Дело № 2-2131/2010 29 ноября 2010 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Е.А.
при секретаре Федуловой М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Воротникова А.М. об оспаривании действий Военного комиссариата г. Санкт-Петербурга, с участием заявителя - Воротникова А.М.,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель просил суд признать незаконным решение Военного комиссариата Санкт-Петербурга об отсутствии оснований для возмещения расходов по проезду в санаторно-куртное и оздоровительное учреждение (туристическую базу) и обратно, указал, что с 13 по 26 июня 2010 года он с женой и сыном отдыхал на турбазе «Волна» ... В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» заявитель и члены его семьи имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным транспортом в санаторно-куротные и оздоровительные учреждения и обратно, однако, в возмещении расходов ему было неправомерно отказано.
Представитель Военного Комиссариата Санкт-Петербурга дело просил рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении заявления отказать, в отзыве указал, что Воротникову А.М. было правомерно отказано в возмещении расходов на проезд, поскольку турбаза, на которой отдыхал заявитель не относится к категории санаторно-курортного и оздоровительного учреждения, кроме того, ОАО «Турбаза «Волна» не находится в ведении Министерства обороны, либо иного федерального органа исполнительной власти, в котором ФЗ РФ предусмотрена военная служба.
Суд, выслушав заявителя, исследовав материалы дела, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела Воротников А.М. с женой и сыном с 13.06.2010 по 26.06.2010 года находился на ОАО «Турбаза «Волна», что подтверждается обратными талонами к путевкам (л.д.7), к месту отдыха и обратно следовал железнодорожным транспортом, что подтверждается железнодорожными билетами(л.д.8,9).
В соответствии с пунктом 9 ст. 20 ФЗ «О статусе военнослужащих» расходы, связанные с перевозкой граждан, уволенных с военной службы, членов их семей железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5 статей 2, 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Воротников А.М., как офицер, уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с общей продолжительностью военной службы более 20-ти лет, и члены его семьи: жена - Ж. и сын - С., имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водными автомобильным транспортом в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).
Согласно правовому смыслу указанной статьи данная норма Федерального закона «О статусе военнослужащих» не ограничивает круг таких учреждений и не предусматривает, что учреждения обязательно должны относиться к ведению Министерства обороны РФ либо иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законодательством предусмотрена военная служба.
Выдача воинских перевозочных документов гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, имеющим на это право, на проезд железнодорожным транспортом, в том числе для проезда в санаторно-куротные и оздоровительные учреждения, среди которых указаны туристические базы, предусмотрена и в «Руководстве по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской федерации», утвержденном Приказом Министра обороны от 06.06.2001 года №200 (ред. от 11.08.2009 года).
Таким образом, то обстоятельство, что ОАО «Турбаза «Волна» не находится в ведении Министерства обороны, либо иного федерального органа исполнительной власти, в котором ФЗ РФ предусмотрена военная служба, не является основанием для отказа в возмещении заявителю расходов на проезд.
Ссылку представителя заинтересованного лица на ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих» в обосновании своих доводов, суд считает несостоятельной, поскольку данной нормой права регулируются отношения по обеспечению военнослужащий и членов их семей санаторно-куротным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, на туристских базах Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и оплате путевки, в том числе и офицерам, уволенным с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями … и членам их семей. Между тем оплата проезда офицерам, уволенным с военной службы, регулируется ст. 20 указанного выше закона.
Как следует из копии информационного письма об учете ОАО «Турбаза Волна» ... в составе ЕГРПО турбаза имеет коды ОКВЭД, в том числе: 55.23.2 - деятельность пансионатов, домов отдыха и т.п. 85.11.2 - деятельность санаторно-курортных учреждений. Турбаза ... относится к курортам ... на основании ст.ст. 1,3 ФЗ N226 от 23.02.1995 года «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», ст.ст. 1,3 Закона Краснодарского края «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края» от 23.07.1996 года (л.д.60-61).
Под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001, введенного в действие 01 января 2003 года деятельность санаторно-курортных учреждений с кодом 85.11.2 включает санаторно-курортную деятельность, связанную в т.ч., с проведением профилактики и оздоровительных мероприятий на базе лечебно-профилактических учреждений (в т.ч. курортов).
Отдельным пунктом выделен вид деятельность санаторно-курортных учреждений: обеспечение условий пребывания в санаторно-курортных учреждениях (проживания, питания и т.п.), т.е. без оздоровительных мероприятий (л.д. 53-55, 62-64).
Кроме этого в пункте 3 совместного письма Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службой от 17.01.2008 с N ШС-6-03/28@ и приложения к нему: письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 ноября 2007 г. N 32262/МЗ-14 отмечается: «В настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий деятельность санаторно-курортной организации и определяющий объем ее полномочий. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предмет, цели и направления деятельности санаторно-курортной организации определены в ее учредительных документах.
Как следует из Устава ОАО «Турбаза ВОЛНА» ... основными видами деятельности общества являются: организация оздоровительных, лечебных, туристко-экскурсионных и сопутствующих им услуг для взрослых и детей, в том числе: организация оздоровительных услуг, туров…(л.д. 56-59).
Пунктом 9 ст. 217 Налогового кодекса РФ определено, что к санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся, в том числе дома отдыха и базы отдыха, пансионаты (код ОКЭВД 55.23.2). Таким образом, ОАО «Турбаза ВОЛНА» ... с кодом ОКЭВД 55.23.2 относится к санаторно-курортным и оздоровительным учреждениям.
В Общероссийском классификаторе услуг населению, утвержденным Постановлением госстандарта РФ N2 163 от 28 июня 1993 года и введенного в действие 01 января 1994 года определенно, что к санаторно-оздоровительным услугам относятся в т.ч.: проживание в домах (базах) отдыха, проживание в пансионатах (без лечения).
Кроме этого в законе ФЗ N226 от 23.02.1995 года «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в ст.1 даны понятия: природные лечебные ресурсы - лечебный климат, другие природные условия, используемые для профилактики заболеваний и организации отдыха, лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Природные лечебные ресурсы предоставляются физическим лицам для профилактики заболеваний, а также в целях отдыха (ст.10, п.1).
В ФЗ N2132 от 24.11.1996 года «Об основах туристической деятельности в РФ» в ст.1 даны понятия: туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных и иных целях. Туристские ресурсы - природные объекты, способные содействовать поддержанию их (туристов) жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.
А в ст. 4 указанного закона определены основные цели государственного регулирования туристской деятельности, к которым относятся: создание условий для деятельности, направленной на оздоровление туристов.
В пункте 1 совместного письма Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службой от 17.01.2008 года N ШС-6-03/28 и приложения к нему: письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2.11. 2007 года N 32262/МЗ-14 отмечается: что «иные оздоровительные организации в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, введенным в действие Постановлением, Госстандарта от 06.11.2001 N 454-ст, могут быть созданы в виде пансионатов, домов отдыха и иных формах, которые не относятся к организациям здравоохранения, осуществляющим свою деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность».
Таким образом, суд, учитывая сказанное выше, считает, что ОАО «Турбаза «Волна» относится к оздоровительным учреждениям, следовательно, отказ в возмещении расходов на проезд был выдан неправомерно, заявление Воротникова А.М. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. ст. 254, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Военный комиссариат г.Санкт-Петербурга возместить Воротникову А.М. расходы по оплате проезда железнодорожным транспортом в ОАО «Турбаза «Волна» и обратно на него и членов его семьи: жены - Ж. и сына -С..
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.
Судья
Решение не вступило в законную силу