об обязании выполнения требований законодательства в сфере газоснабжения населения



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

/ Резолютивная часть /

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                  город Псков

Псковский районный суд Псковской области в составе:

Председательствующего судьи Логинова Д.В.,

с участием помощника прокурора Псковского района Емельяновой О.В.,

при секретаре Смородиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебного заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Псковского района Псковской области к Администрации Псковского района об обязании обратиться в проектную организацию для разработки схемы газоснабжения населенных пунктов, обязании обратиться в орган исполнительной власти Псковской области с заявкой о выделении субсидии бюджету муниципального образования на софинансирование работ по газификации населенных пунктов, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, -

РЕШИЛ

    Заместителю Прокурора Псковского района Псковской области в удовлетворении иска к Администрации Псковского района об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в проектную организацию для разработки схемы газоснабжения населенных пунктов : <адрес>, подлежащих газификации; об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган исполнительной власти Псковской области, уполномоченный на решение вопросов в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (продукцию, услуги), а также в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, с заявкой о выделении субсидии бюджету Муниципального образования «Псковский район» на софинансирование работ по газификации населенных пунктов : <адрес> с приобщением документов, предусмотренных ст. 5 Закона Псковской области от 27.06.2008 г. № 773-оз, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья:                                  Логинов Д.В.

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                          город Псков

Псковский районный суд Псковской области в составе:

Председательствующего судьи Логинова Д.В.,

с участием помощника прокурора Псковского района Емельяновой О.В.,

при секретаре Смородиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебного заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Псковского района Псковской области к Администрации Псковского района об обязании обратиться в проектную организацию для разработки схемы газоснабжения населенных пунктов, обязании обратиться в орган исполнительной власти Псковской области с заявкой о выделении субсидии бюджету муниципального образования на софинансирование работ по газификации населенных пунктов, -

УСТАНОВИЛ :

Заместитель Прокурора Псковского района в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Псковского района об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие с требованиями ст. 5 Закона Псковской обл. № 773-оз документы, прилагаемые к заявке на софинансирование работ по газификации деревень <адрес>, об обязании Администрации Псковского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган исполнительной власти Псковской области, уполномоченный на решение вопросов в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары ( продукцию, услуги ), а также в области энергетики, энергоснабжения и повышения энергетической эффективности с заявкой на софинансирование работ по газификации данных населенных пунктов.

В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Псковского района изменил исковые требования, предъявив требования к ответчику об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в проектную организацию для разработки схемы газоснабжения населенных пунктов : <адрес>, подлежащих газификации; об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган исполнительной власти Псковской области, уполномоченный на решение вопросов в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (продукцию,услуги), а также в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, с заявкой о выделении субсидии бюджету Муниципального образования «Псковский район» на софинансирование работ по газификации населенных пунктов <адрес> с приобщением документов, предусмотренных ст. 5 Закона Псковской области от 27.06.2008 г. № 773-оз.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Псковского района поступило обращение жителей деревень <адрес> по вопросу газификации этих населенных пунктов, в связи с чем Администрацией Псковского района дважды направлена заявка в Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора на софинансирование работ по газификации жилых домов индивидуального жилищного фонда этих населенных пунктов, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ приняты решения о возврате заявок для доработки по тем основаниям, что заявки не соответствовали положением ст. 2 и ст. 5 Закона Псковской области от 27.06.2008 г. № 773-оз, однако до настоящего времени ответчиком не принято надлежащих мер для устранения замечаний и привидения приложенных к заявке документов в соответствии с требованиями закона.

В качестве правового обоснования заявленных требований прокурор ссылается на следующие нормы закона : ст. ст. 19, 20 Градостроительного Кодекса РФ, федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 5 Закона Псковской области от 27.06.2008 г. № 773-оз «О газификации жилищного фонда Псковской области».

Представитель Администрации Псковского района Г.А. в суде иск не признала и пояснила, что в настоящее время в Псковском районе не имеется муниципального правового акта, регламентирующего правоотношения в сфере газоснабжения на территории Псковского района, настоящий иск прокурора вмешивается в исполнение полномочий органов местного самоуправления Псковского района, навязывает способы исполнения полномочий, указывая как должна быть сформирована заявка и кем должна быть подготовлена схема газоснабжения.

