№ 2-1418/2010 Решение об обязании устранить нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и защиты жизни и здоровья несовершеннолетних



ДЕЛО № 2-1418/2010 25 октября 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Шматовой Е.А.

При секретаре Гавриловой О.С.

С участием прокурора Кононенко Н.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 18 Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее по тексту ГДОУ детский сад № 18 Пушкинского района Санкт-Петербурга) об обязании устранить нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и защиты жизни и здоровья несовершеннолетних

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Пушкинского района Санкт-Петербурга, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, и уточнив свои требования, просит обязать ответчика ГДОУ детский сад № 18 Пушкинского района Санкт-Петербурга разработать и предоставить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также - паспорт опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам в срок до 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу; организовать подготовку ответственных за экологию работников, получить соответствующие свидетельства и сертификаты в срок до 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, указывая, что в результате деятельности ответчика образуются отходы: коммунальный мусор от уборки помещений, отходы от эксплуатируемых нежилых помещений - люминесцентные лампы и пр., однако вышеуказанные документы на 2010 год у ответчика отсутствуют; специально подготовленных работников, ответственных за экологию, не имеется, хотя ответчик в силу закона Российской Федерации «Об образовании» обязан создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, несет ответственность за их жизнь и здоровье.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

Представитель третьего лица - администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга считает исковые требования прокурора не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на то, что в процессе деятельности детского сада № 18 не образуется отходов, на которые требуется разработка проекта нормативов их образования и лимитов на их размещение, а также - опасных отходов.

Представители третьих лиц - Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга и территориального управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явились, дело просили рассмотреть в их отсутствие, полагают, что требования прокурора обоснованы.

Представитель третьего лица - ООО «Экострой» также полагает, что требования прокурора обоснованы, пояснил, что 03.03.2010 между Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга и ООО «Экострой» заключен государственный контракт № 108 на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации люминесцентных источников света, ртутьметрическому обследованию и демеркуризации мест их хранения на объектах социальной сферы города, включая ответчика, однако последний в нарушение требований закона паспорта на отработанные люминесцентные лампы не имеет.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика и третьих лиц - администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, ООО «Экострой», исследовав материалы дела, считает исковые требования прокурора удовлетворить по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Статьей 1 указанного выше закона предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - это поступление к окружающую среду вещества и(или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ «Об отходах производства и потребления») определяет отходы производства и потребления как остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно статье 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, данная федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по обращению с отходами.

Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703. В соответствии с пунктом 5 данных методических указаний хозяйствующие субъекты разрабатывают и оформляют проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы Ростехнадзора.

Статьей 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.

В соответствии с п. 3 ст. 14 указанного закона на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет правительство Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.3.7 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» указанная служба ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов. Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору издан приказ от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», устанавливающий процедуру подготовки обосновывающих материалов рассмотрения и принятия решения о паспортизации опасных отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы.

Отработанные ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отнесены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 02..12.2002 № 786, к первому классу опасности для окружающей среды. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 утвержден порядок обращения с этим видом отходов.

Статьей 15 закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.

Таким образом, федеральное законодательство и подзаконные нормативные правовые акты связывают обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по составлению паспортов отходов I-IV класса опасности, а также по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с деятельностью указанных субъектов, в результате которой образуются отходы производства и потребления. Следовательно, ответчик обязан составлять паспорта такого вида отходов, как отработанные ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать государственное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 18 Пушкинского района Санкт-Петербурга разработать и представить на утверждение проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспорта опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам в срок до 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу; организовать подготовку ответственных за экологию работников, получить соответствующие свидетельства и сертификаты в срок до 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с государственного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 18 Пушкинского района Санкт-Петербурга государственную пошлину в доход государства в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

СУДЬЯ