному декларированию в письменной форме подлежат, в том числе товары для личного пользования, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, а так же товары, доставляемые перевозчиком в адрес физического лица.

В соответствии с Решением Комиссии таможенного союза №287 от 18.06.2010 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации» в п. 4 пассажирской таможенной декларации указываются сведения о товарах, подлежащих таможенному декларированию.

В соответствии со ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.

Товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст. 355 ТК ТС и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС.

Товарами для личного пользования являются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом (п.п. 36 п.1 ст. 4 ТК ТС).

Согласно положениям ТК ТС товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - участников таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров в таможенный орган. Физическое лицо вправе по своему желанию произвести таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с использованием пассажирской таможенной декларации.

Согласно п. 2 ст. 355 ТК ТС таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования, а также культурные ценности.

Согласно Приложению 3 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершение таможенных операций, связанных с их выпуском» к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей, относятся товары, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, и общий вес которых не превышает 50 килограммов.

Таким образом, в ходе таможенного контроля было установлено, что Кальченко И.А. в нарушение требований таможенного законодательства не осуществил декларирование перемещаемого через таможенную границу товара для личного пользования, подлежащего декларированию по установленной форме, стоимость которого превышает 1500 евро. Указанное нарушение таможенного законодательства образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение является незаконным перемещением товаров через таможенную границу.

Согласно ст. 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в правоотношения с таможенным органом, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечивать их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Виновность Кальченко И.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП России, объективно подтверждается следующими доказательствами: протокол изъятия вещей и документов от **.**.2012; актом таможенного досмотра №10209030/240312/Ф000002; протоколом опроса Кальченко И.А. от **.**.2012; экспертным заключением №** от **.**.2012; протоколом опроса С.В. от **.**.2012; заявлением Кальченко И.А. от **.**.2012.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Кальченко И.А. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.16.2 КоАП РФ – недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию.

В то же время суд соглашается с доводами лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что в качестве основы для начисления таможенных платежей должна использоваться таможенная стоимость товара, которая заявляется при декларировании перемещающим его физическим лицом (пункт 1 статьи 288) и которой, согласно Закону Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе", признается, по общему правилу, стоимость сделки, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 19). Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров, которую он определяет согласно установленным законодательством Российской Федерации методам, и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации; для подтверждения заявленной при декларировании стоимости товаров декларант может предъявлять чеки, счета и иные документы, подтверждающие их приобретение и стоимость. Так, Кальченко И.А. был представлена копия инвойса № ** от **.**.2012, согласно которому стоимость приобретенного им товара составляет 2551,87 долларов США.

При отсутствии документов и сведений, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной физическим лицом, либо при обнаружении признаков того, что представленные им документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода либо в установленных законом случаях самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании данных, указываемых в каталогах иностранных организаций, либо на основе иной ценовой информации, имеющейся в его распоряжении в отношении подобных товаров, а также произвести корректировку стоимости в зависимости от качества товаров, их репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности за недекларирование товаров используется предусмотренный частью 2 статьи 27.11 КоАП Российской Федерации порядок оценки стоимости изъятых вещей, предписывающий исходить при определении стоимости товара из его цены (государственной или рыночной) именно в Российской Федерации либо устанавливать ее путем проведения экспертизы, что не позволяет объективно отражать реальные затраты декларанта на приобретение товара в целях квалификации деяния как административного правонарушения, поскольку цены на одни и те же товары, продаваемые в разных странах и ввозимые на территорию Российской Федерации, при обычном течении розничной и оптовой торговли в условиях поддержки свободной и добросовестной рыночной конкуренции могут многократно как увеличиваться, так и уменьшаться.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 № 15-П установлено, что положения части первой статьи 188 УК Российской Федерации, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 КоАП Российской Федерации в их взаимосвязи не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 1), 19 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3), 54 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования позволяют для целей определения наличия состава преступления (контрабанда) или административного правонарушения (недекларирование товаров), а также исчисления размера административного штрафа использовать при оценке стоимости перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации товара, ввозимого для личных нужд, вместо таможенной стоимости этого товара его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и включать для указанных целей в стоимость товара и ту ее часть, которая законом и подзаконными правовыми актами разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов. Положения указанных статей в их взаимосвязи Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 № 15-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 1), 19 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3), 54 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования позволяют при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления (контрабанда) или административного правонарушения (недекларирование товаров), а также исчисления размера административного штрафа использовать его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов. Впредь до внесения федеральным законодателем - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных в настоящем Постановлении, - необходимых изменений в действующее правовое регулирование при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения в соответствии с положениями части первой статьи 188 УК Российской Федерации, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 КоАП Российской Федерации наличия состава преступления или административного правонарушения, а также для исчисления размера административного штрафа должна использоваться таможенная стоимость данного товара, а не его рыночная стоимость на территории Российской Федерации, при этом в стоимость товара для указанных целей не должна включаться та часть стоимости перемещаемого товара, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов.