Представитель Администрации Псковского района Г.В. в ходе судебного разбирательства также возражал по существу иска и пояснил, что жалоб от жителей указанных деревень об обеспечении их газом не поступало, во всех указанных населенных пунктах ( за исключением <адрес> ) не имеется ни шкафного регуляторного пункта, ни газа низкого давления, что исключает возможность участия этих деревень в программе по получению субсидии, при этом прокладка газопровода возлагается на конкретного потребителя, в Псковском районе имеются другие деревни, жители которых самостоятельно изготовили схемы газоснабжения, предоставили все необходимые документы в Администрацию Псковского района, после чего выделяется субсидия, выделение денежных средств для обращения в проектную организацию для разработки схемы газоснабжения указанных деревень в отсутствии муниципального нормативно-правового акта является нецелевым использованием денежных средств.

Он же пояснил, что бюджет Псковского района является дефицитным, при возникновении необходимости улучшить свои жилищные условия жители деревень <адрес> должны самостоятельно до своей деревни проложить газопровод высокого давления и установить шкафной регуляторный пункт, только после этого возможно формирование указанной заявки и получение субсидии от Администрации Псковской области для газификации самого населенного пункта.

Представитель третьего лица - Администрации Логозовской волости Псковского района Ф.Л. в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель третьего лица - Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике П.Е. в судебное заседание не явился, направил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также указал, что в соответствии с Законом Псковской области от 27.06.2008 г. № 773-оз «О газификации жилищного фонда Псковской области», не подлежат газификации помещения в многоквартирных домах или жилые дома индивидуального жилищного фонда, собственники ( наниматели ) которых не приняли участия в софинансировании работ по газификации этих домов. ( л.д. 116 ).

Представитель третьего лица - Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике Л.Л. в ходе судебного разбирательства пояснила, что основной причиной возвращения заявок в настоящем споре явилось отсутствие сведений о точке подключения низкого и среднего давления, которые должны содержаться в отдельном документе ( схеме газоснабжения ), для чего должно быть осуществлено строительство шкафного регуляторного пункта и газопровода высокого давления длинной 6 километров и стоимостью <данные изъяты> рублей, при этом от точки подключения свыше 100 метров, софинансирование является бременем конкретного собственника из расчёта <данные изъяты> рублей за каждый метр газопровода.

Третье лицо Ф.В. в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил, извещён надлежаще.

Выслушав стороны, их представителей, проверив письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В суде установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Псковского района поступило обращение жителей деревень <адрес> по вопросу газификации этих населенных пунктов, в связи с чем Администрацией Псковского района дважды направлена заявка в Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора на софинансирование работ по газификации жилых домов индивидуального жилищного фонда этих населенных пунктов, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ приняты решения о возврате заявок для доработки по тем основаниям, что заявки не соответствовали положением ст. 2 и ст. 5 Закона Псковской области от 27.06.2008 г. № 773-оз ( далее - Закон ).

В соответствии с п. 5 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о передаче Администрацией МО Псковский район отдельных полномочий по решению вопросов местного значения Администрацией сельского поселения Логозовская волость, полномочия по организации в границах поселения газоснабжения населения переданы Администрации Псковского района ( л.д. 7-12).

При рассмотрении спора суд исходит из того, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений ( ч. 1 ст. 56 ГПК РФ ).

В соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший исковое заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца. На заместителе прокурора Псковского района лежит обязанность по доказыванию фактических обстоятельств, изложенных в иске.

Заместитель и помощник Прокурора Псковского района полагают, что обязанность Администрации Псковского района по обращению в проектную организацию для разработки схемы газоснабжения указанных населенных пунктов следует из прямого толкования ст. 5 Закона, в которой указывается, что к заявке должна быть приложена разработанная и утвержденная в установленном порядке схема газоснабжения населенного пункта, на территории которого расположены подлежащие газификации многоквартирные дома или жилые дома индивидуального жилищного фонда;

Однако данное толкование Закона суд считает произвольным, не основанным на анализе совокупности правовых норм.

Согласно положениям ст. ст. 2, 4, ч. 4 ст. 6 Закона

- точкой подключения к действующему газопроводу является место подключения строящегося распределительного газопровода природного газа к действующему газопроводу природного газа низкого или среднего давления или к шкафному регуляторному пункту.

