Дело №2-1514/2010 21 декабря 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Пушкинский районный суд г. Санкт-Петербурга
В составе: председательствующего судьи Емельяновой Е.А.
с участием прокурора Кононенко Н.С.
при секретаре Федуловой М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга к Государственному образовательному учреждению основной общеобразовательной школе № 460 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга, Государственному образовательному учреждению основной общеобразовательной школе № 464 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга и Государственному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №4 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия, с участием представителя ответчика ГДОУ Детский сад №4 - Шевцовой З.Г., представителя ГОУ Школа №460 - Макаровой Г.В., представителя 3-го лица Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга - Пушняковой О.С., представителя 3-го лица Роспотребнадзора по СПб -Нефедовой А.Г., представителя 3-го лица ООО «КомПрофСервис» - Козловского А.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пушкинского района Санкт-Петербурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском и после изменения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просил обязать ответчика ГОУ основная образовательная школа № 464 в срок до 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу разработать и предоставить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорт опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам, в срок до 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать подготовку ответственных за экологию работников, получить соответствующие свидетельства и сертификаты, указал, что в результате профессиональной деятельности ответчика образуются отходы производства и потребления, а именно: отходы от эксплуатируемых нежилых помещений - люминесцентные лампы, коммунальный мусор от уборки помещений и пр., однако согласованные лимиты (разрешение) на размещение отходов на 2010 год, а также разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их использование - размещение и паспорта опасных отходов, ответственный за экологию работник у ответчика отсутствуют ( л.д.194).
Аналогичные иски были предъявлены к ГОУ средняя образовательная школа № 460 и ГДОУ №4.
Определением суда от 14.09.2010 года указанные выше гражданские дела были объединены в одно производство (л.д.252).
Представители ответчиков исковые требования не признали, полагая их недоказанными.
Представитель 3-го лица, Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга просил в удовлетворении исковых требований отказать, указал, что в процессе деятельности общеобразовательных школ и ГДОУ не образуется опасных отходов, относящихся к тому классу опасности, при установлении которого требуется разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на из размещение, а также паспорт опасных отходов.
Представитель 3-го лица, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддержал.
Представитель 3-го лица, Территориального управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель 3-го лица ООО «КомПрофСервис» просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители 3-их лиц Управления Ростехнадзора и СПб ГУП «Экострой» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела были извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, 3-их лиц, специалиста, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Статьей 1 указанного выше закона предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, загрязнение окружающей среды- это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения и их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами и области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе размещение отходов производства и потребления.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года № 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия.
Согласно п.3 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской федерации, каковым являются Федеральный закон от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В преамбуле вышеуказанного нормативного правового акта указано, что он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления и предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии со ст. 1 Закона №89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.
Статьей 11 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии со статьей 18 того же Закона в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предприятиям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской федерации (п.п.3,4 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).
Названный порядок определен правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.200 года № 461.
Под лимитом на размещение понимается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (статья 1 закона № 89-ФЗ и пункт 3 Правил).
В силу пункта 4 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и предоставляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Таким образом, лимиты на размещение отходов должны быть установлены только тем индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые осуществляют деятельность по размещению отходов.
В обоснование иска прокурором заявлено, что ГОУ общеобразовательные школы №№ 460, 464 и ГДОУ № 4 оказывают негативное воздействие на окружающую среду размещением опасных отходов от своей деятельности.
В соответствии со ст.1 Закона № 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение или захоронение. При этом понятие хранение отходов законодатель определяет как их содержание в объектах размещение отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронением является изоляция отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
К размещению отходов Закон относит их хранение и захоронение. Хранение определяется как их содержание в объектах размещения в целях их последующего захоронения, обезвреживание использования, а захоронение - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Пункт 7 статьи ст.12 указанного закона устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: запрещается размещение отходов на объектах не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Создание объектов размещения отходов предусматривает наличие специального разрешения органов исполнительной власти с определением места строительства на основе специальных исследований при положительном заключении государственной экологической экспертизы с последующей регистрацией объекта в государственном реестре.
С учетом выше изложенного можно прийти к выводу о том, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Следовательно, общеобразовательные школы и ГДОУ не относятся к категории юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, в частности, их в области их размещения.
В соответствии с Уставом ГОУ основной общеобразовательной школы № 460 основной целью его деятельности является обучение и развитие детей в соответствии с их индивидуальными особенностями. Основной деятельностью является реализация общеобразовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования различной направленности (л.д. 12-36).
Аналогичные положения установлены в Уставе ГОУСОШ №464 и ГДОУ №4.
В ведении общеобразовательных школ отсутствуют объекты размещения отходов, внесенных в реестр в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Временное помещение отходов в контейнерах и заводских упаковках, впоследствии вывозимых на основании договоров, заключенных со специализированными организациями, не является, по мнению суда, размещением отходов (в том числе их хранением) в смысле, который придан этому понятию Законом РФ «Об охране окружающей среды».