Свидетель Л.Т., являющаяся экспертом экспертно-криминалистической службы, регионального филиала ЦЭКТУ г.Санкт-Петербурга, пояснила, что при проведении экспертизы по определению рыночной стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения товар она не осматривала, исследование проводила по представленным документам: акту таможенного досмотра, акту приема-передачи и определению о назначении экспертизы. Инвойс ей представлен не был. Цену товара она определяла, исходя из предложений продаж, представленных в открытом доступе на территории РФ. Свидетель С.В. показал, что указанная им в акте приема-передачи имущества на ответственное хранение цена товара не соответствует действительности, является технической ошибкой, опечаткой.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при назначении наказания, необходимо учитывать, что в стоимость товара для указанных целей не должна включаться та часть стоимости перемещаемого товара, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов. Следовательно, административный штраф должен исчисляться из суммы стоимости товара, превышающей 1500 евро. Поскольку Кальченко И.А. был представлен инвойс на сумму 2551,87 долларов США, которая по курсу ЦБ РФ на **.**.2012 составляет 1932 евро, то административный штраф должен исчисляться из суммы, превышающей 1500 евро, то есть из 432 евро.

В соответствии с ч.1 ст.16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

При назначении наказания суд учитывает характер совершённого административного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность. Правонарушение было совершено Кальченко И.А. впервые.

Обстоятельства отягчающие административную ответственность в соответствии со ст. 4.3 КоАП России отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Кальченко И.А., ** *** года рождения (паспорт РФ ** выдан **.**.2010 ФМС 78039), проживающего по адресу: П.п., д.** корпус **, кв.**, Санкт-Петербург, 190000, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 8500 рублей

Товар - имитаторы курения электронные (сигареты электронные) различных наименований, а именно:

1. Premium RICH cartridges black – 16 упаковок в каждой 5 пач. по 5 шт.;

2. Premium RICH cartridges white – 28 упаковок в каждой 5 пач. по 5 шт.;

3. AirSmoke Coffee Liquid – 150 шт.;

4. AirSmoke Cherry Liquid – 100 шт.;

4. AirSmoke CLub Edition – 20 упаковок;

5. AirSmoke Premium RICH white – 10 упаковок;

6. AirSmoke Premium RICH black – 40 упаковок, находящиеся на ответственном хранении на складе ЗАО «РОСТЭК-Псков» (г. Пыталово, ул. Победы, д.79), вернуть Кальченко И.А. после соответствующего таможенного оформления.

Процессуальных издержек по делу нет.

Разъяснить Кальченко И.А., что в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный КоАП РФ срок (не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу), влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Реквизиты для перечисления сумм штрафа и издержек следующие:

Банк получателя: ОПЕРУ-1 Банка России, Москва, 701

БИК 044501002

Получатель: ИНН 7730176610 КПП 773001001

Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

Счёт получателя: 40101810800000002901

КБК 15311009000010000180 ОКАТО 45268595000 Код таможни: 10209000

Поле «Назначение платежа» оплата по постановлению об АП № 1020900-158/12 для Псковской таможни

В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции (VO70010)

Срок предъявления к исполнению 2 (два) года.

Судья М.И.Мальгина

Постановление в порядке главы 30 КоАП не обжаловалось.

Не вступило в законную силу.