№ 2-1506/2010 Решение об обязании устранить нарушения требований законодательства в области окружающей среды (объединено с делом № 2-1507/2010; №2-1407/2010)



Дело № 2-1507/2010 18 октября 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи - Демидовой О.Ю.,

С участием прокурора - Кононенко Н.С.,

При секретаре - Богуш О.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному общеобразовательному учреждению основная образовательная школа № 462 Пушкинского района Санкт-Петербурга, ГОУ средняя образовательная школа № 459 и к ГОУ основная общеобразовательная школа № 607 об обязании совершить определенные действия, заслушав прокурора Кононенко Н.С., директора школы № 462 Сорокину Т.В., директора школы № 459 Суенкову А.В., директора школы № 607 Шамину Л.Н.,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Пушкинского района Санкт-Петербурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, который в ходе рассмотрения дела изменил и в котором просит обязать ответчика ГОУ основная образовательная школа № 607 в срок до 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу разработать и предоставить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на из размещение, а также паспорт опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам; в срок до 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать подготовку ответственных за экологию работников, получить соответствующие свидетельства и сертификаты и указывает, что в результате профессиональной деятельности ответчика образуются отходы производства и потребления, а именно: отходы от эксплуатируемых нежилых помещений - люминесцентные лампы, коммунальный мусор от уборки помещений и пр., однако согласованные лимиты (разрешение) на размещение отходов на 2010 год, а также разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их использование - размещение и паспорта опасных отходов, ответственный за экологию работник у ответчика отсутствуют (том 1, л.д.2-6, 47).

Аналогичные иски были предъявлены к ГОУ средняя образовательная школа № 459 (гражданское дело № 2-1506/2010, том 2, л.д.2-6, 43-44) и

2

к ГОУ основная общеобразовательная школа № 607 (гражданское дело № 2-1407/2010, том 3, л.д.2-6, 75-77).

Определением суда от 13 сентября 2010 года указанные выше гражданские дела были объединены в одно производство (том 1, л.д.61-62).

Представители ответчиков исковые требования не признали, полагая их недоказанными.

Представитель 3-го лица администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга считает иск подлежащим отказу и указывает, что в процессе деятельности общеобразовательных школ не образуется опасных отходов, относящихся к тому классу опасности, при установлении которого требуется разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на из размещение, а также паспорт опасных отходов (л.д.41-42).

Представители 3-х лиц - Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга и Территориального управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явились, дело просили рассмотреть в их отсутствие (том 1, л.д.118, 121).

Суд, выслушав объяснения прокурора по иску, представителей ответчиков и 3-го лица администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат отказу.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Статьей 1 указанного выше закона предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со статьей 16 Закона РФ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится в том числе размещение отходов производства и потребления.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года № 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допус

3

тимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия.

Статьей 11 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В соответствии со статьей 18 того же Закона в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предприятиям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В обоснование иска прокурором заявлено, что ГОУ общеобразовательные школы №№ 607, 459 и 462 оказывают негативное воздействие на окружающую среду размещением опасных отходов от своей деятельности.

Статьей 1 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

К размещению отходов Закон относит их хранение и захоронение. Хранение определяется как их содержание в объектах размещения в целях их последующего захоронения, обезвреживание использования, а захоронение - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Создание объектов размещения отходов предусматривает наличие специального разрешения органов исполнительной власти с определением места строительства на основе специальных исследований при положительном заключении государственной экологической экспертизы с последующей регистрацией объекта в государственном реестре.

С учетом указанных выше норм закона, суд полагает, что общеобразовательные школы не относятся к категории юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, в частности, их в области их размещения.

4

Так, в ведении общеобразовательных школ отсутствуют объекты размещения отходов, внесенных в реестр в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Временное помещение отходов в контейнерах и заводских упаковках, впоследствии вывозимых на основании договоров, заключенных со специализированными организациями, не является, по мнению суда, размещением отходов (в том числе их хранением) в смысле, который придан этому понятию Законом РФ «Об охране окружающей среды».

Так, 03 марта 2010 года между Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга и ООО «Экострой» был заключен государственный контракт № 108 на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации люминесцентных источников света, ртутьметрическому обследованию и демеркуризации мест их хранения на объектах социальной сферы города, включая общеобразовательные школы (том 1, л.д.69-74).

Кроме того, 29 января 2010 года общеобразовательной школой № 459 был заключен договор с ООО «ПолиСтрой» на вывоз твердых бытовых отходов (том 1 л.д.81-84), аналогичный договор был заключен общеобразовательной школой № 462 (том 1, л.д.).

Статьей 1 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

Статьей 4.1 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 14 закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установ

5

ленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Приказом министерства природных ресурсов РФ от 02 декабря 2002 года № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» был утвержден перечень образующихся отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков.

Из указанного перечня видно, что приведенные в исковом заявлении виды отходов, образующихся в процессе деятельности ответчика, классифицируются следующим образом: 59400000 00 00 0 - отходы чистящих и моющих средств; 91201300 01 00 5 - отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений; 92100000 00 00 0 - электрическое оборудование, приборы, устройства и их части; 92300000 00 00 0 - лампы (накаливания, люминесцентные, электронные и другие), стекло с нанесенным люминофором, провода изолированные, кабели и другие изолированные электрические проводники; 92310000 01 00 0 - лампы электрические и электронные отработанные и брак; 92310100 01 99 5 - электрические лампы накаливания отработанные и брак.

При этом, указанные выше тринадцатизначные коды определяют вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки. Первые восемь цифр используются для кодирования происхождения отхода; девятая и десятая цифры используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы; одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций; тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I класс опасности, 2 - II класс опасности, 3 - III класс опасности, 4 - IV класс опасности, 5 - V класс опасности).

Таким образом, ни один из видов отходов, указанных в иске, не относится к I - IV классу опасности, в связи с чем паспортизация этих отходов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не требуется.

Статьей 15 закона № 89-ФЗ предусмотрено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

6

Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Поскольку в процессе деятельности ответчиков отходы I - IV класса опасности не возникают, то и требовать назначения лиц, имеющих профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с такими отходами, законных оснований не имеется.

Постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга в отношении руководителей общеобразовательных школ №№ 607, 459 и 462 не имеют преюдициального значения для разрешения данного спора (том 1, л.д.51-52, 56-57).

Оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что общеобразовательные учреждения осуществляют свою деятельность, не нарушая требования в области охраны окружающей среды, не создают в процессе этой деятельности угрозу причинения вреда природной среде и здоровью человека, в вязи с чем иск подлежит отказу в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному общеобразовательному учреждению основная образовательная школа № 462 Пушкинского района Санкт-Петербурга, ГОУ средняя образовательная школа № 459 и к ГОУ основная общеобразовательная школа № 607 об обязании совершить определенные действия отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней дня принятия решения судом в окончательной форме.

СУДЬЯ

Указанное решение в законную силу не вступило.