- не подлежат газификации помещения в многоквартирных домах или жилые дома индивидуального жилищного фонда, собственники ( наниматели ) которых не приняли участия в софинансировании работ по газификации этих домов.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона, Администрации муниципального района, городского округа обеспечивают сбор средств собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах или жилых домов индивидуального жилищного фонда на софинансирование работ по газификации и перечисление их на расчетный счет муниципального заказчика.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона, органы местного самоуправления в соответствии с согласованным с Администрацией области муниципальным нормативным правовым актом участвуют за счет средств местного бюджета в софинансировании предусматриваемых настоящим Законом работ по газификации многоквартирных домов или жилых домов индивидуального жилищного фонда, а также вправе предоставлять за счет средств местного бюджета меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в подлежащих газификации многоквартирных домах или жилых домах индивидуального жилищного фонда, по обеспечению их участия в софинансировании в соответствии с настоящим Законом работ по газификации.

Проанализировав приведенные положения Закона, суд приходит к следующим выводам :

- возложение обязанности по обращению в проектную организацию для разработки схемы газоснабжения указанных населенных пунктов исключительно на Администрацию Псковского района не соответствует Закону.

- для реализации софинансирования работ по газификации жилищного фонда необходим муниципальный нормативно правовой акт.

В иске указывается, что ответчиком нарушено право и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение социально значимой услугой газоснабжения, а также право на благоприятные условия их проживания.

Однако прокурором в ходе судебного разбирательства не указано в чём заключается неправомерность этих действий (бездействий) и не представлено этому соответствующих доказательств и документов.

В суде установлено, что среди жителей деревень <адрес> постоянно зарегистрировано по месту жительства 300 человек, среди которых имеются владельцы частных индивидуальных домов, они могут участвовать в программе газификации на условиях софинансирования.

Как следует из протоколов собрания жителей деревень <адрес> ( л.д. 16-19 ), граждане согласны нести затраты на газификацию своих населенных пунктов.

Таким образом, направленность действий прокурора на защиту интересов конкретных жителей деревень <адрес>, которые являются владельцами частных индивидуальных домов, не даёт прокурору полномочия на обращение в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

Настоящий спор заявлен в отношении конкретных домовладений, на условиях освобождения их от участия в программе софинансирования газификации, поэтому нарушение прав неопределенного круга лиц здесь возникнуть не может.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что исполнение Администрацией МО Псковский район, выполняющей исполнительно-распорядительную деятельность, полномочий по осуществлению газификации жилищного фонда Псковского района, возможно только в рамках тех бюджетных ассигнований, которые предусмотрены в бюджете муниципального образования «Псковский район» на соответствующие цели.

Как усматривается из материалов дела, денежные средства на строительство газопровода высокого давления от <адрес> к указанным населенным пунктам не выделялись и не предусмотрены Законом.

При таких обстоятельствах понуждение Администрации МО «Псковский район» к проектированию схемы газоснабжения населенных пунктов : <адрес> является по существу ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления газификации жилищного фонда Псковского района, что противоречит статьям 12, 130 Конституции РФ, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, гарантированную к тому же ст. 10 Конституции РФ, запрещающей судам вмешиваться в компетенцию исполнительной власти.

С учётом изложенного, понуждение к обращению с заявкой о выделении субсидии бюджету Муниципального образования «Псковский район» на софинансирование работ по газификации населенных пунктов является необоснованным, поскольку заявка, заранее не соответствующая требованиям Закона, не может быть принята исполнительным органом Псковской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ :

Заместителю Прокурора Псковского района Псковской области в удовлетворении иска к Администрации Псковского района об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в проектную организацию для разработки схемы газоснабжения населенных пунктов <адрес> подлежащих газификации; об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ. обратиться в орган исполнительной власти Псковской области, уполномоченный на решение вопросов в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (продукцию, услуги), а также в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, с заявкой о выделении субсидии бюджету Муниципального образования «Псковский район» на софинансирование работ по газификации населенных пунктов <адрес> с приобщением документов, предусмотренных ст. 5 Закона Псковской области от 27.06.2008 г. № 773-оз, - о т к а з а т ь.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Решение обжаловано в апелляционном порядке.

Апеляционным определением решение оставлено без изменений. Вступило в законную силу.