Таким образом, ответчики не являются учреждениями, осуществляющими деятельность по размещению отходов, в связи с чем у них отсутствует обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, также нельзя придти к выводу и о том, что ответчики оказывают негативное воздействие на окружающую среду, поскольку они не осуществляют специализированной деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
Так, 03 марта 2010 года между Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга и ООО «Экострой» был заключен государственный контракт № 108 на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации люминесцентных источников света, ртутьметрическому обследованию и демеркуризации мест их хранения на объектах социальной сферы города, включая общеобразовательные школы ( л.д.233-241).
Кроме того, в 2010 году ГДОУ №4 был заключен договор №2 с ООО «Жилкомсервис №1» на вывоз твердых коммунальных отходов (л.д.115).
20.04.2010 года ГДОУ №4 был заключен договор №578 с ООО «Сантехмонтаж» на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, инженерных сетей (л.д.154-157).
Также 09.02.2010 года ГОУ СОШ №460 с ООО «КомПрофСервис» был заключен договор №128/460 на выполнение работ по предотвращению аварийных ситуаций, локализации и ликвидации аварий. (л.д.266-272).
Аналогичный договор был заключен ГОУ СОШ №464 с ООО ««КомПрофСервис» (л.д.274-281).
Статьей 1 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;
Статьей 4.1 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 14 закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Приказом министерства природных ресурсов РФ от 02 декабря 2002 года № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» был утвержден перечень образующихся отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков.
Из указанного перечня видно, что приведенные в исковом заявлении виды отходов, образующихся в процессе деятельности ответчика, классифицируются следующим образом: 59400000 00 00 0 - отходы чистящих и моющих средств; 91201300 01 00 5 - отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений; 92100000 00 00 0 - электрическое оборудование, приборы, устройства и их части; 92300000 00 00 0 - лампы (накаливания, люминесцентные, электронные и другие), стекло с нанесенным люминофором, провода изолированные, кабели и другие изолированные электрические проводники; 92310000 01 00 0 - лампы электрические и электронные отработанные и брак; 92310100 01 99 5 - электрические лампы накаливания отработанные и брак.
При этом, указанные выше тринадцатизначные коды определяют вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки. Первые восемь цифр используются для кодирования происхождения отхода; девятая и десятая цифры используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы; одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций; тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I класс опасности, 2 - II класс опасности, 3 - III класс опасности, 4 - IV класс опасности, 5 - V класс опасности).
Следовательно, ни один из видов отходов, указанных в иске, не относится к I - IV классу опасности, в связи с чем паспортизация этих отходов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не требуется.
Таким образом, истец не доказал, что ответчики осуществляют деятельность по размещению отходов производства и потребления в смысле, придаваемой этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ, т.е. занимаются специализированным размещением отходов в специально оборудованных местах, для создания которых в соответствии со ст. 12 ФЗ № 89 -ФЗ необходимо разрешение федеральных органов власти, и что основания для возложения на ответчиков обязанности разработать и представить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов отсутствуют. Доводы истца о том, что ответчики занимаются накоплением отходов в помещениях школ и ГДОУ, поскольку отработанные люминесцентные лампы, коммунальных мусор от уборки помещений хранятся у ответчиков вплоть до вывоза, не могут быть приняты судом, поскольку ответчики пояснили, что указанные лампы и мусор не складируются в помещениях школ и ГДОУ, а вывозятся специализированными организациями в порядке и сроки, обусловленные государственными контрактами, доказательств обратного, прокурором не представлено. Кроме того, временное помещение отходов, впоследствии вывозимых специализированными организациями, по мнению суда, не является накоплением отходов в том смысле, который придан этому понятию Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 года №681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, однако, данный нормативных правовой акт устанавливает порядок обращения с отходами производства и потребления, указанными выше, и не предусматривает выполнение тех обязанностей ответчиками, которые прокурор указал в исковом заявлении.
Статьей 15 закона № 89-ФЗ предусмотрено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
Поскольку в процессе деятельности ответчиков отходы I - IV класса опасности не возникают, то и требовать назначения лиц, имеющих профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с такими отходами, законных оснований не имеется.
Постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга в отношении руководителей общеобразовательных школ №№460,464 и ГДОУ №4 не имеют преюдициального значения для разрешения данного спора ( л.д. 5,45,102).
Оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что общеобразовательные учреждения осуществляют свою деятельность, не нарушая требования в области охраны окружающей среды, не создают в процессе этой деятельности угрозу причинения вреда природной среде и здоровью человека, в связи с чем иск подлежит отказу в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Прокурору Пушкинского района Санкт-Петербурга в иске к Государственному образовательному учреждению основной общеобразовательной школе №460 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга, Государственному образовательному учреждению основной общеобразовательной школе №464 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга и Государственному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №4 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга об обязании в срок 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу разработать и представить на утверждение проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов, организовать в срок 30 суток с момента вступления решения суда в законную силу подготовку ответственных за экологию работников, получить соответствующие свидетельства и сертификаты отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.
Судья:
Решение не вступило в законную силу